Франция сумела создать механизм, способный заинтересовать бизнес и государство в переработке отходов и вложении масштабных инвестиций в данную отрасль.
В сфере охраны окружающей среды и переработки отходов Украине не приходится изобретать велосипед. Ведущие страны мира уже на протяжении многих лет используют эффективные методы организации и функционирования данной отрасли, что дает возможность нашему государству и бизнесу перенести определенный опыт на свои просторы. Этой проблеме был посвящен французско-украинский коллоквиум «Водоснабжение и переработка отходов», организованный экономической миссией посольства Франции в Украине и французским агентством по вопросам международного развития UBIFRANCE. Как отметил на открытии коллоквиума Жан-Поль Везьян, посол Франции в Украине, «концентрация промышленности порождает проблемы переработки мусора, сохранения окружающей среды и политики развития городов. Это касается как Украины, так и Франции, которая имеет действенный опыт сотрудничества, позволяющий объединять государственные и частные ресурсы для решения важных проблем переработки отходов». В механизмах такого сотрудничества «&» и попытался разобраться.
Решение вопросов цены и качества
В исследовании мирового лидера в области экологических услуг компании Veolia Environment отмечается, что необходимыми условиями для сотрудничества общественного и частного секторов являются наличие стабильного законодательства, позволяющего планировать долгосрочные инвестиционные проекты, возможность увеличения прибыли при соблюдении интересов всех заинтересованных сторон и открытость намерений сотрудничества. Как поведал Брюно Жоан, заместитель директора коммунальной службы Service Public 2000, «сегодня во Франции все политические партии, перекрасившись в зеленый цвет, очень важную роль уделяют проблемам экологии и переработки отходов». Специфика этой страны состоит в том, что, кроме министерства окружающей среды, административно-территориальных единиц и отраслевых министерств (ответственных за благоустройство территорий), там сегодня существуют специализированные управления и агентства по водоснабжению, охране окружающей среды, переработке отходов и др. Статус таких агентств предполагает отсутствие капитала (ассоциация), субсидирования, частных клиентов и генерального проектирования. А их деятельность осуществляется на уровне местных советов, которые занимаются вопросами управления и финансирования очистительных предприятий.
«Финансовая роль государства в этой отрасли небольшая. Национальные и региональные агентства занимаются сбором средств за пользование водопроводом, утилизацией мусора и др., а также работают с частными организациями. Они же имеют функции надсмотра, занимаются исследованиями», — говорит Брюно Жоан. Например, в миссию службы Service Public 2000 входит экспертиза всех видов коммунальных услуг: вода, отходы, электричество, газ, отопление, транспорт, планировка городов, экономическое и социальное развитие.
Во Франции существует порядка 36 тыс. коммун, что усложняет работу с ними. Однако следует отметить, чго «услуги очистки» предоставляют специализированные частные предприятия, работа которых в данной сфере началась еще 150 лет тому назад. Местные общины имеют значительную финансовую независимость, чтобы самостоятельно платить за коммунальные услуги. Сбор отходов осуществляется на уровне коммун, а иногда на уровне межкоммунальных объединений. Переработка осуществляется в больших масштабах, поскольку такие мощности стоят дороже. Для стимулирования предприятий используется и государственная помощь (субвенции, дотации), однако ей отводится лишь поддерживающая роль. «Сегодня мы начинаем переходить от работы с потоками к оптимизированному использованию пространства. Наши действия базируются на европейской директиве, требующей соблюдения качества процессов принятия решений. Поэтому мы перешли от системы централизованного принятия решений к системе согласований, понимая, что действия каждого участника влияют на других», — отмечает Брюно Жоан. Что касается договоров на коммунальные услуги, то за их цену и качество отвечают местные общины, которые остаются собственниками оборудования независимо от того, какой контракт подписан. Договоры составляются и оговариваются на местном уровне, подлежат общественной огласке и должны указывать срок действия и цену. Ножницы цен на переработку отходов достаточно широки и составляют от 100 до 175 евро за тонну (30-75 евро на одного жителя).
Каждому по 6 евро
Основными целями переработки отходов во Франции являются приостановление растущих объемов (цель: 1 житель — 1 кг/1 день), развитие системы сортировки самими же жителями (поскольку рассортировать мусор в промышленных масштабах предприятия не в состоянии), захоронение на полигонах и свалках лишь «конечных» (не поддающихся переработке) отходов, внедрение строгих норм переработки. Одной из крупнейших организаций, участвующих в этом процессе, является Eco-Emballages. Компания обслуживает свыше 91% населения Франции (контракты с 30969 муниципалитетами), имеет более 10 тыс. партнеров и ежегодный оборот 400 млн. евро. Данной компании (как и ряда других) не существовало бы без создания законодательных рамок. Еще в 1975 г. во Франции был принят Закон «Об отходах», а в 1992 г. декрет №92377, обязующий любого производителя или импортера принимать участие в обработке упаковочных материалов, которые они создают. «Каждый производитель, импортер, а также человек, ответственный за выход на рынок его продукции, обязан способствовать и применять меры для утилизации совокупности отходов упаковочных материалов», — говорится в декрете. Его положения распространяются на все предприятия, которые упаковывают сами либо заказывают фасовку продукции, предназначенной для продажи на французском рынке, а также на импортеров и дистрибьюторов.
Паскаль Жисле, директор по международному развитию Eco-Emballages, рассказал «&»: «Создание нашей компании позволило финансировать частный сектор, который привлечен в переработку отходов. У Eco-Emballages особый статус — это неприбыльное акционерное общество, что нетипично даже для Франции. Все средства, поступающие от компаний-партнеров, перечисляются местным общинам, ответственным за переработку отходов. Eco-Emballages занимается переработкой только бытовых упаковочных материалов (в 2002 г. было переработано 75% национальных объемов). Производители платят за каждую упаковку в зависимости от ее массы и состава упаковочного материала. Полученные деньги в свою очередь идут коммунам, участвующим в переработке отходов. Оплата начисляется за каждую переработанную тонну. Поэтому те общины, которые хорошо работают, получают много денег, а которые плохо — мало. В среднем Eco-Emballages ежегодно выплачивает на одного жителя 6 евро (360 млн. евро во всей Франции), а оставшиеся несколько миллионов евро идут на рекламные кампании и разъяснительную работу среди населения».
Актуальность данного механизма сегодня находит понимание и в Украине. Как заявил Павел Качур, министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, «реформа жилищно-коммунального хозяйства должна ответить на те вопросы, о которых раньше говорить было не принято. Сегодня необходимо начать относиться к данной отрасли как к бизнесу, управляемому законами экономики, имеющему себестоимость и тариф, позволяющий получать прибыль. Именно тарифная политика становится вопросом №1 для привлечения инвестора». Хотя уже сейчас иностранные компании работают в Украине. По словам Поля Везьяна, французские компании принимают участие в проектах, финансируемых Мировым банком и ЕБРР, в частности, в Днепропетровске и Харькове. Планируются также проекты в Черновцах и Донецке.