В Украине переработка отходов становится все более привлекательной для масштабных инвестиций, а в случае повышения существующих тарифов она способна превратиться в многомиллионный бизнес.
В мире интерес к утилизации отходов со стороны бизнеса за последние 15 лет существенно возрос. Этому способствовали разнообразные программы развитых стран, направленные на постепенное сокращение объемов производимых отходов и увеличение инвестиций на их переработку. Если до 1990 года рост объема мусора в Европе и США был сопоставим с ростом их ВВП, то, начиная с конца прошлого века темпы его прироста начали уменьшаться. Например, согласно директиве ЕС «О свалках», количество отходов, отправляемое на свалки Великобритании, до 2010 г. должно быть сокращено до 75% от уровня 1995 г., а к 2020 г. — до 35%. Правительство Австралии, поставив цель уменьшить объемы захоронения отходов до 55% от уровня 1990 г., даже ввело специальный налог на данную операцию. Полученный таким образом доход направляется на субсидирование переработки и финансирование образовательных кампаний, что превращает данную отрасль в лакомый кусок для бизнеса. Исследование, проведенное компанией RW Beck Inc., показало, что только в США переработка мусора предоставляет работу 1,1 млн. человек, генерируя годовой доход $236 млрд. (2% ВВП). По данным Агентства по защите окружающей среды (США), сжигание 10 тыс. тонн отходов создает одно рабочее место; захоронение — 6 мест; переработка — 36.
Две системы — одно решение
В мире существуют две основные бизнес-схемы работы мусороперерабатывающего сектора — европейская и американская. В Америке «производители отходов» вносят плату за уборку мусора отдельным платежом, в то время как в Европе указанная сумма включается в стоимость приобретаемых продуктов. Две системы по-разному влияют на бизнес производителей упаковки. Американская — слабо, поскольку вся тяжесть мусорного налога ложится на конечных потребителей товаров. Европейская система, в частности немецкая (Green Dot), предоставляет стимулы для уменьшения объемов упаковки, поскольку отчисления (в виде оплаты лицензий) уплачиваются компаниями-производителями и закладываются в себестоимость товаров. Таким образом, производители заинтересованы в уменьшении упаковочного материала. Та же Германия стала первой страной в мире, которой удалось переломить тенденцию роста объема отходов по сравнению с ростом экономических показателей развития (житель Германии платит в Green Dot не больше 1,9 евро в месяц, а стоимость лицензий снизилась на 9,5% в 1999 г. и еще на 15% — в 2003 г.).
«В ЕС благодаря политике государств деятельность, связанная с мусором, очень прибыльна. Для примера: стоимость захоронения отходов покрывается на 2/3 местным налогом на мусор и на 1/3 производителем товаров. Менее прибыльный бизнес — переработка, стоимость которой компенсируется реализаторами и производителями. При покупке товара в его стоимость уже заложена плата за утилизацию упаковки. Эти деньги идут непосредственно переработчикам. Сжигание в Европе — дорогой и не очень прибыльный бизнес для частных компаний. Ведь регулирование становится все жестче, а лимиты на выбросы диоксинов и тяжелых металлов, выделяемых при сжигании, сокращаются. К примеру, во Франции компания, утилизирующая отходы, получает от регулирующего органа такие средства: за захоронение на полигоне — 50 евро/т, сжигание — 100, переработка — 200-300 евро/т. Таким образом государство через регуляторный механизм заставляет использовать наиболее дорогостоящие технологии, а именно переработку», — рассказывает Филипп Фишо, эксперт программы Tacis EuropeAID.
Первые ступени эволюции
Из всех существующих в развитых странах составляющих бизнеса на мусоре в Украине присутствует только его сбор с последующим захоронением на полигонах, два мусоросжигательных завода и одна сортирующая станция. Как отмечают опрошенные «&» эксперты, убыточность или балансирование на грани рентабельности присуща практически всем операторам. По оценкам проекта Tacis, Украина «производит» ежегодно порядка 15 млн. т бытовых отходов. С каждым годом эти объемы возрастают на 8-10%. По данным Госкомстата, в стране накопилось от 20 до 30 млрд. т мусора, который занимает площадь почти 160 тыс. га. Столь значительные объемы могут стать прекрасной сырьевой базой для развития перерабатывающего бизнеса на десятки лет. Филипп Фишо: «До недавнего времени в Украине собиралась лишь одна треть бытовых отходов. Постепенно происходит улучшение данного показателя. А в случае, если тариф на захоронение составит 12 евро за тонну (17 грн. за кубический метр), Украина сможет достичь 100%-го сбора и безопасного размещения отходов за счет активизации интереса со стороны бизнеса». Как отметил Яков Стеценко, начальник управления благоустройства и коммунального обслуживания Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, «современные технологии сортировки и переработки отходов практически отсутствуют в Украине. Средний тариф на перевозку твердых бытовых отходов в 2004 г. составил 10,6 грн. за кубический метр, а на захоронение — 4,5 грн. Такие тарифы пока не позволяют предприятиям придерживаться необходимых норм и правил деятельности, особенно при захоронении на полигонах. Тарифы не пересматривались уже 5-6 лет, в то время как эксплуатационные затраты, стоимость энергоресурсов существенно возросли. В итоге предприятия отрасли работают в убыток». «Если рассматривать Украину в целом, в квартплате ежемесячная стоимость услуг по вывозу мусора колеблется от 3 до 8 коп./кв. м. Эта сумма настолько мала, что даже не покрывает стоимости уборки мусора», — рассказывает Андрей Никитин, коммерческий директор компании «Раф-плюс».
Борьба за рентабельность
Развитие бизнеса сдерживается регулярным недополучением денег в оплату услуг по вывозу мусора в коммунальных хозяйствах. «Если в многоэтажных домах платят 70-100% жильцов, то в частном секторе этот показатель колеблется в пределах 20-50%», — отмечает Бенуа Плэже, руководитель программы Tacis EuropeAID. «На сегодня оплата за вывоз покрывает лишь 1/3 затрат. Вследствие чего во многих районах и даже небольших городах нет ни одной мусороуборочной машины. Если будет установлен разумный тариф (минимум 2 грн./чел.-мес. сегодня, в среднем — меньше 1 грн./чел.-мес.) и удастся достичь 100%-й оплаты услуг — это позволит предприятиям инвестировать в новое оборудование и качественно выполнять свою работу», — считает Филипп Фишо. «Среди позитивных изменений следует выделить формирование как у граждан, так и предприятий мнения, что за вывоз мусора и за другие коммунальные услуги, необходимо платить. К примеру, порядка 85-90% наших клиентов с пониманием отнеслись к повышению тарифа в среднем на 15%, произошедшему в результате удорожания горюче-смазочных материалов и ростом минимальной зарплаты с апреля 2005 г. по январь 2006 г.», — отметил Андрей Никитин.
Чистота сегодня стоит денег. Вопрос в том, кто за это должен платить?
Бизнес сегодня заинтересован приобретать дорогостоящую западную технику, поскольку отечественные мусоровозы имеют меньшую грузоподъемность (до 2,5 т), нежели зарубежные (до 9 т) и более низкий уровень компрессии отходов, что существенно увеличивает показатель потребления горючего на вывоз одной тонны. Также требует пересмотра существующая инфраструктура. Улучшить результативность деятельности могли бы пункты перегрузки, позволяющие сократить расстояние между зоной сбора и свалкой. Например, в развитых странах отходы перегружаются в автомобиль большей грузоподъемности, за счет чего достигается дополнительная экономия рабочего времени и горючего. Так, крупнейшая компания США по переработке мусора Waste Management осуществляет перевозку большими трейлерами, что позволяет сократить количество поездок на свалку в пять раз.
Невостребованное золото
Согласно данным Tacis, в Украине утилизируется лишь 7% всех отходов. В случае совершенствования системы сбора и увеличения мощностей по сортировке переработка к 2014 г. может достичь 12%. «При сортировке мы сегодня извлекаем из мусора полимеры, металл и стекло. Бумагу не собираем, поскольку она загрязнена, а отечественные комбинаты очень избалованы и отказываются ее принимать. Наиболее интересный компонент — полимеры, их мы отправляем на экспорт», — рассказывает Вячеслав Орлов, руководитель компании «Гринко-Центр». «Переработка — золотая жила. Благодаря значительному спросу со стороны Китая цены на ПЭТ-сырье существенно выросли. В Украине это прибыльно еще и потому, что многие пенсионеры и сборщики мусора на свалках сортируют ПЭТ-бутылки за очень низкую плату. Некоторые западные инвесторы даже подумывают о создании мощностей по переработке ПЭТ-упаковки в Украине», — отмечает Филипп Фишо.
Диаметрально противоположная ситуация сложилась с макулатурой, что связано с существующими закупочными ценами на вторсырье. «Заготовительные предприятия, скупая сырье у населения, к цене прибавляют затраты на сортировку и переработку. В результате отечественным потребителям вторсырья выгоднее закупать его за рубежом, чем в Украине, поскольку там предприятиям еще и доплачивают за его утилизацию. Если раньше массовый ввоз в страну сдерживали квоты, то в 2005 г. их отменили. В итоге в 2004 г. импорт макулатуры в Украину составил 124 тыс. т, а в 2005 г. — уже 400 тыс. т. Цена на внутреннем рынке упала, а бумажная промышленность перешла на использование импортного сырья. Компании-заготовители были вынуждены снизить закупочные цены с 40 коп./кг в 2004 г. до 15 коп./кг в 2005 г. Это лишило население экономических стимулов сдавать макулатуру, а прибыльные в прошлом предприятия сегодня балансируют на грани выживания. Поэтому мусор у нас на каждом шагу», — констатируют эксперты компании Киевгорвторресурсы.
«Среди наиболее привлекательных направлений для бизнес-структур можно выделить раздельный сбор отходов, их перевозку, переработку и сжигание, а также извлечение и реализацию биогаза. В то же время для бизнеса в данной сфере существуют определенные риски: прежде всего это значительные первоначальные капиталовложения без уверенности в их последующей быстрой окупаемости из-за низких тарифов на переработку и сбор отходов», — резюмирует Яков Стеценко. Однако бизнес на сортировке мусора может стать эффективным лишь при условии существования системы раздельного сбора мусора, которую только планируют внедрять. «С ЖЭКовского мусора выбрать практически нечего. Бедные люди основную долю вторсырья отбирают сами, максимум что остается, — 5-9%», — говорит Сергей Крикун, директор завода «Энергия». «Многие инвесторы, хотели бы вложить деньги в создание заводов по переработке отходов, но конкретных действий нет, поскольку затраты на строительство значительные, а рентабельность очень низкая. Окупаемость такого проекта составляет в Украине порядка 15-20 лет», — рассказывает Андрей Никитин. «Если миллионы долларов вкладываются в перерабатывающие мощности, необходима уверенность в том, что их загрузка сырьем будет стабильной в ближайшие 10 лет. Украина переживает переходный период в управлении отходами. В подобных условиях очень сложно делать среднесрочные прогнозы, даже если есть уверенность в том, что в долгосрочной перспективе рынок будет сравним с рынком ЕС», — отмечает Филипп Фишо.
Решить проблему слабой активности инвесторов и уйти от повсеместного захоронения отходов в Украине можно в случае осуществления ряда изменений. «Во-первых, требует пересмотра тарифная политики — когда тариф на вывоз мусора на сортирующий комплекс будет в 2-3 раза ниже по сравнению с ценой на захоронение. Попытки в направлении создания благоприятных условий для деятельности со стороны государства есть, но сдвигов нет. Во-вторых, принятие Закона «О таре и упаковке» помогло бы бизнесу заработать достаточно серьезные деньги», — считает Вячеслав Орлов. «Отсутствие налога на мусор — еще один пробел в законодательстве, требующий решения, поскольку существующее законодательство предусматривает обязательства, но не дает ресурсов для их выполнения», — констатирует Бенуа Плэже. «Если законодательство привести в норму — появятся новые технологии, пойдет производство продукции, сырья для которого уже в избытке в каждой лесопосадке, и его хватит не на один десяток лет», — уверены специалисты Киевгорвторресурсов.
Огненные продукты Сжигательные заводы — необходимая составляющая цепочки управления мусором. В Европе существует около 400 таких предприятий и еще около 200 в других странах мира. По данным Integrated Waste Services Association, в США работают 89 мусоросжигательных заводов (сжигают за год 32 млн. т отходов, вырабатывая 2500 МВт электроэнергии). В США сжигается около 17% отходов, в Дании — 80%, в Японии — 60%. Согласно данным US Environmental Protection Agency, современные заводы имеют наименьшее влияние на окружающую среду по сравнению с другими источниками выработки электроэнергии. Так, с одной тонны отходов можно выработать столько же электроэнергии, как при сжигании 250 кг угля. «На сегодня в Вене работают три мусоросжигательных завода, которые летом практически полностью обеспечивают город электричеством и теплом. В Москве — также три и еще один строится. В Украине работают два мусоросжигательных завода — в Киеве и Днепропетровске. Это заводы первого-второго поколения, в которых предусмотрена лишь очистка газов от пыли, а химическая очистка практически отсутствует. Постройка аналогичного предприятия по производственным показателям, как киевский завод «Энергия» (перерабатывающей мощностью 350 тыс. т в год), с соблюдением всех европейских требований к экологии требует инвестиций в размере $400 млн. Финансовая модель мусоросжигательных заводов в мире такова, что от основной деятельности — сжигания отходов — предприятие не получает прибыль (работает с нулевой рентабельностью). Вся прибыль идет от реализации продуктов горения — электроэнергии, тепла, шлаков (к примеру, изготовления шлакоблоков), золы (стекла, плитки) и металла. Таким образом, при достаточном уровне инвестиций мусоросжигательный завод превращается практически в безотходное производство. В 2005 г. на заводе «Энергия» было сожжено 205 тыс. т отходов. Из мусора было извлечено 1 тыс. т металла (стоимость металла — 751 грн./т), реализовано 6,6 тыс. Гкал тепла (стоимость 1 Гкал для населения — 53-55 грн.), хотя при существующем объеме сжигания мусора можно реализовать до 200 тыс. Гкал тепла в год. Сжигать больше завод не в состоянии из-за отсутствия возможности реализовать тепловую энергию. Идут поиски инвестора. Цена вопроса — 23-25 млн. грн.», — рассказывает Сергей Крикун, директор завода «Энергия».