Создание собственной галереи становится популярным духовным развлечением и видом неосновного бизнеса для состоявшихся отечественных предпринимателей.
Иногда бизнесмен так устает от бизнеса, что ему хочется чего-нибудь для души. Желательно, конечно, чтобы это тоже был бизнес (что поделаешь, привычка), но как бы не совсем. Чтобы это было красиво, публично, амбициозно и чтобы друзей можно было пригласить. Мысль о том, чтобы создать собственную картинную галерею, все чаще приходит в голову отечественным деловым людям.
Юрий Когутяк (справа) и Олег Байшев: «Красивый бизнес» — это бескомпромиссные расходы.
Известный киевский бизнесмен Юрий Когутяк, учредитель и управляющий партнер нескольких рекламных компаний, один из лучших менеджеров Украины по оценкам деловых изданий, недавно приобрел еще и статус владельца галереи «Колекцiя» (г. Киев, ул. Паньковская, 8).
Инвестиции в размере $500 тыс. позволили ему прямо из окон собственного офиса наблюдать за реставрационными и строительными работами «Замка на Паньковской», на первом этаже которого и располагается галерея площадью 120 кв. м.
В конце июня состоялось открытие и первая выставка. Заявленная концепция — представлять высокоуровневых художников из ближней и дальней заграницы, а также открывать украинские таланты, — матерых игроков на киевском арт-рынке трепетать пока что не заставила. Но желание организаторов сделать все «по высшему разряду», невзирая на затраты, вызывает интерес: может ли дорогостоящая игрушка превратиться в коммерческое предприятие, успешно действующее на рынке искусства?
Куй железо, не отходя от Пикассо
Лозунг галереи: «Западный подход к проведению выставок и обслуживанию клиентов». Зайти с «западной стороны» стоит недешево. Если в среднем выставка в киевской галерее хорошего уровня обходится в сумму $2-5 тыс., то бюджет «Koлекцiї», по словам организаторов, — $20-25 тыс. Этими деньгами оплачиваются транспортные и таможенные расходы по доставке картин, подготовка и печать каталога (для первой выставки питерского художника Иванченко он стоил около $7 тыс.), работа PR-агентства, услуги ресторана, обслуживающего «закрытые» открытия, и т. п.
Пока средства расходуются без расчета на быструю окупаемость. Главное — создание имени и заявление об уровне притязаний. Но, как говорит директор галереи Дарина Жолдак, владелец поставил задачу быть в точке безубыточности в срок от 3 до 6 месяцев с начала работы. Задача-максимум — возврат инвестиций порядка 20-30% годовых.
Олег Байшев, творческий директор галереи: «Для каждой выставки будет издаваться высококачественный каталог, с художниками и коллекционерами будут заключаться договоры, экспонаты — сопровождаться сертификатами и страховаться. Мы не хотим, чтобы у коллекционеров возникали проблемы в связи с отсутствием или неправильным оформлением документов».
«Мы также не поддерживаем распространенную среди галеристов практику, когда художник дарит 1-2 работы галерее за то, что она проводит его выставку, — говорит Дарина Жолдак. — Такого у нас не будет».
Спокойствие в Поднебесной
Старожилы киевского арт-бизнеса к амбициям и провозглашенной «западности» новой галереи относятся спокойно.
Комментарии Евгения Карася (галерея «Ателье Карась»): «Мы все заинтересованы в появлении профессиональных галерей — очень важного и необходимого элемента для развития культуры городской среды. Каждый год открываются галереи с достаточно большими амбициями, финансируемые какими-то людьми или инфраструктурами, желающими заниматься современным искусством. К сожалению, редко когда они имеют длинную историю. Некоторые закрываются, кто-то меняет направление деятельности, превращаясь, например, в антикварные салоны.
В галерее «Колекцiя» должны подумать о том, что люди, осуществляющие ее творческое руководство, в художественной среде мало известны. Ведь для того чтобы делать серьезный продукт, нужно иметь вкус, который формируется годами путем плотного контакта в профессиональной среде с коллегами, искусствоведами и т. д.».
Дала свой прогноз и Людмила Березницкая, владелица галереи L-Art, руководитель благотворительного фонда «Эйдос»: «Насколько я могу судить, «Колекцiя», скорее всего, будет предлагать некий усредненный вариант качественных художественных произведений. Вещи статусные, но не элитарные и не представляющие актуальное искусство. Первая выставка показала хорошего, профессионального художника, мыслящего традиционно, а не преуспевшего в каких-то идеях и новаторстве, имеющих историческую перспективу.
Конечно, подобная специализация на традиционных художниках тоже имеет свои перспективы. Галерей должно быть много, и они должны быть разные. Когда публике есть с чем сравнивать, это создает благоприятную атмосферу для развития арт-рынка».