Авторский надзор

Глобальный план легче всего провалить неудачной «работой на местах». Поэтому Nissan взял под свой прямой контроль работу на ключевых рынках.


В конце 1990-х гг. компания Nissan Motor Co. находилась на грани банкротства. На помощь ей пришла французская Renault SA. 27 марта 1999 г. компании подписали соглашение о создании альянса для достижения прибыльного роста обеих компаний. Renault купил 37% акций Nissan и поставил руководить японской компанией трех своих топ-менеджеров во главе с Карлосом Гоном.


18 октября 1999 г. Nissan объявил план возрождения компании (Nissan Revival Plan, NRP), план всесторонней реорганизации. Карлос Гон пообещал, что уже к концу первого года его работы Nissan впервые за 7 лет получит прибыль. Так и произошло. Задачи NRP были выполнены раньше срока — к концу 2000 финансового года. Компания сделала уверенные шаги для увеличения привлекательности и конкурентоспособности продуктов, сократив издержки и задолженность. Компаньоны по альянсу сочли сотрудничество успешным, поэтому Renault увеличил свой пакет в японской компании до 44%, а Nissan приобрел 15% акций французской компании.


На следующие три года был рассчитан план Nissan 180, целью которого являлось достижение дополнительного объема продаж в количестве 1 млн. автомобилей по всему миру, 8%-й операционной прибыли и нулевого долга. И этот план был успешно выполнен.


С апреля 2005 г. вступил в силу план Nissan Value-up (повышение доходности). Одной из его целей является активизация работы на развивающихся рынках (к коим отнесена и Украина). Но при этом никаких «скидок на возраст» этим рынкам не предоставляется — финансовые и другие требования являются столь же жесткими, как и во всем мире. Поэтому для контроля за процессом компания учредила в Украине 100%-ю дочернюю структуру — «Ниссан Мотор Украина», которая официально начала работу 1 апреля 2005 г. С Фумиаки Имамурой, руководителем данной компании, мы говорили о том, за счет чего им удается расти в Украине быстрее рынка.


«Мы работаем в соответствии с глобальным планом»


«&»: Карлос Гон в недавнем интервью журналу &.СТРАТЕГИИ сказал, что сегодняшнюю компанию Nissan от других успешных автомобилестроителей отличает наличие опыта пребывания при смерти. В чем его суть? Что он дает вам для сегодняшней работы?
Ф. И.:
Суть такого опыта в том, что мы были там, куда не хотим больше возвращаться. Если же говорить более серьезно, ситуация заставила нас действовать решительно, сосредотачиваться на небольшом количестве самых важных направлений. Так, план Value-up содержит три основных обещания: к 2008 г. наши мировые продажи должны составить 4,2 млн. авто; операционная маржа — быть выше, чем у остальных ведущих автопроизводителей, возврат на вложенный капитал — не менее 20%.


Для выполнения этих обещаний мы должны решить три приоритетные задачи. Первая — развитие люксового бренда Infinity и географическое расширение его продаж. Вторая — превращение Nissan в крупного производителя легких коммерческих автомобилей. Третья — локализация и использование комплектующих из стран с низкой стоимостью производства.


Речь об открытии производства в Украине пока не идет, но в решении первых двух задач наша компания принимает самое активное участие. В 2007 г. на украинский рынок официально выводится бренд Infinity. Изучается возможность поставок также коммерческих автомобилей. Расширяется дилерская сеть по всей стране. Nissan рассматривает Украину в качестве весьма перспективного рынка, поэтому относится к работе на нем со всей серьезностью.


«&»: Какие основные требования вы предъявляете к дилерам?
Ф. И.:
Главное требование — качество работы. Когда мы пришли в Украину, то провели строгую ревизию дилерской сети. Оказалось, что многие компании не имели ни возможностей, ни желания предоставлять качественный сервис, развивать наш бренд. Поэтому из 22 так называемых дилеров осталось только 7.


При выборе дилера мы в первую очередь оцениваем месторасположение салона. Разумеется, дилер должен иметь сервисную станцию и склад запчастей.


Некоторые производители предпринимают всяческие меры, чтобы увеличить долю рынка своей компании, — распродажи, снижение отпускной цены. Мы же в Nissan ориентируемся не на долю рынка, а на норму прибыли. Для нас рост прибыли имеет гораздо большее значение, чем величина доли рынка.


«&»: Nissan ведет бизнес по всему миру, ваши производства расположены в разных странах. Поэтому можно ли считать вас не международной, а по-прежнему японской компанией?
Ф. И.:
Конечно, мы — международная глобальная компания. Хотя некоторые важные черты духа японской компании остались. Но все же в первую очередь мы называем себя глобальной компанией. Поэтому на каждом рынке стремимся внедрять модели, наилучшим образом подходящие для местных потребителей.


«Мы ориентируемся не на долю рынка, а на норму прибыли».

В ближайшее время в Украине начнутся продажи автомобиля Nissan Teana. Он производится в Японии. И ваша страна станет пятым рынком в мире после Японии, Китая, Тайваня и Сингапура, и первым в Европе, где будет представлен этот автомобиль. На рынках Юго-Восточной Азии автомобиль Nissan Teana завоевал популярность, а в ряде этих стран держит лидерство в сегменте седанов бизнес-класса. Автомобиль прошел специальную адаптацию под украинские условия эксплуатации.


Могу также сказать, что в течение более 10 лет, с 1992 г. по 2003 г., все европейские модели Nissan создавались в нашем дизайн-центре, расположенном в Мюнхене. Сейчас этот центр находится в Лондоне — сердце европейской дизайнерской индустрии — и продолжает свою работу.


«&»: Тот же Карлос Гон в качестве точек дифференциации ваших продуктов и бренда назвал смелый дизайн, надежность и инновативность. Но, как мне кажется, то же самое о своих продуктах могли бы сказать многие автопроизводители. Так в чем ваша особенность?
Ф. И.:
Главным в дизайне для нас является стремление добиться того, чтобы, увидев в потоке движущихся машин наш автомобиль, человек с первого взгляда сразу понял, что это — Nissan. После начала нашей работы в Украине появились несколько новых моделей, и я надеюсь, что люди уже легко узнают Nissan. Такая узнаваемость станет еще более легкой, когда мы выведем на рынок новое глобальное семейство своих автомобилей. Во второй половине года на рынке должны появиться шесть новых моделей. Часть из них будет представлена и в Украине, но что именно, я пока не могу сказать.


Сложнее, конечно, дифференцироваться в надежности. Для примера скажу, что в прошлом году мы начали продажи в Украине джипа Murano. В качестве подготовки к этому шагу в автомобиле были произведены 300 изменений, направленные на то, чтобы лучше приспособить его к условиям рынка и эксплуатации. Так мы адаптируем модели ко всем рынкам. Поэтому крайне важно, чтобы к потребителям в Украине не попадали автомобили, предназначенные для эксплуатации в других условиях, например, в Эмиратах. А именно такие авто чаще всего завозятся по «серым» каналам. Кроме того, не нужно забывать, что официальный поставщик вручает покупателю не только сам продукт, но и ценность, связанную с брендом. Одна из главных ее составляющих — безупречное обслуживание.


«&»: Как соотносится с тезисами смелого дизайна и инновативности то, что лидер ваших продаж в Украине Almera Classic — автомобиль, мало отвечающий указанным качествам?
Ф. И.:
Я не согласен с вами, потому что дизайн оценивает потребитель. Модель не продается в Западной Европе, а только в России, Украине, Корее и на Ближнем Востоке. Потребители на данных рынках довольно консервативны. Поэтому она и продается здесь так хорошо. Концепция такого рынка — качественный и надежный автомобиль по разумной цене.


«&»: Недавно появились сообщения о возможности создания альянса Renault-Nissan с гигантом General Motors. Если сделка состоится, то как она, на ваш взгляд, может отразиться на мировом рынке?
Ф. И.:
Я бы не стал комментировать эти планы, так как пока за ними не стоит ничего реального.


«Слуга» двух господ


В 2004 г. бывший президент и гендиректор Renault Луи Швейцер стал готовиться к пенсии и предложил К. Гону вернуться в компанию, потому что его миссия в Nissan оказалась выполненной. Но Гон выдвинул другой вариант — он остается на посту гендиректора Nissan и одновременно занимает аналогичные посты в Renault. Акционеры обеих компаний согласились с идеей Гона.


В феврале 2006 г. новый руководитель обнародовал план под названием «Обязательства Renault — 2009». Компания должна за 3 года значительно улучшить качество авто, увеличить операционную прибыль вдвое — до 6% и нарастить выпуск автомобилей на 800 тыс. штук по сравнению с 2006 г.


Руководя обеими компаниями, Карлос Гон получает зарплату более $4,5 млн. в год. Примерно неделю в месяц он проводит в Токио, неделю в Париже, в остальное время посещает заводы и офисы обеих компаний в разных странах мира. 







Компания и руководители


Фумиаки Имамура, генеральный директор компании «Ниссан Мотор Украина».


Родился — 17 февраля 1969 г.


Образование — юридический факультет университета Aoyama Gakuin (Япония).


Карьера — с 1992 г. работает в компании Nissan. Первая должность — менеджер департамента администрирования. До приезда в Украину — менеджер Nissan на Ближнем Востоке.


Семейное положение — женат. Супруга работает в Nissan Motor Company (Япония).


Увлечения — гольф.



ООО «Ниссан Мотор Украина» образовано 1 апреля 2005 г. Стопроцентная «дочка» компании Nissan. Сфера деятельности — импорт и дистрибуция автомобилей, развитие дилерской сети, реклама и маркетинг.


Штат — 23 человека.


Nissan Motor Co. — второй по величине японский производитель автомобилей (после Toyota). Выручка в финансовом году, закончившемся 31.03.2006 г., составила $83,21 млрд. (рост за год 9,9%), чистая прибыль — $4,57 млрд. (рост на 1,1%). Продано 3,569 млн. автомобилей.


Карлос Гон родился в 1954 г. в Бразилии, по происхождению — ливанец. Получил высшее образование во Франции. С 1978 г. работал в компании Michelin. С декабря 1996 г. исполнительный вице-президент Renault. В июне 1999 г. переведен в Nissan на должность директора по производству. Затем стал президентом и гендиректором компании (июнь 2001 г.). С апреля 2005 г. также занимает пост президента и гендиректора Renault.







Альянс может расшириться


3 июля советы директоров Nissan и Renault проголосовали за начало переговоров с General Motors о создании альянса.


Крупнейший акционер GM Кирк Керкорян, владеющий 9,9% ее акций, обратился к директорам американской компании с предложением заключить альянс с Renault и Nissan. Предложение заключается в том, что Renault и Nissan приобретут каждый по 10% вновь выпущенных акций GM. При этом GM может заработать на сделке $3,3 млрд. Совокупный объем производства компаний может составить 15 млн. автомобилей — четверть мирового рынка.


Карлос Гон рассчитывает, что три компании смогут значительно снизить издержки за счет взаимодействия в области инженерных работ, использования общих платформ для создания автомобилей, объединения процессов производства.


Впрочем, аналитики отмечают, что для Renault и Nissan партнерство с убыточной GM может быть чревато снижением финансового рейтинга. Кроме того, Nissan в США активно конкурирует с американскими автопроизводителями.


Инвесторы также сомневаются, что Кирк Керкорян действительно хочет добиться объединения компаний. Скоре всего его цель — добиться возврата собственных инвестиций. Для этого ему нужно любой ценой повысить курс акций GM. После появления сообщений о предложении Керкояна акции GM сразу подскочили на 8,6% — до $29,79. Но Керкорян покупал их в свое время по $30,01.


Первенец нового поколения


Nissan Motor объявила о том, что в течение ближайших двух лет на мировом рынке появится новое глобальное семейство автомобилей. Первым автомобилем этой серии станет Livina Geniss. Под таким именем модель выйдет на рынок Китая уже в текущем году, ранее других мировых рынков. Мировая премьера Livina Geniss состоится на международном автосалоне в Гуанчжоу в июле текущего года. Она построена на базе концепта люксового, но в то же время практичного автомобиля, который вмещает до семи пассажиров и отвечает самым разнообразным требованиям клиентов. Внешний вид автомобиля отличается смелым современным дизайном, а базовая версия — богатой комплектацией. Удобный салон позволяет по-разному организовать размещение пассажиров.


Как и другие модели нового глобального семейства автомобилей, Livina Geniss была разработана в техническом центре компании Nissan в Ацуги (Япония) и будет построена на единой платформе альянса Renault-Nissan.


Модель будет производиться на заводе компании Dongfeng Motor Cо. (DFL) в провинции Гуангдонг. DFL является совместным предприятием компании Nissan с компанией Dongfeng Motor Group в Китае. Другие версии модели будут производиться на разных заводах по всему миру.

Залишити відповідь