ЕС по-новому раскладывает газовый пасьянс
Евросоюз, стремясь диверсифицировать источники энергоносителей и снизить зависимость от российского газа, готов поддерживать бывшие советские республики, добывающие «голубое топливо» и обладающие транзитными возможностями. Первым активным шагом в этом направлении стал проект транскаспийского газопровода Nabucco. Новая транспортная артерия, в которую Брюссель намерен инвестировать $5,8 млрд., будет подавать в Европу туркменский, казахстанский, азербайджанский и даже российский газ через Турцию. Длина Nabucco составит примерно 3,3 тыс. км с пропускной способностью до 31 млрд. кубометров газа в год. Начало строительства газопровода запланировано на 2008 г., а уже к 2012-му он будет задействован в полную силу. В числе компаний-участниц проекта — австрийская OMV Aktiengesellschaft, турецкая Botas, болгарская Bulgargaz, румынская Romanias Trabsgaz и венгерская MOL.
Между тем российская сторона достаточно сдержанна в своих комментариях относительно европейских инициатив, которые носят открыто политический характер. По мнению обозревателей, данный проект для рынка российского газа опасности не представляет. «Участники проекта не имеют ни газовых ресурсов для заполнения трубы, ни рынка сбыта, — отмечает председатель правления ОАО «Газпром» Александр Медведев. — Россия ежегодно подает в Европу 150 млрд. кубометров газа, и Nabucco с его 30-миллиардной пропускной способностью для нас не конкурент». Между тем новый газопровод опасен для энергетических инициатив Москвы, нацеленных на контроль над европейскими газораспределительными структурами. С пуском альтернативных газопроводов ослабнет зависимость европейских стран от российского газа. Соответственно РФ потеряет один из важнейших рычагов влияния на ЕС.
Особое место в российско-европейском газовом пасьянсе занимает и Турция. Из-за соперничества Москвы с ЕС эта страна превратилась в «европейские энергетические врата». Своим участием в «голубом потоке» Турция стремится показать Европе свой истинный вес. С проектом Nabucco связаны большие ожидания и самой Анкары. Опрошенные «&» эксперты уверены: энергетическое сотрудничество такого формата способно не только увеличить шансы Турции на долгожданное вступление в ЕС, но и снять напряжение в традиционно натянутых отношениях с Грецией.
Россия наступила на свои же грабли Владимир Нагирный, аналитик информационного агентства «Контекст-медиа»: В свою очередь Россия, сдерживая амбиции Украины по расширения транзитного потенциала, способствует отходу этого потенциала к Турции, хотя там у «Газпрома» значительно меньше возможностей принять участие в транзите энергоносителей. Наряду с этим наблюдается рост амбиций самой Турции, которая стремится стать гарантом энергобезопасности Европы. Украина же в плане реализации новых транспортных проектов теряет возможность быть столь же важным для ЕС партнером, как Анкара. К сожалению, сегодня уже упущен шанс присоединиться к проекту Nabucco. Можно надеяться разве что на участие украинских предприятий в разработке месторождений газа. |
Ужесточение штрафов за картельные сговоры
Похоже, Еврокомиссия всерьез взялась за любителей картельных сговоров, озвучив новые антимонопольные правила. Они предполагают резкое ужесточение санкций по отношению к нарушителям конкуренции и введение поистине драконовских мер для «рецидивистов». Теперь первый сговор с целью фиксирования цены может обойтись компании в 15-25% от объема ее годовой выручки в сегменте. И за каждый год участия в сговоре будет добавляться штраф вплоть до 30% выручки нарушителя. Каждое последующее вхождение в картель может обойтись в два раза дороже предыдущего. Дополнительными штрафами будут караться организаторы картельных соглашений и компании, отказавшиеся от сотрудничества с властями. В числе новинок и так называемая плата за вход (entry fee), когда фирма будет подвергнута штрафу только за сам факт ограничения конкуренции. Длительность участия и количество рецидивов будут облагаться отдельно, причем тоже по более высоким ставкам.
Брюссель, объявивший либерализацию рынков одним из приоритетов развития экономики объединенной Европы, активно борется с проявлениями монополизма. Комиссар ЕС по конкуренции Нили Кроис поставила расправу с картелями в основу своей избирательной кампании на этот пост и начала активно воплощать в жизнь свои обещания. В 2005 г. Еврокомиссия собрала с нарушителей антитрестового законодательства 682 млн. евро — в четыре раза больше, чем годом ранее. Теперь эти цифры, как предполагают эксперты, могут исчисляться миллиардами. Впрочем, принятая Брюсселем методология не является обязательной для национальных антимонопольных органов стран-участниц ЕС: они могут придерживаться собственных санкций к нарушителям.
ОПЕК наращивает добычу, но теряет долю
Высокие цены и приближающийся пик мировой нефтедобычи вызывают острое соперничество глобальных игроков за энергоресурсы. Специфика его нынешнего этапа в том, что мировой рынок «черного золота» начинает структурироваться в новом формате.
По прогнозам Международного энергетического агентства (IEA), страны-участницы ОПЕК увеличат добычу сырой нефти с 34 млн. баррелей в сутки в 2006 г. до 45,3 млн. — в 2030-м. В то же время доля экспортного картеля в мировой нефтедобыче (достигла рекордных 52% в 1973 г.) будет сокращаться. К 2030 г. на счету организации будет лишь 38,4% поставок против нынешних 39,7%. При этом к 2030 г. нефтепоставки ОПЕК в адрес развитых стран снизятся на 9%, а доля промышленно развитых стран упадет на 13%.
Эксперты не исключают: учитывая серьезные намерения картеля увеличить поставки в страны Азии, Соединенные Штаты вполне могут стать плацдармом для России. Аналитики Минэнергетики США высказывают мнение, что не входящие в ОПЕК Россия и Канада к 2030 г. будут обеспечивать более двух третей мировых поставок «черного золота». Впрочем, скептики отмечают, что российская нефть расположена гораздо дальше от США, чем от той же Саудовской Аравии. К тому же она значительно хуже по качеству, чем нефть марки Brent. Аналогично обстоит дело и с канадской нефтью: она хоть и добывается ближе к США, но затраты на ее обработку превышают транспортные расходы на Brent.
В связи с изменением потоков нефтепоставок специалисты выдвигают версию формирования так называемых осей, одна из которых уже создается вокруг Китая — крупнейшего после Соединенных Штатов потребителя энергоресурсов. В нее входят не только Иран, Судан, Нигерия, Венесуэла, Эквадор, Колумбия, но и Канада. Подобная ось возникает и вокруг Индии — самого быстрорастущего азиатского гиганта.
Утраченные возможности ОПЕК Алексей Блинов, директор департамента экономических исследований и публикаций МЦПИ: Хотя на рынке и существует преобладание предложения над спросом, этот разрыв незначительный, что не дает оснований говорить о снижении цен на нефть (до конца года они будут колебаться в рамках $65-80 за баррель). Цены также «подогревает» политическая нестабильность в Ираке, готовность Ирана использовать нефть как средство защиты своих национальных интересов, испытания ракетного оружия в Корее, нестабильные взаимоотношения Венесуэлы и США. Не стоит забывать и такой аспект, как технические особенности нефтеперерабатывающих заводов, которые настроены на переработку лишь определенного вида нефти. Этот фактор ограничивает гибкость мирового рынка. |
Китай «подталкивает» свои авто на мировые рынки
Правительство КНР намерено создать максимально благоприятный режим для экспорта своих автомобилей на мировые рынки. В частности, было объявлено об изменении правил выдачи экспортных лицензий национальным автомобильным компаниям: отныне за рубеж будут допускаться только крупнейшие производители транспортных средств, располагающие большими мощностями. По словам властей, принимаемые меры призваны улучшить взаимодействие между китайскими поставщиками и привести к дальнейшему снижению цен на продукцию национального автопрома. Эксперты же уверены: в результате таких шагов международный рынок может быть завален дешевыми китайскими автомобилями.
По мнению главы гонконгского подразделения Credit Suisse First Boston Дун Тао, китайская автомобильная индустрия развивается крайне динамично, и нет ничего удивительного в том, что она начинает массированную атаку на мировой рынок. Китайская автомобильная промышленность за последние 10 лет совершила рывок. Немалую роль в этом сыграла разумная экономическая политика правительства. Китай стал интересен для мировых гигантов автопрома, которые десятками начали открывать в стране свои сборочные предприятия. Сегодня большинство машин Hyundai, Nissan, Volkswagen, Toyota, Audi и др., бегающих по дорогах Поднебесной, собраны на местных заводах.
В 2005 г. в КНР было продано рекордное количество автомобилей — 5,96 млн. штук (дополнительно 14% по сравнению с предыдущим годом). По этому показателю страна заняла второе место в мире после США. И потребительский спрос продолжает расти: по прогнозам Китайской ассоциации автопроизводителей, в этом году будет реализовано уже 6,6 млн. машин.
Вместе с тем Дун Тао отмечает, что пока китайская экспансия еще не представляет реальной угрозы мировым промышленным концернам. Так, внутренний авторынок страны составляет 10% от объема общемирового, тогда как экспорт собственных автомобилей — лишь 1%. При этом основная часть продаж машин за рубеж пришлась на марки дешевых легковых авто (не дороже $10 тыс.).