ЕС по-новому раскладывает газовый пасьянс
Евросоюз, стремясь диверсифицировать источники энергоносителей и снизить зависимость от российского газа, готов поддерживать бывшие советские республики, добывающие «голубое топливо» и обладающие транзитными возможностями. Первым активным шагом в этом направлении стал проект транскаспийского газопровода Nabucco. Новая транспортная артерия, в которую Брюссель намерен инвестировать $5,8 млрд., будет подавать в Европу туркменский, казахстанский, азербайджанский и даже российский газ через Турцию. Длина Nabucco составит примерно 3,3 тыс. км с пропускной способностью до 31 млрд. кубометров газа в год. Начало строительства газопровода запланировано на 2008 г., а уже к 2012-му он будет задействован в полную силу. В числе компаний-участниц проекта — австрийская OMV Aktiengesellschaft, турецкая Botas, болгарская Bulgargaz, румынская Romanias Trabsgaz и венгерская MOL.
Россия наступила на свои же грабли
В свою очередь Россия, сдерживая амбиции Украины по расширения транзитного потенциала, способствует отходу этого потенциала к Турции, хотя там у «Газпрома» значительно меньше возможностей принять участие в транзите энергоносителей. Наряду с этим наблюдается рост амбиций самой Турции, которая стремится стать гарантом энергобезопасности Европы. Украина же в плане реализации новых транспортных проектов теряет возможность быть столь же важным для ЕС партнером, как Анкара. К сожалению, сегодня уже упущен шанс присоединиться к проекту Nabucco. Можно надеяться разве что на участие украинских предприятий в разработке месторождений газа. |
Ужесточение штрафов за картельные сговоры
Похоже, Еврокомиссия всерьез взялась за любителей картельных сговоров, озвучив новые антимонопольные правила. Они предполагают резкое ужесточение санкций по отношению к нарушителям конкуренции и введение поистине драконовских мер для «рецидивистов». Теперь первый сговор с целью фиксирования цены может обойтись компании в 15-25% от объема ее годовой выручки в сегменте. И за каждый год участия в сговоре будет добавляться штраф вплоть до 30% выручки нарушителя. Каждое последующее вхождение в картель может обойтись в два раза дороже предыдущего. Дополнительными штрафами будут караться организаторы картельных соглашений и компании, отказавшиеся от сотрудничества с властями. В числе новинок и так называемая плата за вход (entry fee), когда фирма будет подвергнута штрафу только за сам факт ограничения конкуренции. Длительность участия и количество рецидивов будут облагаться отдельно, причем тоже по более высоким ставкам.
Брюссель, объявивший либерализацию рынков одним из приоритетов развития экономики объединенной Европы, активно борется с проявлениями монополизма. Комиссар ЕС по конкуренции Нили Кроис поставила расправу с картелями в основу своей избирательной кампании на этот пост и начала активно воплощать в жизнь свои обещания. В 2005 г. Еврокомиссия собрала с нарушителей антитрестового законодательства 682 млн. евро — в четыре раза больше, чем годом ранее. Теперь эти цифры, как предполагают эксперты, могут исчисляться миллиардами. Впрочем, принятая Брюсселем методология не является обязательной для национальных антимонопольных органов стран-участниц ЕС: они могут придерживаться собственных санкций к нарушителям.
ОПЕК наращивает добычу, но теряет долю
Высокие цены и приближающийся пик мировой нефтедобычи вызывают острое соперничество глобальных игроков за энергоресурсы. Специфика его нынешнего этапа в том, что мировой рынок «черного золота» начинает структурироваться в новом формате.
По прогнозам Международного энергетического агентства (IEA), страны-участницы ОПЕК увеличат добычу сырой нефти с 34 млн. баррелей в сутки в 2006 г. до 45,3 млн. — в 2030-м. В то же время доля экспортного картеля в мировой нефтедобыче (достигла рекордных 52% в 1973 г.) будет сокращаться. К 2030 г. на счету организации будет лишь 38,4% поставок против нынешних 39,7%. При этом к 2030 г. нефтепоставки ОПЕК в адрес развитых стран снизятся на 9%, а доля промышленно развитых стран упадет на 13%.
Эксперты не исключают: учитывая серьезные намерения картеля увеличить поставки в страны Азии, Соединенные Штаты вполне могут стать плацдармом для России. Аналитики Минэнергетики США высказывают мнение, что не входящие в ОПЕК Россия и Канада к 2030 г. будут обеспечивать более двух третей мировых поставок «черного золота». Впрочем, скептики отмечают, что российская нефть расположена гораздо дальше от США, чем от той же Саудовской Аравии. К тому же она значительно хуже по качеству, чем нефть марки Brent. Аналогично обстоит дело и с канадской нефтью: она хоть и добывается ближе к США, но затраты на ее обработку превышают транспортные расходы на Brent.
В связи с изменением потоков нефтепоставок специалисты выдвигают версию формирования так называемых осей, одна из которых уже создается вокруг Китая — крупнейшего после Соединенных Штатов потребителя энергоресурсов. В нее входят не только Иран, Судан, Нигерия, Венесуэла, Эквадор, Колумбия, но и Канада. Подобная ось возникает и вокруг Индии — самого быстрорастущего азиатского гиганта.
Утраченные возможности ОПЕК
Хотя на рынке и существует преобладание предложения над спросом, этот разрыв незначительный, что не дает оснований говорить о снижении цен на нефть (до конца года они будут колебаться в рамках $65-80 за баррель). Цены также «подогревает» политическая нестабильность в Ираке, готовность Ирана использовать нефть как средство защиты своих национальных интересов, испытания ракетного оружия в Корее, нестабильные взаимоотношения Венесуэлы и США. Не стоит забывать и такой аспект, как технические особенности нефтеперерабатывающих заводов, которые настроены на переработку лишь определенного вида нефти. Этот фактор ограничивает гибкость мирового рынка. |
Китай «подталкивает» свои авто на мировые рынки
По мнению главы гонконгского подразделения Credit Suisse First Boston Дун Тао, китайская автомобильная индустрия развивается крайне динамично, и нет ничего удивительного в том, что она начинает массированную атаку на мировой рынок. Китайская автомобильная промышленность за последние 10 лет совершила рывок. Немалую роль в этом сыграла разумная экономическая политика правительства. Китай стал интересен для мировых гигантов автопрома, которые десятками начали открывать в стране свои сборочные предприятия. Сегодня большинство машин Hyundai, Nissan, Volkswagen, Toyota, Audi и др., бегающих по дорогах Поднебесной, собраны на местных заводах.
В 2005 г. в КНР было продано рекордное количество автомобилей — 5,96 млн. штук (дополнительно 14% по сравнению с предыдущим годом). По этому показателю страна заняла второе место в мире после США. И потребительский спрос продолжает расти: по прогнозам Китайской ассоциации автопроизводителей, в этом году будет реализовано уже 6,6 млн. машин.
Вместе с тем Дун Тао отмечает, что пока китайская экспансия еще не представляет реальной угрозы мировым промышленным концернам. Так, внутренний авторынок страны составляет 10% от объема общемирового, тогда как экспорт собственных автомобилей — лишь 1%. При этом основная часть продаж машин за рубеж пришлась на марки дешевых легковых авто (не дороже $10 тыс.).