Агробанк: обретение «семьи со связями»

Войдя в структуру крупной транснациональной финансовой компании, Агробанк намерен ускорить развитие и в среднесрочной перспективе выйти на лидирующие позиции в украинской банковской системе.


Международная финансовая группа PPF (активы свыше $60 млрд.) и ее дочерняя компания Home Credit Group, одной из главных специализаций которой является потребительское кредитование, еще в прошлом году заявили о желании выйти на украинский рынок. Но только в самом конце июля этого года группа сообщила о достижении договоренности о покупке 100% акций днепропетровского Агробанка. Кроме того, ею была также приобретена финансовая компания «ПростоКредит», принадлежащая группе «Приват». Почему их выбор пал на средний украинский банк и какие цели PPF ставит перед собой в Украине — в эксклюзивном интервью «&» рассказывает Павел Николаев, председатель правления ЗАО «Агробанк».


«&»: Господин Николаев, почему владельцы Агробанка приняли решение о его продаже?
П. Н.:
Очевидный факт: для того чтобы быть вполне конкурентоспособным на отечественном банковском рынке, нужны современные технологии и доступ к более дешевым ресурсам. Войдя в структуру крупной транснациональной финансовой компании, Агробанк получит неоспоримое конкурентное преимущество. Такое сотрудничество позволит ему развиваться более динамично и в среднесрочной перспективе выйти на лидирующие позиции в украинской банковской системе.


Павел Николаев: «По всем ключевым позициям, касающимся управления и развития Агробанка, у нас с инвесторами полное взаимопонимание».

«&»
: Кто был инициатором переговоров о продаже — банк или PPF?
П. Н.:
Здесь совпали во времени два встречных процесса. Во второй половине прошлого года наблюдательный совет и менеджмент Агробанка осознали необходимость привлечения западного партнера для того, чтобы банк продолжал эффективно развиваться на отечественном рынке. В то же время крупная чешская финансовая группа PPF начала поиски партнера в нашей стране для выхода на инвестиционно привлекательный и динамично растущий украинский рынок. Двусторонний поиск партнеров и стал основой для того, чтобы осенью прошлого года начались переговоры между банком и PPF на предмет сотрудничества.


На сегодняшний день достигнута предварительная договоренность между учредителями Агробанка и группой PPF о продаже 100% акций банка. Банк уже прошел due dilingence (коммерческий, финансовый и юридический анализ). А сама сделка еще не состоялась, так как должна пройти согласование в Антимонопольном комитете и Нацбанке — сейчас готовится необходимый пакет документов. Точную дату завершения трансакции в настоящий момент назвать трудно. Предположительно это произойдет в конце текущего года.


«&»: Благодаря какому главному фактору PPF остановил выбор именно на вашем банке? Какие сильные стороны Агробанка выделили чешские инвесторы?
П. Н.:
Основной причиной, почему объектом договоренности стал именно Агробанк, является совпадение большого числа стратегических позиций обеих сторон. В первую очередь это общее видение перспектив развития сети. Взаимопонимание было достигнуто и в части продуктовой и маркетинговой политики, а также работы с персоналом. То есть по всем ключевым позициям, касающимся управления и развития банка.


Что касается сильных сторон Агробанка, отмеченных учредителями группы PPF, то можно сказать, что это современный и с точки зрения внутренней структуры и работы чистый банк. В нем достаточно высокий уровень менеджмента, квалифицированный персонал на всех уровнях. Кроме того, бренд «Агробанк» имеет хорошие перспективы развития в Украине.


Еще на стадии проектирования Агробанка как бизнеса предполагалось развивать его по европейской модели, которая сегодня считается одной из самых перспективных. С точки зрения эффективного информационного обмена и управляемости она позволяет банку работать оперативно и абсолютно прозрачно. Эти факторы в комплексе стали основными преимуществами банка, отмеченными чешской стороной.


«&»: Почему группа PPF выбрала именно средний по отечественным меркам банк? Какие преимущества этот факт дает им при вхождении в рынок?
П. Н.:
Практика показывает, что, приобретая системный банк с развитой структурой и филиальной сетью, инвестор часто получает, помимо выгод, целый букет проблем. В том числе специфическую корпоративную культуру, хронические конфликты между центром и филиалами, низкоквалифицированный средний менеджмент, размытые стратегию и маркетинг, неотлаженные бизнес-процессы. Исправление этих «болезней роста» крупных отечественных банков зачастую требует серьезных инвестиций и затрат времени на перестройку системы.


Приобретая же динамичный средний банк, инвестор получает боеспособную современную бизнес-структуру, которая может стать лидером в некоторых сегментах рынка гораздо быстрее и с меньшими дополнительными затратами для новых владельцев.


Заключив сделку с Агробанком, PPF приобретет финансовую структуру с позитивным имиджем, высоким рейтингом доверия со стороны целевой аудитории, оптимизированными бизнес-процессами и технологиями обслуживания. Команда менеджеров Агробанка доказала, что может строить бизнес, применяя продуманную маркетинговую политику и качественный менеджмент. При достаточно широком территориальном охвате банк численно небольшой и высокотехнологичный.


«&»: Какую сумму будет заплачено за Агробанк?
П. Н.:
До окончания сделки я не могу комментировать этот вопрос.


«&»: Внесут ли новые владельцы коррективы в нынешнюю стратегию развития Агробанка?
П. Н.:
После завершения сделки Агробанк останется полнофункциональным банком, то есть по-прежнему будет предоставлять полный перечень услуг для частных и корпоративных клиентов. При этом целевая аудитория банка, его стратегия бизнеса и методы продвижения на рынке останутся неизменными. Мы не планируем изменять название Агробанка, так как это хорошо известная и позитивно воспринимаемая клиентами марка. При этом Агробанк будет развивать новое направление бизнеса в части потребительского кредитования под брендом HomeCredit.


В то же время банк получил новый импульс для настоящей экспансии в Украине. Уже в ближайшие полтора года мы планируем увеличить свою сеть полноформатных отделений в 6 раз, а в ближайшие 3-4 года занять лидирующие позиции на рынке потребительского кредитования.


«&»: Одновременно с вашим банком PPF приобрела финансовую компанию «ПростоКредит», специализирующуюся на потребительском кредитовании. Будут ли интегрированы Агробанк и финкомпания, или предполагается их дальнейшее развитие в качестве независимых структур?
П. Н.:
Пока об этом говорить рано: подобные вопросы находятся на стадии обсуждения. Объединение структур — не более чем организационный шаг. При необходимости интеграция финучреждений произойдет. В противном случае эти структуры будут развиваться автономно, сотрудничая на отдельных участках бизнеса.

«&»: На отечественном рынке потребительского кредитования уже работают несколько сильных игроков, в том числе учрежденных иностранными финансовыми компаниями. За счет каких ключевых факторов вы намерены достичь лидерства?
П. Н.:
Сетевая кредитная компания умеет хорошо продавать кредиты, банк умеет комплексно обслуживать клиентов. Я думаю, что синергия такого взаимодействия вкупе с качественной подготовкой персонала, оптимальными бизнес-процессами и сильным маркетингом и являются ключевыми факторами лидерства на рынке.


«&»: Планируются ли изменения в руководстве банка?
П. Н.:
Изменений в руководстве Агробанка не будет, добавится определенное число сотрудников от группы PPF. Наши чешские партнеры придерживаются мнения, что любой рынок лучше всего знают местные специалисты. Поэтому весь персонал компании составят квалифицированные специалисты из Украины. Задачей зарубежных менеджеров будет прежде всего управление процессами, которые в данный момент у нас находятся на начальной стадии или в стадии разработки. Например, автоматизация системы риск-менеджмента или процессуальное управление.


«&»: Есть ли в арсенале иностранного акционера новые для местного рынка продукты или услуги, которые Агробанк может предложить в ближайшей перспективе?
П. Н.:
Принципиально новую услугу для массового украинского рынка создать довольно сложно. Однозначно востребован, но не развит сегмент инвестиционных операций, что связано в первую очередь с общей неразвитостью фондового рынка. На сегодняшний день невозможно проводить эти операции в классическом виде, как это делается на Западе. А все остальные услуги украинские банки научились делать не хуже, чем мировые банки.


Ассортимент услуг Агробанка будет обновляться в соответствии с требованиями рынка. Как я уже говорил, технологии создания и внедрения услуг в банке находятся на достаточно высоком уровне и с появлением зарубежного инвестора станут совершенствоваться.

Залишити відповідь