Персональному компьютеру всего 25 лет

В августе 1981 г. компания IBM выпустила ПК, который коренным образом изменил не только деловую жизнь, но и представления людей об окружающем мире.


В августе 1981 г. компания IBM выпустила персональный компьютер — модель 5150. Это был не первый ПК, но он оказался Персональным Компьютером с большой буквы, потому что коренным образом изменил не только деловую жизнь, но и представления людей об окружающем мире.


До 1981 г. мечтатели, размышлявшие о влиянии технологии на общество, полагали, что компьютер позволит централизовать знания и возможности. Это был мир Большого брата из романа Джорджа Оруэлла «1984», воплощение тоталитарного опыта XX века. Мощные компьютеры приводили к образованию могущественных государств и управляемых из одного центра корпораций.


Только после появления Интернета потенциал ПК оказался полностью реализованным

Поначалу казалось, что ПК предвещает восстановление баланса в пользу индивидуума. Обработка информации стала децентрализованной, а из-за появления новых функциональных возможностей возникло ощущение, что крупные центры власти, будь то правительства или компании, начали терять контроль над обществом. Тогда казалось, что триумф ПК сопровождался возрождением идей классического либерализма и индивидуализма XIX века.


Но первоначальный триумф ПК не смог мгновенно выполнить все первоначальные желания, касавшиеся индивидуальных возможностей и социальных преобразований. Оказалось, что ПК был не способен значительно повысить производительность, несмотря на гигантские инвестиции в IT.


Разочарование по поводу продуктивности электроники стало ярким проявлением ограниченности классического индивидуализма. Лишь с возникновением универсальных систем связи в 90-х годах ХХ века и прежде всего Интернета ПК смог реализовать свой потенциал. Экономисты (особенно в Соединенных Штатах) неожиданно стали отмечать значительное увеличение производительности.


Новые формы деятельности — интернет-аукционы, интернет-энциклопедии, общение через Интернет — позволили взаимодействию между индивидуумами принять более обширный характер. Взаимосвязанные ПК действительно создали ощущение живого социального рынка. Человек получил возможность взаимодействовать с настолько большой аудиторией, насколько это возможно. Скорее именно данные взаимодействия, а не сам по себе индивидуум, стали цениться и привели в действие динамический процесс.


Потенциал оказался неимоверным, но и пугающим. Соединение компьютеров друг с другом породило опасения о потенциальных угрозах нового мира. Люди стали опасаться зловредных вирусов. Существовало широко распространенное опасение того, что зависимость от компьютеров приведет к катастрофе тысячелетия, когда 1999 г. перейдет в 2000-й.


Данные проблемы требовали создания новых подходов к их решению. Правительственные постановления были не в состоянии справиться с данными проблемами, хотя они, конечно, были полезны при разработке законов, по которым хакеры-вредители стали привлекаться к криминальной ответственности. Не помогли бы и инициативы какой-либо отдельной компании. Требовалось создание подхода, основанного на широкой совместной работе: что-то похожее скорее на древнюю идею гражданской республики, чем на современные идеи централизованной власти или изолированных и автономных индивидуумов.


Некоторые обозреватели полагают, что из-за данной информационной взаимосвязи ПК сегодня, спустя четверть века, устарели. Но предположительная устарелость ПК на самом деле является свидетельством того, насколько основополагающим компьютер стал в новом общественном устройстве.


В XVIII веке нижнее белье из хлопка совершило революцию в гигиене. Но вскоре оно стало настолько распространенным, что хлопковая революция больше ни у кого не вызывала восхищения. ПК стал современным эквивалентом хлопка: он настолько привычен (несмотря на то, что каждый год в мире продается около 200 млн. ПК), что теперь просто вызывает электронную зевоту. Но подобно хлопковой революции истинная значимость социальных и политических преобразований, к которым привело создание ПК, станет понятной спустя гораздо более продолжительное время.

Залишити відповідь