Украинский тепловоз «на выданье»

Близится к концу «пятилетка приватизации» крупного промышленного предприятия. Его опыт оказался поучительным.


19 июня один из флагманов украинского транспортного машиностроения ОАО «ХК Лугансктепловоз» (ЛТЗ) получил долгожданный подарок от Фонда госимущества. В этот день было опубликовано объявление о продаже 76%-го пакета акций предприятия. Если в дело не вмешается политика, в начале октября закончится пятилетка приватизации предприятия.


Конкурс из одного участника не состоялся


Первая попытка продажи 76%-го пакета акций ЛТЗ за 41,8 млн. грн. была предпринята в 2001 г. Претендент оказался один — ХК «АвтоКрАЗ», которому после проверки поданных документов Фонд госимущества отказал в регистрации. Во-первых, на момент конкурса в уставном фонде холдинговой компании имелась более чем 25%-я доля госсобственности, что является недопустимым согласно ст. 8 Закона Украины «О приватизации государственного имущества». А во-вторых, представители «АвтоКрАЗа» не предоставили ни одного документа, который подтвердил бы их соответствие квалификационным требованиям к промышленному инвестору.


ЛТЗ научился выживать, но так и не смог вдохнуть полной грудью.

Претендент с решением ФГИУ не согласился и попробовал приватизировать предприятие через суд. Судебные разбирательства, последовательно переходя из инстанции в инстанцию, дважды докатывались до Верховного Суда, но даже ему не удавалось поставить окончательную точку. Перелом наступил в мае прошлого года, когда к ведущему «оборонительные действия» Фонду госимущества (уже под руководством Валентины Семенюк) присоединилась Генеральная прокуратура.


22 сентября 2005 г. Хозяйственный суд г. Киева признал незаконным и отменил приказ ФГИУ №565 от 05.04.01 «Об утверждении уточненных планов размещения акций ОАО» в части утверждения уточненного плана размещения акций холдинговой компании «Лугансктепловоз». Суть данного решения состояла в том, что оно признавало незаконным сам факт проведения конкурса и тем самым ликвидировало основание для судебных разбирательств, связанных с оценкой действий фонда в 2001 г. Последовавшее после этого третье восхождение по судебным инстанциям не изменило содержания вынесенного вердикта, что и создало предпосылки для объявления нового конкурса.


И все же говорить, что дело закрыто, рано. В сентябре судьи Высшего административного суда еще раз вернутся к его рассмотрению. Однако, судя по всему, решение останется в силе, так как более всего соответствует интересам государства. Хотя бы потому, что цена объекта приватизации уже выросла больше, чем в семь раз.


Менеджмент выступил за приватизацию


Идея проведения нового конкурса победила далеко не сразу. По всей видимости, во властных коридорах все еще помнили о былом величии луганского предприятия, некогда выпускавшего до 1500 тепловозных секций в год и занимавшего более 90% союзного рынка. Некоторые основания для оптимизма давали и финансовые результаты 2004 г., который ЛТЗ закончил без убытков, увеличив выпуск продукции в 2,4 раза.


В подобной ситуации определяющей становится позиция руководства предприятия. И оно сделало свой выбор. Еще год назад на одной из пресс-конференций генеральный директор «Лугансктепловоза» Виктор Быкадоров откровенно заявил о том, что внутренние резервы исчерпаны. За годы кризиса удалось освоить производство, связанное не только с железнодорожным транспортом (горнодобывающие конвейеры, трамваи, культиваторы), и даже создать новое направление — вагоностроение для пригородного транспорта. Но в целом некогда мощное предприятие, гремевшее на весь Советский Союз, продолжало работать в опытно-экспериментальном режиме.


ЛТЗ научился выживать, но так и не смог вдохнуть полной грудью. Вывод генерального директора, кстати, получившего в 2005 г. государственную премию Украины в сфере науки и техники, был категоричен: «Заводу нужен профильный промышленный инвестор, способный осуществить модернизацию производства, предоставить новые технологии и обеспечить доступ на потенциально емкие рынки». Причем последнее обстоятельство было скорее всего наиболее важным, так как проведенные расчеты показывали, что основной заказчик внутри страны — «Укрзализныця», может обеспечить загрузку простаивающих мощностей на ближайшие десять лет максимум на четверть.


По всей видимости, аргументы руководства «Лугансктепловоза» оказались убедительными, и после очередного посещения предприятия в начале 2006 г. высокими правительственными чинами (в том числе и премьер-министром Юрием Ехануровым) «отмашка» на приватизацию была дана.


Все решает индивидуальный подход


Публикация объявления о конкурсе породила новую волну ажиотажа вокруг предприятия. Мнения относительно фиксированных условий и заявленной стартовой цены разделились. Некоторые эксперты усмотрели в излишней детализации условий попытку создания преференций одному из потенциальных участников конкурса. С такими оценками не согласен начальник профильного департамента ФГИУ Игорь Белоцерковец, который полагает, что в соответствии с законодательством Украины главным заданием приватизации является продажа предприятий с учетом их индивидуальных особенностей. Данные особенности ЛТЗ были полностью учтены. Поэтому реализация фиксированных условий конкурса, которые для победителя превратятся в договорные обязательства, позволит приступить к решению проблем предприятия и вывести его на конкурентоспособный уровень производства.


Далее следует учесть еще два момента. Во-первых, согласно украинскому законодательству при продаже таких предприятий, как ЛТЗ, участники конкурса должны соответствовать требованиям промышленного инвестора, изложенным в п. 10 Закона Украины «Об утверждении Государственной программы приватизации». Тогда как фиксированные условия конкурса разрабатывались с учетом этого требования. Во-вторых, ФГИУ ставит перед собой задачу обеспечения регулярного и плотного контроля выполнения намеченных инвестиционных обязательств. Если же условия конкурса будут размытыми, тогда это сделать практически невозможно.


К вопросу о «цене вопроса»


Достаточно жаркие споры развернулись и вокруг стартовой цены предприятия, которую ФГИУ определил в размере 292 млн. грн. Одни, как аналитик инвестиционной компании «Проспет-Инвестментс» Елена Евдоченко, полагают, что с учетом теперешнего состояния ЛТЗ (его активов, годового дохода и прибыли) такая цена может быть объективной с точки зрения оценщиков. Другие, как аналитик компании «Ренессанс Капитал» Светлана Дрыгуш, считают, что цена в $60 млн. является немного заниженной, поскольку компания, проводившая оценку «Лугансктепловоза», исходила из стоимости основных фондов, но не учитывала перспективные рынки сбыта продукции и котировки акций, находящихся в обороте.


Из приведенных оценок видно, что в их основе лежат различия в методологических подходах. Так, соглашающиеся с оценкой ФГИУ эксперты отталкиваются от объективной составляющей цены предприятия. Критики же призывают учитывать при определении отправной точки в торгах еще и спекулятивный фактор. Думается, что все же ближе к истине те, кто призывает быть реалистом.


Во-первых, можно обоснованно предположить, что рост котировок акций «Лугансктепловоза» стал естественной реакцией на решение о приватизации, а не следствием изменений на самом предприятии, отразившихся на стоимости его активов. Кстати, сами методики оценки представляют собой формулы, в которые, как в уравнение, подставляются цифры, и поэтому конечный результат жестко детерминирован. Во-вторых, следует учесть, что предложенная цена близка по своему значению к тем показателям, которые были зафиксированы при приватизации схожих объектов в России, что говорит о ее взвешенности с учетом не только внутренних реалий. В-третьих, достаточно аргументированной является позиция руководства самого предприятия, полагающего, что в данном вопросе необходимо соблюсти разумный баланс между потребностями государства в пополнении бюджета и самого «Лугансктепловоза» в реальных инвестициях.


Вместе с этим интрига вокруг окончательной цены сохраняется. По словам пресс-секретаря ФГИУ Нины Яворской, на конкурсе покупатели будут иметь право повышать предложение. Однако, говоря о цене вопроса, не следует забывать о том, что к продажной цене нужно добавить еще и изрядную сумму самих инвестобязательств.


Главный критерий отбора — доступ к новым рынкам


Наиболее реальных претендентов на участие в конкурсе представила глава ФГИУ В. Семенюк. В озвученном ею перечне присутствуют как вполне ожидаемые инвесторы, так и «темные лошадки». К числу тех, кого ожидали увидеть, можно отнести немецкий концерн Siemens, российский «Трансмашхолдинг» и украинский холдинг «АвтоКрАЗ», определенным сюрпризом стали претензии Kolej Baltycka (Польша) и группы «Энергетический стандарт» (Россия). Вместе с тем можно предположить, что список «темных лошадок» еще далек от завершения, во всяком случае о своих намерениях поучаствовать в конкурсе заявляла группа «Славутич Капитал», до недавнего времени не проявлявшая интереса к луганскому предприятию.


Приоритетный критерий отбора претендентов — обеспечение выхода на новые рынки. Так, аналитик компании Concorde Capital Евгений Червяченко, полагает, что для ЛТЗ позитивным фактором будет приход такого инвестора, который обеспечит расширение существующего рынка сбыта компании. Сравнивая в этом контексте, например, потенциал Siemens и «Трансмашхолдинга», аналитик приходит к выводу, что в случае продажи компании российскому инвестору у предприятия появятся хорошие перспективы для развития, тогда как возможности для продвижения продукции «Лугансктепловоза» на европейские рынки находятся под вопросом.


Само руководство предприятия заявляет, что с уважением относится ко всем потенциальным участникам конкурса, подчеркивая, что сегодня самое главное — обеспечение законного и прозрачного проведения конкурса. По мнению В. Быкадорова, второй серии судебных процессов «Лугансктепловоз» просто не выдержит. В целом же луганчане говорят, что готовы сотрудничать с каждым, кто будет выполнять фиксированные условия конкурса. А в ответ будущего инвестора встретит высокопрофессиональный трудовой коллектив, готовый к работе с полной загрузкой производственных мощностей.

Залишити відповідь