Зона критического натяжения

Для стабилизации ситуации на рынке нефтепродуктов правительству необходимо заложить стимулы к модернизации отечественных нефтеперерабатывающих заводов. В противном случае страна рискует впасть в полную зависимость от изменения ситуаций с горючим в странах-соседях.


В августе многие украинцы опять вынуждены были вспомнить подзабытые слова «дефицит» и «кризис». На сей раз, как уже становится традицией в это время года, — бензиновый. Во многих регионах, чтобы заполучить заветные литры горючего, выстраивались многочасовые очереди, а на некоторых АЗС заправить автомобиль можно было только по безналичному расчету или за талоны. И это все при том, что цена топлива в стране стремительно приближается к уровню европейских государств.

Причин этому несколько. Рост ВВП и доходов населения не может не сказываться на увеличении энергетических аппетитов. Так, только за 2000-2003 гг. ежегодное потребление бензина на одного жителя Украины выросло на 16 л и составило 115,5 л/год. Сюда также следует добавить и традиционное сезонное увеличение спроса (по оценкам экспертов, порядка 10%), связанное с сельскохозяйственными работами и периодом отпусков. В то же время, по данным Госкомстата, украинские НПЗ в январе-июле сократили производство автомобильного бензина на 11,1%, дизельного топлива — на 21,9%, мазута (по сравнению с 1 августа 2005 года) — на 38,6%. В августе ситуация еще более усугубилась. Закупочная цена российской нефти для украинских заводов выросла на 9% (до $475 за тонну), сравнявшись с мировой. Это привело к сокращению рентабельности и объемов переработки, предоставив основную роль насыщения спроса импорту. Импортные нефтепродукты, согласно данным Минтопэнерго, в общем объеме потребления составляют 30-35%. Треть из них ввозится из России, а остальные поставляются нефтеперерабатывающими предприятиями Беларуси, Литвы, Болгарии и других стран.

По словам Юрия Бойко, министра топлива и энергетики Украины, разница в импортной пошлине (установленной Россией на уровне в $216 за тонну) практически не позволяет украинским производителям быть конкурентными на рынке. В итоге 2 из 6 НПЗ сегодня закрыты на реконструкцию, а де-факто они остановлены из-за того, что не выдержали конкуренции с российскими производителями.

На рост цен повлияло и то, что белорусские и российские производители горючего, в частности, в связи с ростом цен в Европе перенаправили свою продукцию, ранее отпускаемую для украинских нефтетрейдеров, на западные рынки. Местные же НПЗ на фоне сокращения показателей производства возникший дефицит не в состоянии были компенсировать. Как отметил глава украинского представительства компании Mazeikiu nafta (один из крупных импортеров топлива в Украину) Игорь Майстренко, литовский и украинский офисы компании получили рекордное количество просьб об увеличении поставок нефтепродуктов, почти вдвое превышающие традиционные объемы.

Примечательно, что тенденция роста цен наблюдается и в соседней России, которая проблем с производством и сырьем не испытывает. С начала года до первой декады августа оптовые цены в зависимости от вида топлива там выросли на 22-37%. Ценники на АЗС при этом оставались неизменными до июля, но после роста на 14% мировых цен на нефть общее подорожание бензина А-76 с начала года составило 6,5%, А-95 — 7,1%, дизтоплива — 5,4%. Это не на шутку обеспокоило российские власти, пригрозившие нефтяным компаниям антимонопольными расследованиями, если те будут слишком быстро менять цены. А министр экономического развития и торговли России Герман Греф напомнил операторам рынка прошлогоднюю договоренность о том, что цены на бензин не будут расти быстрее инфляции (прогноз которой на 2006 год составляет 9%). Подобную стратегию теоретически может использовать и украинское правительство, поскольку Антимонопольный комитет уже осуществляет проверку на предмет того, не создан ли кризис искусственно.

Относительно возможных последствий, по оценкам экспертов, разразившийся дефицит топлива и последовавшее ограничение цен могут сказаться на структуре рынка розничных продаж нефтепродуктов. Более всего за счет сокращения маржи пострадают несетевые региональные заправки, которые сегодня работают в зоне риска и не выдерживают конкуренции (в связи с сокращением ценовых диспропорций с сетевыми заправками). Да и спрос в регионах в отличие от крупных городов более чувствителен к ценовым колебаниям.


















Ожидаются также изменения в политике правительства, которое вынуждено будет заложить механизмы, чтобы подобные ситуации можно было максимально сгладить в будущем. Пригласив на встречу руководителей крупнейших компаний («Укрнафта», «Лукойл», ТНК-ВР, НК «Альянс», «Укртатнафта», «Альфа-нафта» и др.) для подписания меморандума премьер-министр Украины, Виктор Янукович попытался закрепить компромиссное решение, позволяющее стабилизировать ситуацию и найти время для внедрения более весомых изменений. Как сообщил Андрей Клюев, вице-премьер-министр Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса, Кабинет министров Украины разрабатывает законопроект, который позволит быстро реконструировать украинские нефтеперерабатывающие заводы. Мощность шести существующих в стране предприятий сегодня составляет 51,1 млн. т нефти в год. При этом глубина переработки нефти составляет всего 68% (для сравнения: в Польше — 93%, в России — 72%). Именно поэтому наметилась тенденция, когда в страну поступает не сырая нефть для переработки, а уже готовые нефтепродукты, производящиеся в соседних государствах. Если подобная ситуация будет развиваться, то, не поддержав отечественную нефтепереработку инструментами, стимулирующими насыщение рынка собственными силами, Украина попадет в полную зависимость от ситуации на окружающих рынках, потеряв возможность контроля и принятия адекватных решений. По словам Юрия Бойко, это не означает закрытия границ, поскольку, разумеется, подобный шаг сразу приведет к росту внутренних цен. Речь идет о модернизации производства и о увеличении загрузки нефтеперерабатывающих заводов на 20% от существующего, 35-процентного уровня. 







Каковы условия стабилизации рынка нефтепродуктов?


Владимир Сапрыкин,
директор энергетических программ Центра им. Разумкова:
— Правительство имеет все основания, чтобы договориться с операторами рынка относительно удержания цен. Взамен этого переработчики, скорее всего, попросят определенных уступок и стимулов. Если это будет выполнено, то меморандум может действовать длительное время.

Рост цен на нефтепродукты в Украине качественно адекватен трендам на мировом рынке нефти, поскольку цены на нее росли. К тому же определенное влияние оказало повышение Россией экспортной пошлины. Но остается вопрос о количественных показателях — стоимость бензина А-95 в отдельных областях превысила отметку в 5 грн./л, что не соответствует темпам роста стоимости нефти. Таким образом, изменение цены частично является спекулятивным.
Добыча нефти в Украине растет незначительно, поэтому страна обречена всегда оставаться ее импортером. Вопрос снижения зависимости Украины от поставок нефти из России связан с нефтепроводом Одесса—Броды, судьба которого должна решиться осенью, когда группа международных экспертов разработает ТО проекта его достройки до Гданьска. Других реальных альтернатив пока не придумано. Биотопливо, которым сейчас занимается ЕС, США и другие развитые страны, может несколько улучшить ситуацию, но это не является критическим для полной замены нефти.


Сергей Сидоренко,
президент ООО «НК «Альянс-Украина»:
— Правительство и бизнес всегда были партнерами, преследовавшими единственную цель — создание благоприятной среды в экономике государства. Разница состоит только в том, что правительство смотрит на проблему с социальной точки зрения, а бизнес — с точки зрения экономической целесообразности. В рамках переговоров между правительством и представителями рынка наверняка будет достигнуто решение, приемлемое для двух сторон.

Стоимость бензина должна стабилизироваться в силу прекращения дальнейшего удорожания нефти, а сезонное снижение спроса на нефтепродукты в октябре, вероятно, будет способствовать возврату к майским ценам.

Возможным вариантом повышения энергонезависимости является импорт каспийской нефти через порты Черного моря. Но с другой стороны, сотрудничество с Россией более выгодно, поскольку с ней Украина имеет хорошие нефтепроводы, налаженную логистику и присутствие на рынке российских нефтяных компаний, владеющих у себя на родине рядом преференций по добыче нефти. Частично заменить нефть можно с помощью биотоплива. Но его можно использовать лишь как дополнительный источник, поскольку, понятно, потребности страны в нефтепродуктах полностью ими покрыть не удастся.


Сергей Лизунов,
первый вице-президент, управляющий директор ООО «ТНК-ВР Украина»:
— Как показывает практика, сезонный рост спроса в Украине и на рынках ближайших стран (из которых импортируется топливо) совпадает. В результате наблюдается нехватка продукта не только в Украине, но и в странах-импортерах. Если не поддержать нефтепереработку инструментарием, стимулирующим насыщение собственными силами, то мы и дальше будем зависеть от тенденций на окружающих рынках. Тогда трудно будет предсказать, что ожидается в следующем месяце — профицит или дефицит. На сегодняшний день, например, в России купить низкооктановый бензин практически невозможно — такой сейчас сезон.

Вторым важным вопросом является качество топлива. Его государство контролирует не должным образом. Правда, 6 лет тому назад качество бензина было намного хуже. Сегодня количество некачественного топлива увеличивается только в пиковые сезоны. Требует усовершенствования и система налогового контроля, поскольку каждый раз при удорожании нефтепродуктов, на рынке появляются значительные объемы «серого» топлива. 

Залишити відповідь