Site icon Companion UA

Спасательные стратегии скандинавов

Шведская служба спасения работает по принципу коммерческой структуры. Поэтому, получая деньги от государства, она распоряжается ими очень эффективно.


Деятельность шведской службы спасения (SOS Alarm, номер 112) финансируется и контролируется государством. Ее собственники —правительство Швеции (50%), окружные советы (25%) и местные органы управления или муниципалитеты (25%). Но организация отстроена очень четко и функционирует в рамках единой стратегии уже более 30 лет, чем, кстати, может похвастать далеко не каждая коммерческая структура.

SOS Alarm признана одной из лучших в Европе. За помощью и обучением к ней обращаются многие аналогичные подразделения из других стран.

В борьбе за качество предоставляемых услуг служба даже добровольно получила сертификат на систему управления качеством ISO 9000.

Госслужба мыслит бизнес-категориями
Все, что делала шведская государственная служба спасения в течение нескольких десятилетий, очень похоже на действия успешной и целенаправленной бизнес-структуры. При этом наиболее значимые изменения происходили в течение последних нескольких лет. В частности, она определила миссию и слоган — «Создать более безопасное сообщество», что отображено в том числе и в ее логотипе. Также сформулированы ключевые ценности, присущие организации в целом и каждому сотруднику в частности: «Глубокое понимание сути происходящего, уникальная многогранная компетенция и способность сосредоточиться на решении проблем и результате». Работа каждого отдельного центра координируется советом директоров, который состоит из представителей различных служб обслуживаемого региона.

Согласно долгосрочной стратегии под названием Nova, сейчас завершается процесс перехода к цифровым технологиям и адаптация услуг к новым рыночным условиям. Причем эту стратегию никто не спускал свыше. Ее утверждали после обсуждений с партнерами, потребителями и сотрудниками службы.

Как и любая организация, ориентированная на рынок, SOS Alarm в оценке своей деятельности и анализе перспектив полагается на ряд показателей. Наиболее важными для нее являются оптимизация времени и повышение скорости реагирования на вызов. К примеру, сейчас в SOS Alarm звонящий опрашивается в течение 45 с, а время оповещения соответствующей службы-партнера о тревоге при пожаре или другом крупном бедствии сокращено до 60 с. По требованию правительства среднее время ответа на звонок должно составлять 8 с. В SOS Alarm этот показатель составляет в среднем 6,7 с.

Как рассказали нам в крупнейшем центре SOS Alarm, расположенном в Стокгольме, работа по улучшению показателей связана не только с тем, что служба призвана спасать человеческие жизни.  Существует еще и финансовое обоснование. Специалисты подсчитали, что в случае пожара сокращение времени реагирования на пять минут существенно экономит страховые деньги — около 100 млн. евро в год. А при сокращении времени реагирования в случае пожара на одну минуту общая экономия составляет 54 млн. евро.

Существуют и другие аналогичные подсчеты, которые в цифрах объясняют необходимость совершенствования работы служб спасения. Например, в ЕС издана директива, которая обязует операторов мобильной связи предоставлять данные о месторасположении звонящего. В Швеции эту норму закрепили в национальном законодательстве. А также подсчитали, что следование этой норме поможет сохранить около 120 жизней и сэкономить 130 млн. евро в год.

Возможности для получения прибыли
То, что акционеры SOS Alarm выступают также в роли заказчиков услуг службы, вполне понятно. Но примечательно, что они же фактически подталкивают службу ко все большей экономической самостоятельности. В частности, с 1995 г. SOS Alarm предоставляет им услуги по контракту и договорной цене. При этом ее деятельность контролируется уполномоченным госорганом — SRSA (Swedish Rescue Services Agency, Управление по проведению спасательных операций Швеции).
Более того, согласно требованиям акционеров SOS Alarm имеет возможность получения прибыли от собственной деятельности. Ежегодно прибыль составляет около 8% от оборота. Эту цифру планируется увеличить в будущем, поскольку служба заинтересована в самофинансировании и собственном развитии.


Главный показатель оценки работы службы спасения —
быстрота реакции.


Основное коммерческое направление SOS Alarm — предоставление услуг по безопасности. Она подразумевает установку индивидуальных решений для частных и корпоративных клиентов, таких как сигнализация (охранная, противопожарная, транспортная, телефонная и др.), видеонаблюдение, проверка вызова тревоги и т. п.

SOS Alarm не занимается производством оборудования, но подключает пользователей к общей автоматизированной системе. В службе отмечают, что это перспективное направление деятельности, поскольку организация имеет высокий кредит доверия среди потенциальных заказчиков. Уже сейчас среди клиентов — дорожная и железнодорожная службы, система коммунального водоснабжения, социальные службы для престарелых и др.

В этой отрасли у компании есть по меньшей мере два крупных конкурента, но они зарабатывают в первую очередь на продажах охранных систем. Одна из этих компаний хотела зайти на территорию SOS Alarm, где служба работает уже более 30 лет, а именно заниматься отсылкой карет скорой помощи.

О коммерческой ориентированности и готовности службы к открытой конкуренции свидетельствует то, как она выстраивает партнерские отношения с представителями различных рынков.


К примеру, для поставки технической платформы, которая обеспечивала бы работу всей службы, рассматривали несколько производителей — Siemens, Alcatel, Motorola, Ericsson. В конечном итоге выбрали Ericsson. Но не потому, что это тоже шведы. По словам руководства SOS Alarm, для Siemens Швеция оказалась слишком малым рынком (а служба спасения — небольшим заказчиком). Motorola хотела продать уже готовую систему. Но SOS Alarm отказалась, потому что на тот момент уже имела более 30 лет опыта и хотела его учесть в разработке, которая покупается на десятилетия. Ericsson же выбрали после анализа совокупной стоимости владения.

С сотовым оператором Vodafone служба в течение нескольких лет реализует совместный проект в сфере личной безопасности человека. В основе решения — телефон со встроенным GPS-приемником (определителем местонахождения) и выведенной кнопкой тревоги.

Спасение — это глобально
Существенный потенциал для развития SOS Alarm видит в связях с международными организациями, что также повышает ее влиятельность и обогащает опыт. В частности, действуют договоренности о сотрудничестве со службами Финляндии, Эстонии и Исландии. Также оперативное сотрудничество налажено с Данией, Финляндией, Норвегией, Россией, Польшей. Служба оказывала консультационные и тренинговые услуги Испании и странам Балтии.

Кроме того, она участвует в международной работе по стандартизации в телекоммуникационной отрасли как член организации European Telecommunications Standards Institute. Принимала активное участие в европейском проекте по географическому опознаванию мобильных телефонов и сейчас участвует в двух транспортных проектах — e-merge (внедрение системы оповещения о тревоге из частных автомобилей) и Eurowatch (европейская сеть поддержки профессиональных водителей, которые находятся под угрозой нападения). SOS Alarm участвует и в сравнительном изучении стран-членов ЕС в сфере защиты и безопасности. Например, в сравнении работы скорой помощи.

Сотрудничество будет расширяться все более активно. В SOS Alarm убеждены: укрепление взаимодействия поможет более эффективно совместно работать в случае катастроф или крупных бедствий. А общий номер 112 для всех европейских стран должен стать основой для дальнейшего сотрудничества, развития сервиса, методов и технологий.

Хотя в службе признаются, что основные задержки в оказании международной помощи связаны с политикой. «Когда в Таиланде во время цунами в беду попали 500 шведов, мы не смогли приехать сразу же, и нас опередили итальянцы. А все из-за того, что наши политики хотели договориться со всеми и достичь полного консенсуса», — говорит Клаес Мелен, старший консультант по общественной безопасности SOS Alarm Sweden Ltd.

Работа строится на умении договориться
Одна из главных сложностей в работе SOS Alarm — необходимость координировать работу большого количества служб с разными компетенциями, которые находятся в подчинении разных государственных органов, имеют свои уклады и бюджеты.


У каждого диспетчера три или четыре экрана. Это позволяет работать быстрее.

В зависимости от уровня подчинения в Швеции существует разделение спасательных служб на национальные и муниципальные. К примеру, среди национальных служб спасение в горах и поиск пропавших людей находятся в компетенции полиции, воздушно-морские поисковые и спасательные работы — в компетенции администрации гражданской авиации, но уже прибрежные (а также озерные) поисковые и спасательные работы — в компетенции администрации прибрежной зоны. Кроме того, существуют муниципальные службы спасения, контролирующие пожарную службу, скорую помощь и др.

Наиболее сложные договоренности SOS Alarm имеет с муниципальными службами спасения, являющимися ее основными партнерами. SOS Alarm сейчас отвечает за все отправления карет скорой помощи, которых в стране насчитывается около 800, и обслуживает около 900 тыс. вызовов в год.

Как говорят представители организации, существует стратегическая необходимость углублять отношения с партнерами и расширять их круг. Ведь SOS Alarm сама отправляет к месту происшествия противопожарные службы и службы спасения примерно в 80% случаев. Тогда как в оставшихся 20% информация просто передается в организации, служащие которых подключены в общую систему.

Помимо работы с основными партнерами, нужно развивать отношения с переводчиками, посольствами и т. д. Служба уже начала предоставлять услуги священника, поскольку нередко это помогает спасать людей, решивших покончить с собой. 







Контуры SOS Alarm
Изначально у каждого окружного диспетчера службы спасения был свой номер. Но в 1956 г. ввели единый номер — 90000 и определили 250 локальных центров оповещения о тревоге.

В 1972 г. было решено создать компанию SOS Alarm Ltd.
Количество региональных центров оповещения о тревоге центров координации действий по спасению сперва сократили до 23, а позднее — до 18.

В 1984 г. ввели единый номер 112, который действует и поныне. Однако в организации говорят, что номер 90000 будет использоваться до тех пор, пока все не перестанут им пользоваться сами. Например, в стране многие пожилые люди привыкли именно к нему.


Полминуты на отдых
По решению шведского правительства SOS Alarm отвечает за прием всех звонков, требующих спасательных действий. Зона ответственности службы — координация действий различных служб по спасению.
Штат — 825 сотрудников, из них 650 диспетчеров.
Годовой оборот — 71 млн. евро.
SOS Alarm насчитывает 18 центров координации действий по спасению, охватывающих 9 млн. жителей страны. Крупнейший центр находится в Стокгольме, обслуживая около 2 млн. его жителей.
В большинстве центров — около 25 сотрудников на ареал, охватывающий около 300 тыс. человек. В Стокгольме — 110 сотрудников. В крупнейших центрах, как правило, одновременно заняты 10-15 чел. В небольших — 3-4 чел.
SOS Alarm получает 3,9 млн. звонков в год. Средняя частота вызовов в Стокгольме — каждые 6 с. Максимальный промежуток спокойного времени — 30 с.
Языки ответа: финский, французский, испанский, шведский, немецкий. При этом все операторы обязательно владеют английским.


Экстренные вызовы принимаются сразу двумя диспетчерами
Главное, что позволяет службе быстро и эффективно действовать, — это стандартизация работы (наличие жестких алгоритмов) и мощная техническая платформа.

1. Каждый центр обустроен по стандартной утвержденной схеме, где оговорено количество и расположение столов, наличие специалистов, их расположение и прочее.

2. Диспетчер имеет справочно-информационную базу, различные опросники и подсказки для всевозможных ситуаций, которые помогают в принятии решения. Это особенно необходимо в случае крупных бедствий.

3. Все разговоры со звонящими документируются в компьютерной системе, а также записываются на пленку и по шведскому законодательству хранятся три месяца.

4. Согласно практике совместного прослушивания звонка двумя диспетчерами первый ведет разговор, а второй может в это время уже передать информацию в соответствующие спасательные службы и таким образом сократить время реагирования.

5. У каждого диспетчера 3-4 экрана. Если четыре, то на первом — карта, на втором — данные, касающиеся поступающего звонка, третий — для записи происходящего, четвертый — для административных нужд (e-mail, Интернет). Руководство службы думает над тем, чтобы установить еще и пятый экран.

6. Работа службы строится на основе системе Zenit, которая была разработана специально для центра компанией Ericsson. Это цифровая платформа, которая в прошлом году заменила аналоговую (тоже компании Ericsson). Система позволяет принимать сигналы и сообщения со стационарных и мобильных телефонов, радиостанций, текстовые сообщения и «понимает» все возможные цифровые протоколы.

7. Все кареты скорой помощи в Швеции и некоторые пожарные оборудованы GPS-приемниками. Это позволяет системе Zenit легко их находить и отображать данные на экране. Диспетчер же связывается с машиной по радио одним нажатием кнопки компьютерной мыши.

8. Принимая на работу нового сотрудника, его проверяют посредством психологических тестов, как для авиадиспетчеров: на стрессоустойчивость, способность одновременно выполнять несколько задач, гибкость, понимание людей.

9. Помимо всевозможных профессиональных тренингов, с 2003 г. персонал проходит курсы по изучению культурных отличий и преодоления языкового барьера, чтобы оператор лучше понимал звонящего.






Единый номер означает комплексность услуг

Татьяна Момот,
руководитель контакт-центра всеукраинской cправочной cлужбы «Сервис-Информбюро»:
— Существует целый ряд служб, которые должны иметь единый номер. В первую очередь это компании, объединяющие множество сервисов с обширной географией. Ключ к получению ими конкурентного преимущества в том, чтобы предоставляемые услуги были комплексными, а информация — достоверной.

Рынок информационно-справочных услуг довольно конкурентный, но разрозненный и неструктурированный. Одни службы предоставляют данные по городу, работая с ограниченным перечнем предприятий, причем не лучших в городе, а тех, кто заплатил за рекламу. Другие обладают очень ограниченным объемом информации и предоставляют мало услуг. К примеру, в справочной службе по железнодорожному расписанию нельзя получить информацию о наличии билетов.

Когда мы создавали свою информационную службу, то изначально старались сделать ее всеукраинской и максимально комплексной. Уже сейчас мы оказываем новые для нашего рынка сервисы по трудоустройству, строительству, необычному проведению досуга. Причем мы можем не только предоставить, к примеру, номер телефона железнодорожного вокзала, но и дать справку о расписании, информацию о наличии свободных мест и даже забронировать билеты с доставкой. Таким образом, сопровождаем клиента до получения им желаемого результата, стараемся осуществить максимальное количество действий за него.

Все это требует много усилий. Сейчас мы сотрудничаем более чем с 519 партнерами, и их число будет увеличиваться. А еще есть планы выходить на внешние рынки. Уже ведутся переговоры с московской городской телефонной сетью.







Пока Украина соберется, ей будет у кого поучиться

Леннарт Милбак,
бывший директор Управления по проведению спасательных операций Швеции (SRSA), был членом совета директоров многих спасательных служб:


— В вопросах безопасности я руководствуюсь принципом «вероятно, невероятное случится».

Управление по спасению в Швеции сформировали в 1984 г. А уже в 1986 г. мы задумались о том, правильно ли расставлены приоритеты. Нужно было сместить акцент с военной обороны, оправданной во время «холодной войны», на решение мирных проблем. Поэтому мы сосредоточились на каждом отдельном человеке и на том, как предотвращать несчастные случаи. Тогда была запущена программа информирования людей и обучения навыкам, необходимых в случае бедствия, которая работает и поныне. Также создали центр по сбору и обработке статистических данных.

Сейчас в задачи SRSA входит активизация сотрудничества с другими странами. Ведь ранее мы работали в сфере совместного решения проблем, а теперь переходим к сотрудничеству в сфере превентивных мер. Шведское правительство обозначило международное развитие как приоритетное и увеличило бюджет.

СССР впервые попросил помощи иностранных государств после землетрясения в Армении в 1988 г. Тогда мы впервые выехали за пределы своей страны. Теперь между российским МЧС и правительством Швеции заключен договор о взаимопомощи, обмене экспертами и обучении.

В сентябре 2004 г. мы договорились об обмене специалистами и совместных учениях с украинским МЧС. И в Украине, и в России планируется внедрить номер 112, и это новая область для сотрудничества.

При этом с разными странами договоренности отличаются. Если Саудовская Аравия и Испания оплачивали наши услуги, то с Россией и Казахстаном мы нередко работали бесплатно.

Exit mobile version