Тайны, покрытые ноу-хау

Защитить от воровства корпоративные идеи и ноу-хау законодательным путем в Украине практически невозможно. Поэтому в деле сохранения информации компаниям приходится полагаться только на себя.


На Западе подобные проблемы уже мало кого волнуют — бережно хранить и защищать коммерческие тайны там научились давно. А если утечка информации все же произошла, то пострадавшие компании имеют возможность защитить свои интересы в суде. К примеру, недавно компания Apple выиграла несколько исков против блоггерских сайтов, преждевременно раскрывавших тайны компьютерных новинок. Особенно руководство компании расстраивало то, что эти сайты сообщали о новых разработках еще до того, как Apple объявляла о них официально. Суд штата Калифорния пришел к мнению, что разглашение корпоративных тайн равносильно краже интеллектуальной собственности, и владельцы сайтов AppleInsider.com и PowerPage.org, целиком посвященных технике Apple, были привлечены к ответственности. Более того, Apple не постеснялась подать иски и против 25 своих сотрудников, замеченных в связях с подсудимыми блоггерами.


В Украине все намного сложнее.


Тайны любят тишину


Громкие корпоративные скандалы, неожиданные разоблачения и невероятные по своей цене иски в сфере защиты корпоративной информации до сих пор обходили Украину стороной. Воруют подобную информацию у нас, разумеется, не меньше, да только никто практически не защищает свои права. К тому же режим коммерческой тайны в законодательстве закрепился не так давно — в главе 46 нового Гражданского кодекса. Сухой язык статьи 505 ГК гласит, что под коммерческой тайной следует подразумевать секретную информацию, которая не является известной и легкодоступной, а также имеет свою коммерческую ценность. Коммерческие секреты принято разделять на управленческие и технологические. Последние могут иметь временный режим коммерческой тайны, то есть не раскрываются до тех пор, пока не будут запатентованы. А вот управленческий опыт не имеет патентной способности, поэтому иногда компаниям сохранить его бывает очень сложно.


Для эффективной защиты корпоративной информации необходима слаженная работа юристов, HR-департамента и службы безопасности компании.

В принципе, коммерческой тайной может быть все что угодно: от рецепта приготовления свежих булочек до правил поведения сотрудников в случае цунами. Исключение составляет лишь информация, которую запрещено засекречивать по закону. Правда, такой закон пока еще не приняли, хотя существуют два законопроекта «О коммерческой тайне» и постановление Кабмина №611 от 09.08.1993 г. В последнем как раз предусмотрены сведения, которые не могут быть коммерческой тайной: учредительные документы; документы, разрешающие заниматься хозяйственной деятельностью; информация из отчетности; данные для исчисления и уплаты налогов; данные о платежеспособности и т. п. Впрочем, легитимность таких ограничений сейчас можно оспорить.


Кроме того, в действующем законодательстве отсутствует сам механизм защиты коммерческой тайны как объекта интеллектуальной собственности. Закон дает компаниям право препятствовать распространению секретов, которыми им посчастливилось обладать, но запретить кому-либо пользоваться коммерческой тайной не может. Поэтому, как только о ноу-хау узнают за пределами компании, оно уже фактически перестает быть таковым. А если патент на него еще не был получен, то и судиться бесполезно. К счастью, отомстить сотруднику, который поделился важной информацией с конкурентом, намного легче. На «предателя» хотя бы можно попытаться подать в суд и уволить по статье, однако ноу-хау уже, разумеется, не вернуть.


Корпоративный патриотизм


Прежде чем расправляться с непатриотичными работниками в суде, компании следует предусмотреть несколько условий. И вопрос здесь не только в юридических, но и мотивационных мерах. Итак, для начала на общем собрании учредителей нужно утвердить положение о коммерческой тайне в компании. После этого руководство может определиться с перечнем корпоративных секретов и режимом доступа к ним. Затем уже директор издает приказ с приложением информации, составляющей коммерческую тайну, и списком лиц, которым предоставляется определенный режим доступа к ней. Впоследствии с работниками заключается договор о конфиденциальности с материальной ответственностью либо соответствующие положения включаются в трудовой контракт или приказ о приеме на работу. В любом случае в тот момент, когда сотрудники получают непосредственный доступ к секретам фирмы, рекомендуется брать с них расписку-обязательство о неразглашении этой информации и предупреждающей об уголовной ответственности по статье 232 Уголовного кодекса за умышленное разглашение коммерческой тайны.


Кроме юридической защиты, потребуется слаженная работа службы безопасности и HR-департамента компании. На их плечи ложится забота о правильном подборе сотрудников, создании корпоративной культуры и разъяснении правил пользования конфиденциальной информацией. Это, конечно, не новые, но весьма действенные меры. Кстати, также рекомендуется организовать максимальную защиту компьютерных систем компании и внедрить мониторинг электронной почты сотрудников. Если, разумеется, фирменные секреты дороже угрызений совести.


Секретные показы


Правильно хранить тайны и отводить от них посторонние глаза и уши — половина дела. Их еще нужно уметь при необходимости грамотно продавать. Вся проблема в том, что продавец ноу-хау не может разглашать его основную суть до уплаты всей суммы, а покупатель не желает приобретать кота в мешке. Поэтому им приходится находить компромисс разумного раскрытия информации о ноу-хау.


Для этого, например, можно использовать договор о конфиденциальности. Особенно он имеет смысл в ситуациях, когда устраивается тендер на лучшую разработку либо идею, ведь если участники конкурса не защитятся от кражи организатором идеи, то все их финансовые и творческие затраты окажутся бесполезными. Однако при обыкновенной подготовке покупки ноу-хау рекомендуется использовать более выгодный опционный (предварительный) договор. Смысл его сводится к тому, что покупатель проводит проверку осуществимости и пригодности изобретения продавца. При этом покупатель в случае отказа от приобретения ноу-хау обязуется вернуть продавцу все документы о нем, опытные образцы продукции и т. д., не использовать их в бизнесе и не разглашать эту информацию третьим лицам. Проверка ноу-хау проводится обычно за счет покупателя, и его затраты не подлежат компенсации, независимо от исхода проверки. А в качестве гарантии своего добросовестного поведения покупатель вносит на имя продавца залог, который переходит в собственность продавца, если «испытатель» нарушит условия опционного договора или откажется от приобретения ноу-хау.


В действующем законодательстве отсутствует механизм защиты коммерческой тайны как объекта интеллектуальной собственности.

Но если ожидания покупателя все-таки подтверждаются, то стороны заключают окончательный договор о передаче ноу-хау. Юридически такую операцию передачи можно оформить различными способами. Например, оценить ноу-хау и представить его как взнос в уставной фонд, создаваемый с венчурным инвестором компании. Для продажи ноу-хау можно прибегнуть и просто к выдаче покупателю лицензии на использование коммерческой тайны либо заключить с ним лицензионный договор или договор о передаче исключительных имущественных прав на коммерческую тайну. При этом внесенный по опционному договору залог может быть указан как часть паушального платежа по лицензионному договору. Кроме того, такой договор обычно запрещает распространять коммерческую тайну третьим лицам.


Когда одна компания заказывает у другой проведение неких исследований или разработок, то целесообразно заключать не просто договор подряда на проектно-изыскательные работы, а договор о создании по заказу и использовании объекта интеллектуальной собственности (статья 1112 Гражданского кодекса). Таким образом, выполнить условия этого договора можно будет только в режиме коммерческой тайны, а посему предмет исследований не будет предан огласке.


В случае же использования франчайзинговых схем с передачей компании-франчайзи управленческих или технических ноу-хау заключается договор коммерческой концессии. При этом франчайзер должен передать франчайзи техническую и коммерческую документацию, составляющую коммерческую тайну и опыт, а также проинструктировать работников франчайзи. Зачастую детали технологии бизнеса находятся в производственном пособии. Кроме того, франчайзер обычно берет на себя услуги по консультативному и техническому содействию, регистрирует договор и контролирует качество товаров и услуг. 







Желательно полностью ограничить доступ сотрудников к частной электронной почте с их рабочего места


Ирина Марушко, партнер ЮФ «Лавринович и партнеры»:
— Важно в договоре о конфиденциальности закрепить условия, по которым работник обязан не разглашать, а также не использовать коммерческую тайну и в течение определенного времени после того, как его трудовая деятельность на данном предприятии закончится. Впрочем, доказать фактическое использование, например, некой инновационной методики управления на предприятии-конкуренте очень и очень сложно, ведь на нем тоже существует режим охраны коммерческой тайны.


Просмотр электронной почты сотрудников — достаточно неоднозначная процедура. Она может рассматриваться с точки зрения законодательства с двух сторон. С одной стороны, в трудовом договоре должно быть закреплено положение о том, что электронная почта компании — своего рода рабочее оборудование, которое должно использоваться строго по назначению. При этом работодатель оставляет за собой право полного контроля за использованием данного рабочего оборудования в рабочих целях, что дает ему право законного просмотра материалов переписки, исходящей из рабочего адреса электронной почты сотрудника. А вот просмотр электронной почты сотрудника, исходящей из почтового ящика, никак не связанного с его местом трудоустройства, может рассматриваться как нарушение гарантированного статьей 31 Конституции Украины права на тайну переписки, телефонных разговоров, телеграфной и иной корреспонденции. Следовательно, работодатель не только не сможет в случае возможного судебного разбирательства использовать материалы такой частной переписки, но и рискует сам нести ответственность за нарушение тайны переписки, телеграфной или иной корреспонденции, передаваемой средствами связи или через компьютер (это предусмотрено статьей 163 Уголовного кодекса Украины). Поэтому во избежание возникновения данной проблемы часто рекомендуется полностью ограничить доступ сотрудников к частной электронной почте с их рабочего места.


Подписание трудового договора не будет эффективным способом защиты прав на ноу-хау


Алексей Маловацкий, адвокат, ассоциированный партнер юридического бюро «Бондарь и Бондарь»:
— Автор статьи предлагает защищать права на ноу-хау путем заключения договоров на передачу на них прав или соглашения с работником о полной материальной ответственности. И здесь каждый элемент необходимо рассмотреть в отдельности.


Договор как основание возникновения встречных прав и обязательств между его сторонами, во-первых, не является гарантией того, что он будет выполнен, а во-вторых, не обязателе для третьих лиц. Из этого следует, что, заключив договор, владелец не защищает свои права, а только конкретизирует способ их передачи иному лицу по договору. Но если иное лицо по договору не выполнит свои обязательства и допустит нарушение права интеллектуальной собственности, то владелец сможет защититься способами, предусмотренными законодательством (в частности, Гражданским кодексом) или указанными в договоре (например, отказ от договора и отзыв лицензии, однако этот способ известен как самозащита гражданского права). За этим, как правило, следует судебная защита (истребование убытков, возмещение безосновательно полученной прибыли и т. п.).


Что касается возложения полной материальной ответственности на работника, то в этом случае тоже не все однозначно. Принимая во внимание социальную направленность норм Кодекса законов о труде Украины, согласно положениям главы IХ, не все работники могут быть привлечены к полной материальной ответственности. К тому же подписание соглашения о полной материальной ответственности с работником возможно только в случаях, строго предусмотренных действующим законодательством Украины. В силу этого подписание трудового договора не будет эффективным способом защиты прав на ноу-хау.


Наиболее эффективно защитить коммерческую тайну компании позволят комплексные меры


Алла Гаврушко, юрист «Ди Эл Эй Пайпер Украина»:
— На сегодняшний день в Украине проблема защиты коммерческой тайны (ноу-хау) является достаточно актуальной. Действительно, компаниям приходится фактически самостоятельно принимать меры для защиты их коммерческой тайны от неправомерного разглашения. Поскольку законодательством не предусмотрен четкий механизм ее правовой защиты, а установлена лишь ответственность за ее разглашение (статья 232 Уголовного кодекса Украины, статья 1643 Кодекса Украины об административных правонарушениях). Защита таких объектов интеллектуальной собственности, как товарные знаки, промышленные образцы, изобретения, регулируется специальным законодательством.


С целью наиболее эффективной защиты коммерческой тайны компании я рекомендовала бы использовать предложенные автором статьи способы защиты в комплексе. Следует также отметить, что документирование информации и идентификация ее как коммерческой тайны компании может помочь при привлечении к ответственности лиц, виновных в ее разглашении, поскольку соответствующий документ будет доказательством того, что разглашенная информация являлась коммерческой тайной.


Наиболее проблематично сохранение коммерческой тайны, известной сотруднику, увольняющемуся из компании. Для того чтобы обезопасить себя от возможных нечестных действий сотрудника, компании необходимо предпринять определенные защитные меры. Такими защитными мерами могут быть включение в трудовой контракт сотрудника положения о конфиденциальности, а также обязательства не конкурировать с компанией с четким определением составляющих такого обязательства, территории, на которую такое обязательство распространяется, его срока и ответственности за его нарушение.


При передаче исключительных прав на ноу-хау существует вероятность того, что первоначальный обладатель ноу-хау продолжит использовать информацию, составляющую ноу-хау, и после его передачи. В связи с этим с целью защиты компании, приобретающей ноу-хау, от недобросовестной конкуренции со стороны продавца обязательство не конкурировать целесообразно также включить в договор о передаче исключительных прав на ноу-хау. Однако в данном случае необходимо убедиться, что такое обязательство не будет нарушать антимонопольное законодательство в части согласованных действий субъектов хозяйствования.

Залишити відповідь