Что происходит: на международных рынках

Градус напряжения на российском рынке остается высоким


Российские эксперты давно предупреждали, что действия их правительства по наведению порядка на алкогольном рынке приведут к серьезным изменениям. Но сложившейся ситуации не ожидал никто: винные полки российских супермаркетов опустели, напомнив времена советского дефицита. Дефицит алкоголя вызвал серьезные проблемы в ресторанном бизнесе: практически во всех ресторанах снизился оборот.


В условиях ограниченного предложения неизбежно встал вопрос нового ценообразования. Импортеры резко ужесточили отношения со своими получателями: если раньше алкогольные напитки отпускались на условиях товарного кредита, то теперь от розницы требуют предоплаты. Цены же выросли на 15-20%. Таким образом поставщики пытаются компенсировать свои потери от сокращения рынка, а также вынужденного закрытия компаний-импортеров. По оценкам отраслевых аналитиков, в ближайший месяц дистрибьюторы поднимут цены еще на 20%, и в общей сложности подорожание импортного алкоголя превысит 30%.


Катализаторами системного кризиса в отрасли стали два основных фактора. Первый — полный запрет на ввоз грузинских и молдавских вин и коньяков. Второй, основной, — дефицит спиртного, вызваный неподготовленным вводом в действие поправок к Закону «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Провозгласив своей целью борьбу с нелегальным оборотом спиртного, Кабинет министров ввел новые акцизные марки со штрих-кодом, позволяющие проследить путь каждой бутылки от производителя до потребителя с помощью Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС). В соответствии с законом новые акцизные марки должны были выдаваться с 1 января 2006 г. Решив, что шесть месяцев — вполне достаточный срок для того, чтобы производители и импортеры освоили новую технику, законодатели запретили продажу алкоголя с акцизными марками старого образца с 1 июля 2006 г. Однако новые марки появились на таможнях лишь в марте, нового оборудования для маркировки на всех не хватило, система ЕГАИС постоянно давала сбои, парализуя оптовый рынок. А между тем огромное количество скопившегося на складах алкоголя 1 июля в одночасье стало нелегальным. Как результат — если раньше в Россию ввозилось более 650 млн. единиц алкогольной продукции (около 40% всей реализуемой на территории страны), то с 1 июля новых акцизных марок хватило на оклейку лишь 4 млн. бутылок. Убытки производителей алкогольной продукции превысили 1 млрд. рублей.


По мнению представителя Общественной палаты Сергея Абрамова, сегодня на рынке сложилась ситуация, когда оптовики вынуждены отправлять всю продукцию со своих складов обратно производителям для оклейки новыми марками. «Там уже очередь выстроилась, и немаленькая. Причем смысла в этой оклейке никакого нет: система ЕГАИС не работает, поэтому даже с новой маркой эта бутылка по-прежнему нигде не учитывается», — уверяет г-н Абрамов. Эксперт полагает, что правительству следовало бы разрешить торговать алкоголем со старыми акцизными марками еще как минимум три месяца. Эту точку зрения поддерживают большинство российских аналитиков, добавляя, что нынешний искусственный кризис может привести к появлению на рынке огромного количества опасного для здоровья фальсификата. Пережить нынешний кризис смогут лидеры рынка, а после того как ситуация начнет успокаиваться, они постараются перекроить рынок под себя с вытеснением мелких игроков.


Между тем, кроме непосредственно самих напитков, кризис отразится и на парфюмерии. Эксперты уверены, что духи будут дорожать — медленно, но верно. Через месяц-полтора «накрутка» на туалетные воды может составить 10–30%. Пока держатся прежние цены, поскольку распродаются старые запасы. Как только в продажу поступят новые партии, стоимость спиртосодержащей парфюмерии и бытовой химии поползет вверх. В то же время на алкогольсодержащие лекарства действие нового закона не распространяется. Поэтому роста цен на спиртосодержащие лекарственные препараты не ожидается.


Между тем Кабинет министров, похоже, не готов вести открытые переговоры ни с производителями, ни с потребителями алкоголя. Пока правительственные чиновники предпочитают эпистолярный жанр: Федеральная налоговая служба и Минфин опубликовали письмо с некоторыми уступками участникам алкогольного рынка. В документах дается разрешение на перемаркировку алкоголя уже не на территории производителя, а на оптовых складах. Но эксперты скептичны: такое половинчатое решение едва ли устроит производителей алкоголя и позволит уже в ближайшее время вернуть винным магазинам их привычный вид, ассортимент и ценники.







Жесткий контроль на руку легальным производителям


Андрей Охлопков, председатель наблюдательного совета группы компаний «Союз-Виктан»:
— Начиная с конца июля российский рынок постепенно входит в нормальное русло. Мы рассчитываем, что в сентябре он начнет функционировать в обычном режиме. В настоящий момент группа компаний «Союз-Виктан» возобновила экспорт вина и коньяка на территорию Российской Федерации. Водка производится на нашем, российском предприятии.


Как законопослушный производитель мы считаем, что ужесточение контроля за рынком на руку легальным производителям. Но в сегодняшней ситуации, возможно, было бы правильно наложить мораторий на изменения в законодательстве и дать возможность отраслевым предприятиям начать работу. И только после того как система ЕГАИС полноценно заработает, вносить изменения в законодательное поле.


Рынок жилья будет охлаждаться. Правда, постепенно


Впервые за последние 30 лет мировой жилищный бум начинает понемногу спадать. И хотя резкого спада не произойдет, ситуация скорее будет отличаться сравнительно вялой активностью.


В настоящее время рост цен на рынках жилой недвижимости США, Франции, Испании, Новой Зеландии и ряда районов Китая замедляется в связи с повышением в этих странах процентных ставок. Однако стоимость кредитов пока выросла незначительно, что позволяет как продавцам, так и покупателям приспособиться к изменившимся обстоятельствам. Аналитики уверены: вероятность более резкого ослабления цен увеличится, если Федеральная резервная система США, ЕЦБ и другие центральные банки сочтут необходимым значительно повысить базовые учетные ставки в целях борьбы с инфляцией. Экономисты отмечают, что рост ставок на 1-2 процентных пункта способен охладить цены на жилые дома в США, Франции, Дании, Ирландии, Новой Зеландии и Испании на 50% и более. Подобная ситуация имела место в 1980 г., когда тогдашний председатель ФРС Пол Волкер повысил ключевую процентную ставку до 20%, отправив рынок жилья и экономику «в штопор». Правда, американский центробанк, который на своем последнем заседании 29 июня повысил процентную ставку до 5,25%, указал на возможность сделать паузу после двухлетнего периода ужесточения денежно-кредитной политики.


По данным Управления по федеральному надзору за жилищным сектором (Office of Federal Housing Enterprise Oversight), цены на жилье в Соединенных Штатах в I квартале 2006 г. поднялись на 12,5% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Эта цифра не только означала снижение по отношению к 13,3%-му росту в IV квартале 2005 г., но и вообще стала самым низким показателем за год. На понижение стоимости американской недвижимости играет и новая миграционная политика, предусматривающая ужесточение условий въезда в страну с получением разрешения на трудоустройство.


Ряд наиболее «горячих» рынков жилья в Европе также демонстрируют признаки ослабления. Так, в Испании показатель роста цен на дома снизился в I квартале нынешнего года до 12% против 15,7% за аналогичный период минувшего года. Во Франции цены на существующие жилые дома поднялись в IV квартале 2005 г. на 14,2%, тогда как в I квартале 2005 г. повышение составляло 15,7%. При этом резкое ухудшение ситуации в масштабах всего европейского региона специалисты считают маловероятным. Эксперты прогнозируют, что цены на жилые дома в еврозоне в текущем году вырастут приблизительно на 7,5% после повышения на 8,5% в каждом из предыдущих двух лет. Исключение здесь, пожалуй, составит британская столица. По данным банка Halifax, мощный скачок цен в Лондоне может произойти в преддверии Олимпийских игр 2012 г. Halifax установил: в Барселоне, Сиднее и Афинах цены на жилые дома в течение пяти лет перед соревнованиями демонстрировали рост более чем на 50%.


На азиатском рынке недвижимости предпринимаются усилия, направленные на обуздание растущих цен путем повышения ставки и ограничения выдачи банками ипотечных кредитов. Но и здесь, несмотря на охлаждение азиатского рынка, жесткого обвала не произойдет.


В Украине же ситуация не столь радужна. Как рассказала «&» эксперт Киевского центра недвижимости Нина Богдан, подобной тенденции в Украине не наблюдается. Скорее наоборот, ведь для определенного круга людей манипуляции с недвижимостью — своего рода бизнес. Она уверена, что сегодняшняя ажиотажная ситуация, в частности на киевском рынке недвижимости, создана искусственным путем, и в перспективе тенденция на снижение цен не предвидится.


Реклама уйдет «в подполье»


Один из самых быстрорастущих рынков в мире — рынок оплаченной скрытой рекламы (product placement). В 2005 г. его объем вырос на 42,2%, достигнув $2,21 млрд. Как прогнозируют эксперты компании PQ Media, в ближайшие четыре года рынок скрытой рекламы в кино, СМИ, телешоу, видеоиграх, текстах песен будет ежегодно расти на 27,9% и к 2010 г. достигнет $7,55 млрд. При этом он значительно опережает по темпам роста рынок обычной рекламы и маркетинга, подчеркивают эксперты. Большая часть мирового рынка product placement будет и далее слагаться из рекламы пяти ключевых категорий продукта: транспорт и перевозки; одежда и аксессуары; еда и напитки; путешествия и досуг; СМИ и развлечения.


Развитие скрытой рекламы на американских и азиатских рынках эксперты связывают с тем, что этот формат дает большие возможности рекламодателям, стесненным законодательными ограничениями. В Европе объемы скрытой рекламы растут медленнее из-за более строгих правил размещения. Однако к концу 2007 г. ситуация может измениться: к этому времени Евросоюз проведет либерализацию рекламного рынка.


«Скрытая реклама развилась от новой маркетинговой тактики до ключевой маркетинговой стратегии в глобальном масштабе, так как маркетологи, продвигающие бренды, ищут более эффективные методы для установления эмоциональной связи с потребителем», -—объясняет президент PQ Media Патрик Квинн. По его словам, во всем мире существует спрос на размещение скрытой рекламы в кино и СМИ. При этом эффективность традиционной рекламы корпорации ставится под сомнение.

Залишити відповідь