Компании: новости в мире

Слияния


Рождение чемпиона
26 августа акционеры «Русского алюминия» («Русал») и Сибирско-Уральской алюминиевой компании («СУАЛ»), а также руководители частной швейцарской трейдинговой группы Glencore подписали протокол о намерении объединить активы по производству глинозема и алюминия. Стоимость сделки оценивается в $30 млрд. Для объединения «Русал» выпустит допэмиссию акций, которая будет оплачиваться ценными бумагами «СУАЛа» и Glencore. В объединенной компании владельцу «Русского алюминия» Олегу Дерипаске будет принадлежать 64,5% акций, совладельцу «СУАЛа» Виктору Вексельбергу и его партнерам — 21,5%, акционерам Glencore — 14%. Окончательное соглашение планируют подписать до октября.


Переговоры с Glencore (оборот превышает $90 млрд.) о выкупе алюминиевых активов «Русал» начал в 2005 г. Параллельно Дерипаска и Вексельберг несколько лет вели переговоры о слиянии. В какой-то момент родилась идея объединить все три группы активов, отмечают эксперты. Теперь «Русал» выкупает долю в глиноземном заводе Eurallumina на Сардинии, где 44% принадлежит Glencore. Трейдер также владеет 100% акций глиноземного завода Aughinish (мощность 1,85 млн. т) в Ирландии, 100% шведского алюминиевого завода Kubal (102 тыс. т), 93% Widalco (1,26 млн. т).


Между тем тройственный протокол не обязателен к исполнению, и стороны после проведения due diligence могут отказаться от слияния. Если же сделка состоится, ее итогом станет создание крупнейшей алюминиевой компании в мире с капитализацией около $31 млрд. При этом объединенная компания не только станет монополистом на российском рынке, но и выйдет на первое место в мире по объемам производства. По подсчетам экспертов, ежегодный объем производства превысит 3,7 млн. т первичного алюминия и 11 млн. т глинозема. Если к тому же «Русалу» и «СУАЛу» удастся осуществить заявленные планы по наращиванию производства через ввод дополнительных мощностей, то к 2012 г. объединенная компания сможет выпускать до 8 млн. т первичного алюминия в год. Это более чем вдвое превышает объемы нынешних лидеров алюминиевого рынка — американской Alcoa и канадской Alcan (каждая производит 3,5 млн. т металла в год).


По данным Financial Times, в течение трех лет «Русал» намерен провести IPO на Лондонской фондовой бирже. Эти деньги нужны Дерипаске, чтобы создать глобальную диверсифицированную компанию по образцу BHP Billiton.


Готовящаяся сделка по объединению алюминиевых активов получила одобрение Владимира Путина. Шаг, по мнению аналитиков, вполне логичный: Москва считает алюминий стратегическим сырьем. «Стратегия российского правительства, направленная на создание таких отраслевых гигантов, как «Газпром» и «Роснефть», коснулась и металлургического рынка», — цитирует Bloomberg Тима Брентона, аналитика «Ренессанс Капитал». Рост цен на металлы, вызванный повышенным спросом со стороны Китая, спровоцировал увеличение количества M&A среди металлургических компаний. В 2006 г. общий объем этих сделок превысил $100 млрд. К тому же с начала января мировые цены на алюминий выросли на 8,8%.


Бизнес и власть


Американские сигареты станут «тверже»
Семилетняя судебная война против табачных гигантов США завершилась очередной победой правозащитников. Окружной суд Вашингтона признал компании Philip Morris, British American Tobacco, Liggett и Lorillard Tobacco виновными в сговоре с целью сокрытия информации об истинном вреде курения. В судебных материалах отмечается, что корпорации препятствовали проведению научных исследований, посвященных влиянию курения на организм человека, уничтожали компрометирующие их документы и утверждали, что курильщикам не угрожает быстрое привыкание к сигаретам.


Основная санкция, наложенная на табачников, состоит в том, что с 1 января 2007 г. вне закона в США окажутся сорта сигарет с надписями вроде low tar (с низким содержанием смол), light (легкие), ultra light (сверхлегкие), mild (мягкие) и natural (натуральные). Кроме того, производители теперь обязаны публично извиниться перед потребителями на своих сайтах и в воскресных выпусках общенациональных печатных СМИ. Табачные компании должны будут рассказать всем о тех «мягких и легких» приемах, которыми они заманивали клиентов. Им также предписано развернуть собственную антирекламу — на упаковках сигарет будут помещаться «корректирующие сообщения», извещающие об опасности курения. А по одному из трех общенациональных телеканалов в течение года раз в неделю будут транслироваться 15-секундные ролики о вреде курения.


Впрочем, проигравшим процесс компаниям удалось отделаться сравнительно легко: Минюсту США все же не удалось выбить из производителей рекордный штраф в размере $280 млрд. на финансирование кампаний по борьбе с курением. Так что материальные затраты табачников сведутся к оплате судебных издержек в размере $135 млн. Для сравнения: около 10 лет назад эти корпорации были вынуждены выплатить $246 млрд. на лечение подорванного курением здоровья граждан. Но это не мешает противникам курения праздновать победу: нынешний запрет кардинально перекроит всю структуру продаж, ведь легкие сигареты составляют около 80% американского рынка. К тому же признание табачников виновными в обмане покупателей может повлечь новые иски американских потребителей о возмещении их личного ущерба.


Однако решение вашингтонского суда распространяется лишь на США: в Европе, к примеру, для обозначения различной крепости сигарет еще применяют цветовые обозначения. Но курильщикам и тут все сложнее: в начале августа в ЕС вошла в силу юридическая норма, разрешающая не брать на работу курильщиков.


Приобретения


Американцы и канадцы сливают золото
Третья по величине канадская золотодобывающая компания Goldcorp покупает своего американского конкурента Glamis Gold. Сделка стоимостью $8,6 млрд. будет оплачена акциями. После слияния вкладчики Goldcorp получат 60%, Glamis — 40% ценных бумаг объединенной компании, которая сохранит название Goldcorp.


Нынешнее соглашение позволит создать пятую в мире по величине корпорацию в отрасли золотодобычи (лидеры — Barrick, Newmont Mining, AngloGold Ashanti и Gold Fields). Подтвержденные и прогнозные запасы ее золота составят 41,1 млн. тройских унций. При этом Goldcorp, планирующую в 2006 г. добыть 1,8 млн. унций, эксперты называют одной из наиболее быстрорастущих и высокорентабельных золотодобывающих компаний. Ее издержки на добычу одной унции являются минимальными — $100. Компания ведет добычу в Северной и Южной Америке, а также в Австралии. В результате сделки Goldcorp нарастит добычу драгметалла на 670 тыс. унций за счет новых месторождений в Неваде (США) и Гондурасе.


Перспективность нынешнего слияния, по мнению экспертов, связана также с тем, что цены на золото в мае достигли 26-летнего максимума. Как следствие — активизировались усилия добывающих компаний по поглощению конкурентов. Так, в марте Barrick Gold приобрела Placer Dome за $10,4 млрд., став неоспоримым лидером в области золотодобычи. «Goldcorp и Glamis также рассматривались в качестве потенциальных объектов поглощения. Чтобы удержаться на плаву, лучшим для них было объединить усилия», — цитирует Bloomberg Альфреда Вонга из UOB Asset Management.


В целом нынешний год прошел под знаком консолидации в добывающей индустрии (прежде всего в золотодобывающей, алюминиевой, стальной отраслях). Аналитики уверены: сегодня куда выгоднее купить уже работающую компанию, чем строить ее с нуля, из-за возросших капитальных затрат. В добывающих проектах они выросли на 30% в связи с обостряющейся конкуренцией за рабочую силу, оборудование и сырье.


Реорганизация


Boeing «погорел» на Интернете
Идея Boeing заработать на предоставлении авиапассажирам доступа в Интернет во время полета потерпела фиаско. Американская корпорация объявила о закрытии соответствующего подразделения Connexion by Boeing и переводе всех 560 сотрудников в материнскую компанию. Причина — неудовлетворительные финансовые показатели.


Авиастроительная корпорация создала Connexion by Boeing в 2000 г., с тех пор вложив в коммуникационное подразделение порядка $1 млрд. Компания предоставляла пассажирам во время полетов услуги беспроводного доступа в Сеть, а также другие развлекательные услуги — просмотр телепередач, фильмов и т. д. У нее были заключены контракты с 11 авиакомпаниями, ее сервисы работали на 146 самолетах (вместо запланированных 5 тыс.). Установка оборудования Connexion только на один самолет обходилась авиалиниям примерно в $500 тыс. Затраты не окупались: пассажиры неохотно платили за сервис $10-27 в сутки, а в день им пользовалось не более 1 тыс. клиентов. Испытанием для Connexion стали и события 11 сентября: в целях повышения безопасности разорвали контракты крупнейшие американские перевозчики American Airlines, United Airlines и Delta Airlines.


Выход из проекта обойдется для Boeing потерями в $320 млн. во II полугодии. Однако уже с 2007 г. компания рассчитывает на дополнительную прибыль в размере 15 центов на акцию. Вырученные средства планируется направить на борьбу с европейским конкурентом Airbus, а также на ускорение выпуска нового самолета Dreamliner 787.


Между тем за последние месяцы это уже второй случай ухода компаний из данного сегмента: в июне Verizon Communication отказалась от усилий по развитию собственного бортового сервиса. И хотя у некоторых фирм (LiveTV и AirCell) такие услуги еще остаются, говорить об их массовом внедрении эксперты не берутся.

BenQ переходит в режим жесткой экономии
Похоже, для тайванской BenQ настали не лучшие времена. Технологическая корпорация информировала об итогах II квартала 2006 г., в котором она понесла $76,5 млн. убытков.


Причем все более проблемным для BenQ становится мобильный бизнес. После приобретения сектора сотовых телефонов Siemens осенью прошлого года он обеспечивал 50% совокупной прибыли компании. Но попытки вывести бизнес в плюс оказались тщетными. Прогноз продаж BenQ Mobile был скорректирован в сторону уменьшения: 30 млн. штук за 2006 г. вместо запланированных 50-60 млн. Кроме того, руководство мобильного подразделения, прежде рассчитывавшее достичь порога прибыльности уже в IV квартале нынешнего финансового года, теперь отодвигает этот срок на вторую половину 2007 г. Причины снижения показателей — задержки в поставках новых аппаратов на европейский рынок, а также непопулярность выпущенных моделей. При этом доля BenQ на мировом рынке мобильных телефонов во II квартале текущего года упала до 3% по сравнению с 5% за аналогичный период 2005 г. (Хотя изначально BenQ планировала за счет покупки бизнеса Siemens войти в круг ведущих производителей мира, сейчас она занимает 7-е место в мире.) Как следствие неудач на мобильном фронте — только за минувший квартал корпорация потеряла 60 млн. евро.


Ввиду этого BenQ собирается еще больше экономить. Компания уже объявила о намерении дополнительно сократить расходы на 50 млн. евро. Известно также, что BenQ закроет производство мобильных телефонов в Мексике. В середине июля было объявлено о сокращении 500 рабочих мест. Кроме того, в будущем будет разрабатываться меньше моделей: если в 2006 г. было предложено 30 новинок, то в 2007 г. их будет только 20.


Одновременно BenQ объявила о масштабной реструктуризации: уже в 2007 г. планируется отделить бизнес под брендом IMS по производству бытовой электроники от бизнесов под собственными торговыми марками (BenQ Mobile Group и Digital Media Group).

Залишити відповідь