C подорожанием голубого топлива работать на рынке отопительного оборудования становится все более прибыльно.
Больно ударив по карману многих предпринимателей, повышение стоимости природного газа дало возможность заработать не только российскому «Газпрому», но и производителям, и дилерам отопительного оборудования. Уже сейчас операторы рынка говорят о 20-30%-м росте рынка. В связи с увеличением объемов строительства, реконструкцией и модернизацией старых объектов, постепенным внедрением поквартирного отопления и все той же дороговизной газа спрос на энергосберегающую отопительную технику значительно вырос.
Импорт «берет свое»
Следует сказать, что в странах Европейского Союза уже давно стимулируется переход на менее энергоемкое отопительное оборудование, имеющее высокий коэффициент полезного действия (как правило, более 90%) и низкий уровень вредных отходов (примерно в 20 раз ниже действующих в Украине нормативов). Европейцы, которые ставят у себя такое оборудование, получают дотации из госбюджета. Что касается нашего рынка, то еще в прошлом году украинцы не имели стимула вкладывать деньги в энергосберегающие технологии. В настоящее же время цена на голубое топливо увеличилась почти в два раза. В результате потребители поставлены перед выбором: дорого платить за газ при работе со старым оборудованием или потратиться на новое оборудование и уже начать экономить, как делает вся Европа. К тому же следует учитывать, что современное оборудование дает значительную экономию электроэнергии — иногда в 5-6 раз по сравнению с физически и морально устаревшими образцами. Судя по росту отечественного рынка все больше украинцев, несмотря на длительный период окупаемости нового оборудования, делают правильный, экономически обоснованный выбор. По подсчетам специалистов компании «Газ-Тепло», дочернего предприятия НАК «Нефтегаз Украины», замена оборудования в бытовом секторе окупится через 4-5 лет. Для промышленных потребителей операторы называют период 3-10 лет. Однако не стоит забывать, что с подорожанием газа уменьшается срок окупаемости оборудования.
Замена оборудования в бытовом секторе окупится через 4-5 лет.
С точки зрения производителей текущий год можно считать переломным в истории развития украинского рынка отопительного оборудования. Так, согласно исследованиям компании «Газ-Тепло», ситуация на рынке с прошлого года резко изменилась. Значительно сократилось производство больших котлов на отечественных предприятиях (мощностью 5 МВт и больше), возрос объем производства отечественных котлов средней мощности (0,25-1 МВт), появились тенденции к росту производства бытовых газовых котлов (7-40 кВт) и резко возрос импорт котлов индивидуального отопления всех классов мощности. Если прошлый год не отличался большими прибылями импортеров (поговаривали, что даже весьма сильные итальянцы работали чуть ли не с нулевой рентабельностью), то сейчас достаточно успешно наверстывают упущенное дилеры 14 зарубежных производителей: Viessmann, Buderus, Junkers, Vaillant, Wolf, Protherm, Beretta, Hermann, De Dietrich, Ariston, Immergaz, Baxi/Westen, Ferroli, Rendamax.
К зарубежным компаниям, набирающим обороты, также стоит добавить и китайских производителей. Однако точное их число затруднились назвать даже эксперты: известно лишь, что на рынке присутствуют порядка 15 дешевых no-name китайских моделей различного отопительного оборудования. Среди отечественных производителей выделяются: «Данко», «Термо», «Дани», «Росс», «Маяк», «Колви» и др.
Рынок растет за счет индивидуальных потребителей
Для бытовых потребителей участники рынка предлагают широкий ассортимент товаров: настенные котлы, водонагреватели, напольные котлы, конденсационные котлы, конвекторы, радиаторы, регуляторы, горелки и др. Для промышленных потребителей предлагаются паровые, водогрейные, жидко- и твердотопливные котлы, генераторы перегретой воды и другое оборудование. По оценкам операторов рынка отечественные производители занимают более 80% сегмента напольных котлов. «В сегменте же настенных котлов (самом массовом) ситуация противоположна — доля украинских производителей меньше 10%», — говорит бренд-менеджер марки Junkers Виктор Данильченко. Такая ситуация связана с тем, что отечественным производителям трудно конкурировать с нелегально ввозимым импортным оборудованием. «Себестоимость настенных котлов, производимых в Европе и Украине, почти одинакова. Однако цена продажи украинского котла, произведенного легальным производителем, платящим все налоги, будет выше, чем у нелегально ввезенного неадаптированного импортного аналога. Когда украинский производитель сможет сделать хорошо работающую сервисную сеть, тогда ситуация изменится в его пользу. Но на это в наших условиях нужны годы», — объясняет эксперт.
По словам операторов, основной рост рынка произошел из-за увеличения объема продаж в сегменте настенных котлов — оборудование, которое используется преимущественно для индивидуального поквартирного отопления. К радости производителей и дилеров, рост рынка продолжается и в настоящее время: с конца августа — начала сентября текущего года начался очередной сезон продаж отопительного оборудования. «Мы ожидаем, что наиболее сильно сезонная тенденция проявится в сентябре-октябре текущего года», — отметил руководитель группы маркетинга BBT Thermotechnik Ukraine Александр Мурзин. И если ожидания операторов по объемам продаж оправдаются, то до конца года общий рост рынка может достигнуть 40%.
Рынку присуща «китайская зависимость»
В настоящее время украинские производители работают в дешевом и среднем ценовых сегментах. Однако в будущем достаточно серьезными конкурентами для отечественных компаний могут стать китайцы, стремящиеся занять сегмент дешевой продукции. Как отмечают участники рынка, единственное, что сейчас сдерживает китайскую экспансию, — это отсутствие сервисных сетей и вложений в обучение персонала работе с азиатским оборудованием. Дистрибьюторы европейских компаний также вынуждены принимать китайцев в расчет. Дешевизна их продукции при схожих эксплутационных характеристиках оборудования является серьезным конкурентным преимуществом. Кроме того, низкие цены у китайцев — сдерживающий фактор роста цен других участников рынка. Так, с начала года импортное оборудование подорожало всего на 5-10%. При этом практически все операторы рынка утверждают, что на цене импортной продукции значительное повышение спроса этого года практически не отразилось. Среди факторов, вызвавших повышение цен, называются совсем другие причины.
Европейцы на установку экономного энергетического оборудования получают бюджетные дотации.
«Вряд ли можно говорить о том, что повышенный спрос на отопительное оборудование заметно влияет на его цену. Ведь при повышении спроса продавцы-импортеры просто увеличат свои закупки у производителя и удовлетворят его, заработав больше за счет высокого оборота. Некоторое повышение цен на импортную отопительную технику вызвано значительным ростом цен на сырье — медь, чугун и сталь, энергоносители, использующиеся в промышленности. Именно это является объективным фактором, приводящим к постепенному росту цен у всех без исключения производителей», — отмечает г-н Данильченко. По его словам, на увеличение стоимости продукции также косвенно влияет и увеличение стоимости услуг по монтажу и обслуживанию котлов. На отдельные услуги в крупных городах расценки выросли более чем в два раза за последние два года. «В действительности отсутствие достаточного количества квалифицированных специалистов в области отопления (проектантов, монтажников и сервисников) тормозит развитие отопительного рынка в целом, так как является узким местом, которое не может удовлетворить потенциально огромный спрос», — утверждает эксперт. Специалисты считают, что указанные тенденции будут наблюдаться еще год-два — до тех пор, пока крупнейшие производители не восстановят свой уровень прибыльности, который был у них два года назад. При этом прогнозируется рост цен на уровне 8-10% в год. Украинские производители, испытав в этом году ценовой шок в связи с повышением цен на газ, подорожанием сырьевой и производственной базы, также вынуждены были поднять цены. Поэтому наблюдавшаяся ранее разница в 1,5-4 раза в цене между отечественной и импортной продукцией будет сокращаться.
Потенциально прибыльные сегменты
Операторы считают, что дальнейший рост рынка будет происходить за счет роста спроса на отопительное оборудование в бытовом секторе. Бытовые котлы преимущественно используются для теплоснабжения индивидуальных помещений: коттеджей, сельских домов, дач, квартир. По подсчетам специалистов ДП «Газ-Тепло» всего в Украине в замене нуждаются по меньшей мере 750 тыс. индивидуальных систем отопления, КПД которых не превышает 50%. Для сравнения: в Италии, Испании, Франции и других странах Европы поквартирное индивидуальное отопление является преобладающим, и емкость рынка настенных газовых котлов в многоэтажных домах исчисляется миллионами штук в год.
Газ можно не только экономить, но и заменить альтернативными видами топлива.
Недооцененной украинцами эксперты называют также конденсационную технику. По цене такое оборудование, как правило, дороже в 1,5-3 раза лучших образцов неконденсационной техники, однако оно же и значительно экономнее по расходу энергоносителей. На этот год в прогнозах операторы рынка дают сдержанные оценки: предполагается, что продажи вырастут не более чем на 10%. Однако уже в следующем году некоторые операторы рынка ожидают существенного подъема продаж. «В связи с ростом цены на газ, думаю, сегмент конденсационной и энергосберегающей техники уже в 2007 г. вырастет более чем на 50%. Конечный потребитель адекватно воспринимает стоимость такого оборудования, поскольку его использование уже экономически выгодно. Следует отметить, что в дорогом сегменте продукция украинских производителей почти отсутствует. Все конденсационные котлы производят зарубежные компании, энергосберегающие системы, такие как солнечные установки, тепловые насосы — также практически все зарубежного производства, — отметила специалист по маркетингу марки Buderus Татьяна Высочанская.
С учетом прогнозируемого повышения цен на энергоносители (для коммунальной теплоэнергетики — 60-70%, для промышленных потребителей — на 30-40% в ближайшие 2-3 года) специалисты говорят, что окупаемость инвестиций в конденсационную отопительную технику выглядит экономически целесообразной. Она обеспечивает экономию порядка 17-31% в год на сумму инвестиций, что в настоящее время вполне приемлемо для текущей экономической ситуации в стране. По словам участников рынка, для перехода отечественных компаний на работу в дорогой сегмент нужны значительные вложения средств в новые технологии, новые модели, развитие сильной сервисной сети во всех регионах и т. д. В то же время в других сегментах рынка не предполагается никаких значительных изменений в ростах продаж в связи с умеренным потребительским спросом.
Необходимые инвестиции — 4000 гривен Можно привести такой расчет экономии при замене устаревших котлов на новые и при замене газовых кафельных печей на современные конвекторы. Минимальная сумма инвестиций на одно условное помещение — 4 тыс. грн. Расчет осуществляется c учетом на помещение площадью 60-70 кв. м, где проживают 3 чел. |