Украинская бизнес-среда, не стимулируемая реформаторскими инициативами правительства, эволюционирует с едва заметным успехом. И пока бизнес не активизируется, изменения в этой сфере будут минимальными.
Улучшение отечественной бизнес-среды за последний год происходило незначительными темпами. Хотя экономический потенциал страны позволяет ей куда больший размах. Причина тому — ярко выраженный индивидуализм власти и бизнеса, которые, казалось бы, должны играть на одном поле и по одним правилам.
Такие выводы можно сделать, объединив украинские политические реалии с результатами четвертого ежегодного исследования Всемирного банка и МФК «Бизнес в 2007 г.: как проводить реформы». Доклад, по мнению его авторов, имеет огромную ценность. С одной стороны, это настоящий кладезь знаний для инвесторов (в докладе впервые приводится обобщенная классификация 175 стран мира по ключевым показателям делового законодательства и реформаторской активности). С другой — «входной билет» для страны в более благоприятную деловую среду (исследование показывает пробелы в регуляторных механизмах и пути их преодоления). Еще одно преимущество исследования — глобальность.
Есть повод… для оптимизма
Главным и, пожалуй, единственным позитивным моментом доклада является тот факт, что в общемировом рейтинге стран по критерию качества деловой среды и оптимальности условий для предпринимательства Украина за год поднялась на четыре позиции, заняв 128-е место. То есть некоторые реверансы в пользу реформаторской активности «оранжевого» правительства сделать-таки можно. Такого мнения придерживается Симеон Дьянков, эксперт департамента мониторинга, анализа и политики при вице-президенте группы Всемирного банка по развитию частного сектора:
Симеон Дьянков: Рейтинговые позиции Украины по итогам 2005-2006 гг. улучшили реформы в двух областях регулирования. Первая связана с запуском бизнеса — количественным и качественным упрощением административных процедур открытия бизнеса. Вторая, более значительная реформа — сокращение числа лицензий, необходимых для запуска бизнес-проекта (прежде всего в сфере строительства). Изменения в данном направлении продолжаются. Так что к концу года можно ожидать дальнейших улучшений, что должно повысить позиции Украины в рейтинге-2008.
Впрочем, с практической точки зрения эти улучшения порой выглядят сомнительно. Действительно, за отчетный период количество процедур для вхождения в бизнес сократилось на 5, время на их прохождение — на 1 день, а стоимость создания компании — на 1,4% от дохода на душу населения. Сама же Украина за счет этого поднялась со 110-го на 101-е место в соответствующем мировом рейтинге. Но здесь не обошлось без ложки дегтя: минимальный стартовый капитал возрос на 15,8% дохода на душу населения. Да и сами предприниматели не уверены, насколько эта реформа окажется позитивной.
Реформа номер два привела к сокращению времени на лицензирование предпринимательской деятельности на 23 дня, его стоимости — на 42,9% дохода на душу населения. Однако и эти «достижения» компенсировались тем, что на фоне прогресса других стран Украина опустилась в «табели о рангах» с 97-й на 107-ю позицию.
В числе других реформаторских прорывов — запущенная в июне 2005 г. «гильотинная» реформа, нацеленная на ускорение дерегуляции проблемных секторов экономики, в том числе на упорядочение деятельности органов, которые производят проверки. На протяжении всего нескольких недель было пересмотрено 10 тыс. регуляторных актов и более 55% из них подготовлены к отмене.
Есть повод… для пессимизма
Главный негатив доклада — несмотря на некоторое повышение удельного веса в общемировом рейтинге, Украина любезно пропустила вперед всех своих коллег по Центральной и Восточной Европе, опередив разве что страны третьего мира. Причины все те же: факторы, формирующие негативный имидж отечественной бизнес-среды, сегодня количественно и качественно превышают те, которые работают на его улучшение. В числе последних — сложность регистрации прав собственности, неэффективность законодательства в случае банкротства, недостаточная институциональная поддержка в процессе выделения займов, а также бюрократические проволочки в ходе экспортно-импортных операций.
Но все же настоящим испытанием для предпринимателей является налоговая система. Они рискуют заблудиться в лабиринте финансовых платежей (количество их видов в 2005-2006 гг. возросло с 84 до 98) и потратить на них 2185 часов в году.
С. Д.: В Украине есть несколько сфер, требующих немедленного реформирования. Одна из них, по поводу которой ведется много разговоров, связана с налогообложением. В 2005-м правительство, к примеру, предложило ввести единый налог (flat tax), как это принято во многих западноевропейских, прибалтийских странах и России. Но сдвигов в Украине так и не произошло, вследствие чего по простоте процедуры уплаты налогов страна заняла предпоследнее 174-е место в рейтинге. Позади лишь Белоруссия. В то же время именно в этой сфере произошли наиболее примечательные реформы в переходных экономиках (в частности, в Эстонии, Литве, Грузии, России). Почему Украина не присоединилась к ним, объяснить сложно.
Вторая область — международная торговля. Задержки здесь происходят из-за административных барьеров — от различных таможенных и налоговых процедур до получения разрешений и грузовых инспекций. По показателю простоты внешнеторговых операций Украина занимает 106-е место. И хотя некоторые реформы в данном направлении были проведены, они были очень медленными. Административные издержки на организацию внешнеторговых операций в Украине остаются высокими, хотя их очень легко сократить. Приведу пример. Если я хочу доставить определенный груз из Киева в Германию, то экспортные расходы (различные пошлины, таможенные сборы и т. д.) составят $1009 за один контейнер. Если же я хочу переправить в Германию груз из Шанхая, это обойдется мне в $335 за контейнер.
Есть повод… задуматься
Столь незавидное положение украинской деловой среды и фактическое топтание на месте в реформаторском плане вызывает скепсис даже у казалось бы неисправимых оптимистов. Авторы исследования недоумевают: тот факт, что по размаху регуляторных нововведений Украина не присоединилась к другим странам Центральной и Восточной Европы, выглядит по меньшей мере странным. В этом свете звучащие прогнозы скорее сдержаны.
С. Д.: Анализируя опыт активных стран-реформаторов, мы пришли к интересному выводу: 85% инициированных новым правительством реформ приходится на первые 15 месяцев его работы. По истечении этого времени (мы называем его «окном возможностей») у правительства появляются другие заботы, оно начинает готовиться к следующей избирательной гонке. Так происходило во всех переходных экономиках: новая исполнительная власть немедленно приступала к реформам, иначе потом было бы поздно. Подобная ситуация наблюдалась после «революции роз» в Грузии. В этом году страна возглавляет рейтинг наиболее активных реформаторов, инициировав изменения в 6 из 10 областях. Даже Киргизия благодаря реформам поднялась на 14 позиций.
Украине после «оранжевой революции» был предоставлен отличный шанс провести масштабную регуляторную трансформацию бизнес-среды. Но этого не произошло по причине недавних кадровых перестановок. Перед новым Кабинетом министров теперь стоит задача не только реформировать ряд сфер (прежде всего налогообложение и международную торговлю), но и сделать это в сжатые сроки.
Аналитик Всемирного банка уверен: для полноценного развития Украине нужны в равной степени две вещи. Во-первых, правительство, которое будет сдерживать данные им на выборах обещания. (Ведь на самом деле та же налоговая реформа упрощения экспортно-импортных процедур входила практически в каждую из предвыборных платформ предыдущих Кабминов.) Во-вторых, Украине необходим пробивной бизнес, который оказывал бы давление на власть. В этом — суть стратегии бизнеса по максимизации эффекта от внедренных реформ и инициированию новых.
С. Д.: Мне не совсем понятно, почему в Украине не только правительство не продвигает новые прогрессивные реформы (хотя это может объясняться постоянными политическими пертурбациями), но и предприниматели бездействуют. В то же время для поддержки первоочередных реформ украинский бизнес должен быть конкурентоспособным, а также отделенным от правительства (чтобы не получать специфических привилегий). Но в Украине связь между бизнесом и властью остается очень сильной. Именно поэтому большинство деловых людей равнодушны к существенному реформированию экономики. Думаю, в этом причина того, почему лоббирование бизнесом более адекватных регуляторных норм у вас не происходит в той же мере, как в странах Центральной и Восточной Европы, в той же Грузии и даже России. Хотя я полагаю, что через 2-3 года национальный бизнес будет более оформленным как класс, более конкурентным и более сознательным в плане необходимости регуляторных реформ.
Сегодня же бизнес должен понять: по легкости процедуры налогообложения Украина занимает предпоследнее место в мире. Вы позади всех латиноамериканских, южноазиатских и даже африканских стран. Хотите ли оставаться там? — Нет. Тогда заставьте правительство это изменить. Тем более что у вас в руках есть отчет, который четко показывает место Украины среди других государств. Использование такого межстранового сопоставления при лоббировании бизнес-интересов в правительстве может быть очень эффективным. И это не наши субъективные умозаключения, а объективный опыт других стран.