ИТК «причесывает» телепространство
Индустриальный телевизионный комитет (ИТК) подготовил первый документ саморегулирования — «Правила размещения рекламы на телевизионных каналах-членах ИТК». Фактически Правила уточняют нечетко прописанные в законодательстве нормы и обобщают уже сложившуюся практику. Это стандарты, которые должны стать рабочим документом юристов телеканала, РА и рекламодателей.
Андрей Танчак, координатор юридического комитета организации, занимавшийся подготовкой документа: «В Правилах подробно прописано, каким образом должен выглядеть рекламный ролик товара или услуги в эфире. Наибольшее внимание мы уделили особым категориям, таким как реклама алкоголя, лекарств». К примеру, законодательство запрещает показывать в рекламе процесс употребления алкоголя. Но что подразумевает этот процесс — истолковывается по-разному. Поэтому в Правилах описано, что «употребление алкогольного напитка начинается с момента, когда человек коснулся губами рюмки, бокала, соломинки и т. п. с напитком, который воспринимается телезрителем как алкогольный».
ИТК основан в 2002 г. для формирования сбалансированной системы измерений телевизионной аудитории Украины, содействия развитию телевизионного рынка в Украине и согласования участниками рынка правил поведения (саморегулирования). В состав комитета входят телеканалы «Интер», «1+1», «Новый», ICTV, СТБ, ТЕТ, М1, «ТРК Украина» и НТН, а также несколько рекламных агентств.
В сфере саморегулирования комитет недавно начал работать над вопросом спонсорства на телевидении. Главное, что предстоит сделать, — описать содержание спонсорских пакетов: что в них может входить, а что — нет. Алгокольной индустрии и здесь будет уделено особое внимание.
В Украине появилась литовская пицца
На украинском рынке общественного питания появился новый игрок — литовская сеть «Чили-пицца». На днях в Киеве было открыто первое заведение. До конца года компания планирует открыть еще две пиццерии. Представители компании заявили о намерениях открывать минимум пять заведений в год. Но зависеть это будет от наличия площадей для пиццерий.
Бренд «Чили-пицца» является хорошо известным на литовском рынке. Выйти на украинский рынок компанию подтолкнуло решение стать крупнейшей европейской сетью общественного питания. Кроме нашей страны, открытие заведений практически одновременно будет проходить в Польше, Эстонии и Румынии. Ориентированы пиццерии на класс потребителей «средний» и «средний плюс».
При выходе на украинский рынок представители литовской сети столкнулись с определенными сложностями. «Основная проблема для нашей сети в Украине — это поставщики. В Литве мы привыкли к более централизованным поставкам. Тогда как здесь уже сейчас видно, что закупки придется делать в самых различных магазинах. Кроме того, в поставках наблюдаются сбои. Еще одной проблемой, к сожалению, стал подбор качественного персонала. Но все эти трудности временные и решаемые», — отмечает Ричардас Паулюконис, генеральный директор ООО «Чили-пицца».
Начинать активную рекламную компанию, «Чили-пицца» планирует только после запуска такой услуги, как доставка пиццы на дом. А при масштабах Киева возможным это будет только после открытия как минимум пяти заведений.
На данный момент ЗАО «Чили-пицца» принадлежит 25 пиццерий, 7 ресторанов «Чили-деревня», 2 ресторана «Чили-Китай», 3 «Чили-бистро», 3 кафе «Чили-кафе», гостиница и бар. Еще 10 пиццерий «Чили-пицца» работают в Латвии.
«Левада» применила патент к пельменям
Компания «Левада» подала заявку в Украинский институт промышленной собственности на выдачу патента на технологию нанесения текста на тесто.
«На выдачу государственными органами подобного патента обычно уходит около полугода. Но по законодательству, права изобретателей находятся под защитой с момента подачи заявки. И уже сейчас продукция производится с нанесенным изображением», — комментирует Марина Лазуткина, начальник юридического отдела группы компаний «Левада». Пока изображение наносится только на пельмени ТМ «Левада». Дальше в планах компании — разработка клише и выпуск маркированных пельменей торговых марок «Сударушка» и «Сонечко».
На данный момент, национальные производители замороженной продукции активно развиваются. Кроме того, укреплением собственных позиций на рынке занялись и локальные производители. «Пока для всех еще достаточно места. Но ситуация меняется очень быстро. Залогом успешности будет качество выпускаемой продукции и доверие потребителей. Сегодня этот рынок привлекает многих мелких производителей, которые хоть каким-то образом сопричастны к производству смежных продуктов питания. К сожалению, как показывает практика, через какое-то время они исчезают с поля зрения. Через 2-3 года, вполне вероятно, останутся 4-5 крупных национальных производителя. Между ними и будут проходить основные баталии за передел долей рынка и умы потребителей», — говорит Оксана Белоцерковская, директор по маркетингу группы компаний «Левада».
В сложившейся рыночной ситуации компания делает основную ставку на качество своей продукции и на узнаваемость бренда. Так, «маркирование» изделий для «Левады» — своеобразная гарантия производителя, целью которой является завоевание доверия к продукту. При этом использование новой технологии никак не отразится на стоимости продуктов для дилеров и конечных потребителей.
«АВК» создаст «дочку» в России
Компания «АВК» объявила о намерениях создания дочернего предприятия в Российской Федерации. Целью таких действий крупного украинского производителя кондитерских изделий является развитие дистрибьюторской сети, а в дальнейшем и организация там собственного производства.
В последнее время конкурентная борьба на рынке кондитерских изделий РФ ужесточилась. Дополнительные условия для сдерживания поставок украинской продукции через российскую границу вводятся регулярно. Но, несмотря на это, экспортное направление для компании «АВК» остается приоритетным. Так, только за прошлый год «АВК» увеличила объем экспорта на 23% (до 354,5 млн. грн.).
«Из всех внешних рынков российский остается самым емким для украинских кондитеров. Не буду говорить, что введение заградительных барьеров для «АВК» несущественно, но мы стараемся работать на рынке России в средней и высокой ценовых категориях, поэтому для нашей компании эти пошлины не являются критичными. Отмечу, что «АВК» поставляет в Россию не столько дорогую, сколько отличающуюся от выпускаемой конкурентами продукцию, что позволяет нам стабильно работать на экспортном рынке. Уже долгое время мы делаем акцент на поставках в Россию своего топ-ассортимента — преимущественно, шоколадных изделий. Это продукция среднего и выше ценовых сегментов, бренды, а не просто сладости», — комментирует Андрей Дикунов, генеральный директор компании «АВК».
За внимание потребителей на украинском рынке кондитерских изделий борются около 30 фабрик. При этом, по мнению экспертов компании «АВК», конкурентоспособность отечественных кондитерских предприятий выше, чем производителей из соседних стран. Так, в супермаркетах России длина полок с кондитерскими изделиями приблизительно в два раза меньше, чем в нашей стране.
У «Евросети» теперь будет собственный дворец
«Евросеть» представила в Украине новый формат салонов мобильного ритейла — «Дворец связи». Первый такой магазин открылся в Николаеве.
Отличием нового формата стало то, что, кроме традиционного ассортимента, в магазинах будет представлена портативная техника — ноутбуки, КПК и игровые приставки. Наиболее близкий формат к «Дворцу связи» — супермаркеты электроники. Общими для них являются большие площади (магазин в Николаеве занимает около 260 кв. м) и ассортимент. Основным отличием является то, что в супермаркетах электроники представляют мобильные телефоны только для широты ассортимента. Тогда как во «Дворце связи» эта категория является основной.
В дальнейших планах компании — открытие таких магазинов в каждом крупном городе страны. Очередность запуска будет зависеть от наличия торговых площадей в выбранных населенных пунктах. «Главная проблема — не наше желание или возможности по открытию «Дворцов связи», а наличие площадей, интересных для нас. Лучшие места, которые нам необходимы, не появляются моментально. Особенно остро эта проблема стоит в Киеве», — отмечает Александр Мельничук, PR-менеджер компании «Евросеть», филиал «Восточная Европа». Так, со временем столичные салоны «Евросети» с выгодным местом расположения будут просто переоборудованы в формат дворцов связи.
В общей сложности на сегодня в Украине действует около 7,5 тыс. торговых точек по продаже мобильных телефонов. Из них только 3 тыс. — организованные сети. Таким образом, наращивание покрытия крупными игроками мобильного ритейла (а это «Евросеть», «Алло», «Фокстрот», «Астел» ) — это заполнение емкой, но не структурированной ниши.
«Ритейл Групп» пополнила ряды девелоперов
«Велика кишеня» продолжает развитие собственной девелоперской программы. Согласно плану, в течение этих трех лет ОАО «Ритейл Групп» (владелец марки «Велика кишеня») построит на территории Украины более 10 торговых центров. На реализацию этой программы в период с 2006 г. до 2008 г. компания привлечет $250 млн. Источниками финансирования станут дополнительная эмиссия акций (около $100 млн.) и привлечение кредитных ресурсов ($150 млн.). В качестве инвестиционного консультанта финансовых операций выступит компания Dragon Capital.
К развитию собственного девелоперского направления компанию подтолкнули планы по развитию сети, заявленные ранее. Так, в течение ближайших трех лет «Велика кишеня» планирует построить 35 супер- и гипермаркетов. В их состав войдут и те 10, которые будут якорными арендаторами в новых торговых центрах.
«Мы посчитали, что на данный момент обладаем достаточными организационными, финансовыми и техническими ресурсами для того, чтобы самим строить в Украине современные торговые центры. Решение это логично вытекает из нашей предыдущей деятельности. На сегодня сфера ритейла в стране развивается очень активно. И именно это послужило импульсом к развитию таких новых форматов, как гипермаркеты и торговые центры. Хотя и отдельно стоящие супермаркеты еще долгое время будут занимать свое место в ритейле», — отмечает Роман Лунин, председатель наблюдательного совета ОАО «Ритейл Групп».
На сегодня сеть «Велика кишеня» включает в себя 29 торговых площадок. Из них 25 супермаркетов (площадью менее 3 тыс. кв. м) и 4 гипермаркета (площадью от 3 до 10 тыс. кв. м). 16 таких маркетов расположены в столице.