Вице-премьер с региональным прошлым





В бизнес-среде Украины наступает иное время: в правительство пришли новые люди, которые станут определять свои правила игры, реализовывать собственные концепции, формировать новые — и климат, и атмосферу взаимодействия бизнеса и власти. Мы видим лица, которые до сих пор не встречались в коридорах и кабинетах Кабмина. Они еще пока ничего не успели сделать на новых постах — бессмысленно обсуждать какие-то их текущие дела — они действительно слишком текущие! Но уже самим своим присутствием в этих кабинетах они стали «персонами, определяющими среду». Они полны планов и обещаний, пока еще не обременены ошибками (своими и чужими), верят в собственные концепции и их реализацию. И тем особенно интересны именно сейчас, «на пороге великих свершений». У них есть свои представления о должном, вынесенные с предыдущих постов. Есть амбициозные цели и персональные табу. Они еще пока, как первокурсники: зачетка чиста, и нет ни хвостов, ни пересдач. Вот сейчас-то и можно легко увидеть, какие они в действительности, сделать собственный вывод о том, как с ними говорить и решать вопросы, как они думают и на что ориентируются, во что верят и к чему стремятся. А потом, хотя бы через полгода, когда пройдет «первый семестр», можно будет выставить оценки и подытожить результаты.


Вице-премьер-министр Владимир Рыбак намерен усилить власть регионального самоуправления и лишить коммунальные службы монополии.


«&»: Скажите, важна ли для вас политическая принадлежность персоны, работающей в вашей команде?
В. Р.:
Я в своей работе никогда не ставлю политическую принадлежность на первый план. Хотя многие, должен признать, этого от меня ожидали, и недавно была довольно показательная ситуация: на встрече с мэрами городов, проходившей в Алуште, некоторые выступающие подчеркивали свою партийную принадлежность (даже по интонации я понимал, кто к какой политической силе принадлежит). Я им пояснил, что меня не волнует, кто какую партию представляет, — мы ведь не на митинге. Для меня первым и важным определяющим критерием является профессионализм, а только потом политические взгляды и все остальное. Я считаю, что когда человек профессионал, то неважно, где он работает — состоит ли на госслужбе или занимается бизнесом. Именно это станет определяющим фактором для моей оценки, а не политическая окраска.


«&»: Партия регионов прочно связана с определенными бизнес-структурами. Не накладывает ли это отпечаток на вашу работу и профессиональное мировоззрение, учитывая ваше серьезное участие в строительстве данной партии?
В. Р.:
Когда я начинал работать, весь бизнес Донбасса прошел через меня, и при этом я не стал бизнесменом. Я совершенно не хотел в это втягиваться! Задача была совершенно другая: создать в Донбассе оптимальные условия для развития бизнеса, что для меня означало только одно: возможность создать новые рабочие места. Все помнят 1990-е годы! Шахтерам элементарно нечего было есть, народ бастовал. Поэтому я просто хотел сделать Донецк не хуже Киева, и чтобы главная его улица стала не хуже Крещатика. И я выстоял, когда развалились государственные предприятия, а в то же время нам взамен ничего не предложили. Тут волей-неволей начали плотно работать с бизнесом. Я упростил систему регистрации для частного предприятия и именно за счет поступлений в бюджет от бизнеса (а в 1990-е годы у меня порядка 45% поступлений в бюджет были от бизнеса и предпринимательства) и начал решать городские вопросы. И понял самое главное — хотят ведь люди работать! Надо дать им возможность — и они сами заполнят городскую казну деньгами, сами бюджет мэрам сделают, и тогда вопросы коммунальные тоже начнут решаться.


«В будущем году планируем от общей суммы отчислений 41,7% налогов оставлять в местных бюджетах».

Поэтому с бизнесом надо сотрудничать. Но только в таком ракурсе: создания условий для развития и возможности для уплаты налогов. Поступления от бизнеса в виде налогов — это первооснова для формирования бюджета, а через него найдутся деньги и на распределение средств, на социальные вопросы, здравоохранение, образование. Однако не хватает у нас пока дельных мэров, вот этот кадровый вопрос нужно серьезно решать.


«&»: Каким образом вы предполагаете решать на местах кадровые вопросы и определять степень ответственности мэров перед избирателями?
В. Р.:
К сожалению, говорят, что на выборах «народ не ошибается». Я смею утверждать, что бывает и обратное. А потом этот же народ страдает. Я вот в марте беседовал с одним мэром. Говорю ему: «Скоро 15 октября, отопительный сезон не за горами, мы зиму по распоряжению не перенесем на более поздний срок. Как готовишься?». А он мне отвечает, что не знает еще, даже не в курсе, кто из его заместителей курирует этот вопрос. Зачем он шел в мэры, всех расталкивал локтями? Я уже месяц работаю, принимаю руководителей городов, у которых много вопросов, таких как благоустройство, отопление (ведь холода скоро! А второго Алчевска допустить нельзя). И не допустим. Мы уже подготовили план реагирования с МЧС на такие случаи. Ведь мы обязаны обеспечить человека, пришедшего с работы, теплом, светлым подъездом, чтобы возле дома травка росла, лавочка стояла!..


«&»: Но при этом в городах остается малая часть налоговых средств, а львиная доля распределяется в Киеве, где понятия не имеют о нуждах отдельно взятого городка с его лавочками…
В. Р.:
Это один из самых больных вопросов. Вот именно поэтому в свое время я со своими единомышленниками создавал Партию регионов, чтобы убедить всех, что именно мэр и мэрия даже самого маленького города — главный институт в системе управления. Ведь проблемы годами накапливаются именно в этих городках, а деньги делят в Киеве. Убежден, что эту практику надо поломать. Хотя на эти высказывания мне шепотом на днях один журналист говорит: «А федерализм?..». Нечего бояться этого слова. Я докторскую защитил на тему бюджетного федерализма. Знаю, о чем говорю. И чем быстрее мы поймем, что должна произойти децентрализация в финансовой системе Украины в пользу местных советов, тем скорее деньги приблизим к человеку. А толкового мэра, будем надеяться, они себе сами изберут. Киев должен заниматься государственными проблемами, а у регионов должны быть все полномочия решать свои вопросы самостоятельно. Через это прошли все страны, мы ничего нового не изобретаем.


«&»: О каких деньгах идет речь — в процентном соотношении отчислений налогов в госбюджет и в местный бюджет?
В. Р.:
С 2006 г. доля налогов в местных бюджетах составляет 39-40% от общей суммы отчислений. Исходя из реальных возможностей необходимо хотя бы каждый год увеличивать эту цифру на 2% — в пользу местных бюджетов. Сначала надо довести до 50%, а потом и до 60%. Думаю, тогда все самые важные вопросы в городах начнут решаться. Для этого мы сейчас формируем региональную политику. Согласно нашим подсчетам, в будущем году планируем 41,7% оставлять в местных бюджетах, так что в этом году уже заложили 2% увеличения.


«&»: Находит ли эта идея отклик у структур, ответственных за наполнение государственного бюджета, в Минфине?
В. Р.:
Ну, у нас есть премьер-министр, человек очень настойчивый, который разделяет эту точку зрения. Я думаю, что дефицит госбюджета, возникший вследствие перераспределения налогов в пользу местных советов, будет не настолько велик. И, если заняться поддержкой национального производителя в государственных масштабах, то его можно восполнить. Но это все звенья одной цепи, надо проводить реформы во многих сферах. А до сих пор не было никаких четких шагов в этом направлении. Та же налоговая реформа — пока ее только ожидают.


«&»: Много разговоров и о реформе ЖКХ, вы для себя представляете ее четкую концепцию?
В. Р.:
Месяц назад я пришел в этот кабинет и говорю подчиненным: «Дайте мне человека или структуру, с кем я могу поговорить о реформе». Как выяснилось, в составе министерства — ни структуры, ни человека… О чем тогда можно говорить, если нет еще никакой концепции, никто ее даже не разрабатывал?..


«&»: Теоретиков не хватает?
В. Р.:
Да, ни теоретиков, ни практиков не было в министерстве! Все практики в регионах сидят, как могут, города свои спасают! Вот мы изучаем сейчас опыт зарубежных стран, Европы, России. Сравниваем, изучаем подходы, в частности, роли централизованной власти и местных советов…


«&»: Вы сами представляете какую-то определенную модель, которая смогла бы работать в Украине?
В. Р.:
Моделей хороших и работающих много. В Швеции, например, давно поняли, что налоги, которые собираются на местах, должны там же распределяться. Там с момента рождения человека затраты на его воспитание, учебу, пенсию выделяются из местного бюджета, а не в Стокгольме. Вот эту модель шведского социализма было бы полезно нам использовать. И мы сегодня занимаемся с зарубежными специалистами, которые уже не одну реформу в различных странах внедрили. Хотя этот процесс будет тяжелым для управленческого и регионального аппарата.


«&»: Какова роль бизнес-структур в этой реформе? Они наконец-то будут допущены к работе на этом монополизированном коммунальном рынке?
В. Р.:
Они-то как раз и будут играть главную роль в нашей реформе, основная идея которой достаточно проста. Уверен, чтобы коммунальная сфера наконец стала оказывать услуги населению на должном уровне, нужно сделать одно — разгосударствление ЖЭКов (по крайней мере, тех, которые не работают, а их, увы, большинство). На этом фоне одновременно попросить органы самоуправления дать «зеленую улицу» для частных предприятий, оказывающих коммунальные услуги. С одной стороны, обеспечить доступ бизнеса к рынку всех коммунальных услуг: от вывоза мусора до отопления квартир. А с другой стороны, нужно, чтобы каждый проживающий в высотном доме знал, что весь дом принадлежит ему — не только территория за дверью в квартире, а весь подъезд, дом и прилегающая территория. Я за создание сообщества жильцов — кондоминимумов (можно их назвать как угодно), которые деньги за оплату коммунальных услуг будут отдавать тем структурам, которых сами выберут. И нужно помочь им в этом — научить председателя домового комитета умению быть толковым хозяином. Мы научим! В учебных заведениях откроем курсы управдомов… И система заработает: я уверен, что новое домоуправление деньги в ЖЭК не направит, так как из полученной 1 гривни в ЖЭКе 70 копеек уйдет на зарплату сотрудникам, а на 30 копеек никаких качественных услуг никто не окажет. А вот когда на рынок услуг выйдет несколько частных компаний, коммунальному предприятию там просто делать будет нечего с их качеством. И сантехник, и электрик нашелся бы — с конкурентной ценой и качеством услуг.


«&»: Это основа вашей теории реформы? А когда будет озвучен ее окончательный вариант?
В. Р.:
До сих пор о реформе только разговоры были. Все только говорили об этом, также как о территориально-административной реформе. А я не хочу реформу ЖКХ так готовить: чтоб меня выгнали из Донецка или из своего села, когда ее озвучивать буду…


«Когда на рынок услуг выйдут несколько частных компаний, коммунальному предприятию там просто делать будет нечего с их качеством».

Надо проработать все вопросы, изучить нюансы, провести консультации с юристами, региональными советами, экономистами, практиками. Для этого создаем региональный департамент (не министерство — не вижу в этом необходимости, вполне достаточно департамента!), для работы которого сейчас теоретиков в вопросе реформирования нужно найти. Но и после создания четкой концепции не стоит сразу внедрять разработанную реформу на всю страну, потому что можно ошибиться. А попробовать сначала в какой-то области, чтобы иметь возможность что-то исправить. А потом, когда поймем, что система заработала, тогда и можно уже во всей стране реформирование проводить.


Так вот поэтому у меня сотрудники этой, так сказать, лаборатории реформы на аварии ездить не будут — ни в Алчевск, ни в Александрию. Я их оберегать и лелеять буду! Нужно ехать опыта набираться в Россию, Европу, Казахстан, где удачную реформу провели. Но я их отчеты и теоретические выкладки читать не буду. Надо ведь все это на практике применить. И результат оценю после того, как внедрят систему. Вот тогда и надо к народу выходить и что-то озвучивать, как реформу.


«&»: У вас уже есть своя команда в министерстве? И насколько это важный вопрос для вас?
В. Р.:
Это самый важный вопрос! Без команды не может работать ни один руководитель. Я ее здесь уже создал: двух заместителей заменил, еще два назначены. Новых людей надо подтягивать на государственную службу — как на местах, так и здесь, в Киеве, привыкли люди работать с «откатами», через свои коммерческие структуры. Это нужно менять, устали уже от этого бича. Когда я в мэрию Донецка пришел, сразу подчиненным заявил — создавать коммерческие структуры будет позволено моим подчиненным только тогда, когда они заметят, что у меня своя структура есть. Многие тогда сразу ушли. А я набрал молодые кадры, до 30 лет, хотя кругом смеялись, говорили, детский сад в мэрии. Тем не менее я из мэрии Донецка ушел пять лет назад, а все они работают, мой первый зам стал теперь мэром города. Нужно кадры ковать — есть ведь люди толковые. Будем и тут их искать, по городам собирать, воспитывать.


«&»: Ваша собственная система управления отличается от общепринятой? Какова она?
В. Р.:
У меня царит демократия! Но до определенного момента, пока все обсуждают проблему, пути решения. Сразу после принятия решения демократия кончается, наступает диктат. Однако по опыту могу сказать, что для осуществления такой системы надо брать замов не глупее себя, которые все понимают, являются профессионалами. Мне всегда симпатичны профессионалы и активные, увлекающиеся люди, глаза у которых светятся.


«&»: А ваше личное самообразование как проходило?
В. Р.:
В партийной школе преимущественно. Раньше ведь только так. Я когда на партийную работу пошел, мой отец, у которого всего четыре класса образования, мне говорил: «Куда ты идешь, сынок, это не наше… Мы работягами родились, такими и останемся». А я молодой, хочу детям купить велосипед — денег не хватает. После армии мастером работал и получал 105 рублей, а у меня уже сын был, поэтому начал стремиться элементарно зарабатывать больше. Так и началось мое самообразование… Деваться некуда было. Так что тут скорее жизненная необходимость, это потом уже до руководителя предприятия дорос.


«Как на местах, так и здесь, в Киеве, люди привыкли работать «с откатами», через свои коммерческие структуры. Это нужно менять».

«&»
: А пост вице-премьера восприняли спокойно? Как очередную ступеньку самообразования?
В. Р.:
Я-то спокойно, а вот жена… Она звонит в 2 часа ночи в день назначения, и спрашивает: «Мы в понедельник в отпуск едем?» (А мы два года в отпуске не были.) «Едем», — отвечаю. Она мне на это: «А почему тогда твою фамилию по телевизору называют, вице-премьером назначили, еще и министром? Когда ты угомонишься?». И в течение одного вечера моя жизнь перевернулась. А должность эта хорошая все-таки тем, что можно будет посмотреть на плоды своего труда: я привык так работать, чтобы видно было, что построил, отремонтировал. Хотя тяжело, конечно, приходится. Успел я отвыкнуть от такой напряженной работы. Депутатом проще. А через неделю после назначения, когда у меня Виктор Федорович спросил, как дела, я ему ответил, что за неделю одни мечты — отоспаться… Сейчас я уже втянулся, стало легче.


«&»: Какие личные качества характера, которые вы вообще не воспринимаете в людях?
В. Р.:
Я человек, заряжающийся работой, поэтому не терплю людей, безразличных к работе или попросту глупых. Очень сильно раздражает, когда человек не отвечает за свои слова или решения. Это, наверное, улица сыграла решающую роль — меня улица воспитала, родителям за работой некогда было. И вот чувство справедливости улица воспитывает очень быстро, кулаками. Еще не переношу непорядочности. Знаете, в свое время, будучи секретарем райкома, по долгу службы много анонимок приходилось рассматривать. Часто думал: а мог бы и я написать?.. Уверен, сам бы себя съел за это. Поэтому для меня порядочность и справедливость — не пустой звук.  







Владимир Рыбак, вице-премьер-министр и министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины.


Родился 3 октября 1946 г. в Донецке. Окончил Донецкий государственный университет по специальности «планирование промышленности».


Начал работу в 1968 г. мастером производственно-технического отдела строительного управления Донецка, в 1975 г. назначен главным инженером строительного управления. С 1976 по 1988 гг. — заведующий отделом, секретарь, первый секретарь Киевского районного комитета Компартии Украины г. Донецка, после чего избран главой райсовета, исполкома Донецка.


1993-2002 гг. — глава Донецкого городского совета. С 1998 г. — народный депутат Украины. 2002-2005 гг. — представитель Кабмина в Верховной Раде Украины.


На политическом поприще стал известен с 1997 г., создав Партию регионального возрождения Украины, позднее стал сопредседателем партии регионального возрождения «Трудовая солидарность Украины», а с 2001 г. — глава политсовета Партии регионов.


На пост вице-премьер-министра назначен 4 августа текущего года.


Женат, имеет двух детей. Увлекается футболом и настольным теннисом.

Залишити відповідь