В Украине нет шоу европейского уровня. Помещение и артисты — полдела. Главное — преодолеть стереотипы в умах публики.
Активный деятель и пропагандист циркового искусства Николай Кобзов любит говорить о красивых номерах и грандиозных шоу, потрясающих воображение.
«У вас что, проблем нет?» — спрашивают у него. «Есть, но я вам о них не скажу, — отвечает Н. Кобзов. — Зачем о них говорить? Цирк не должен вызывать жалость. Он должен заряжать энергией. А как он сможет это делать, если его жалеют?».
Большое «делание», как и положено, рождает шлейф завистников, о которых Н. Кобзову думать некогда. Он ставит свое шапито в Москве, принимает принцессу Монако, а журналу «&» рассказывает о том, что собирается выйти за пределы традиционного цирка и завести в Киеве обычай ходить на шоу-программы европейского уровня.
Это не винегрет
«Мы организовали помещение, которое называется «Территория шоу «ALLEGRO», — говорит президент «Циркового союза Кобзова» и продюсер проекта Николай Кобзов, — Оно специально предназначено для проведения шоу-программ. Ведь на самом деле в Киеве очень мало мест, где вы можете сесть за столик и посмотреть хорошее шоу. Обычно какие-то программы проходят в казино, ночных клубах и подобных заведениях как некое дополнительное развлечение. Но почти всегда эти помещения имеют небольшую высоту, ширину и ряд других ограничений. В прошлом ночные клубы строились для бара и дискотеки. Теперь их менеджеры начинают понимать, что людям это приелось, значит, нужны какие-то изменения».
Снаружи «Территория шоу «ALLEGRO» — вполне добротный и, тем не менее, обычный цирковой шатер. Но… «То, что вы увидите, когда попадете внутрь, станет для вас приятной неожиданностью», — обещает г-н Кобзов.
Чтобы в «ALLEGRO» можно было устраивать не только дискотеки, создатели предусмотрели внутри наличие разного рода технических устройств, конструкций и популярных спецэффектов. Все, что теперь необходимо, — хорошая режиссура.
«У нас понятие «шоу» сильно размыто частым и не всегда оправданным употреблением, — продолжает продюсер. — Для кого-то эстрадная певица, выступающая с подтанцовкой, — уже шоу. Другие видят его в любом театрализованном представлении. В конечном итоге это обман публики, потому что настоящее шоу соединяет многие компоненты. Это хороший свет, качественный звук, прекрасные костюмы, большая труппа актеров, принимающих участие в действе, и, конечно же, эксклюзивные балетные номера, подготовленные специально для шоу.
При этом все элементы должны умело сочетаться. В чем была наша проблема? Отечественные специалисты не умели этим пользоваться. Можно включить все сразу, но это будет похоже на винегрет: вроде, вкусно, но не фирменное блюдо. Я же хочу, чтобы это было фирменное блюдо. Подавалось отдельно, с аппетитом кушалось, и при этом публика оставалась голодной».
Это не новый цирк Кобзова
Отец-основатель «настоящего шоу» старается не афишировать своего родительства. Чтобы не навредить детищу, будущее которого, несмотря на энергию и оптимизм устроителей, пока что выглядит туманно. Риск должен поддерживаться маркетинговым благоразумием.
Николай Кобзов: «Для успеха данного предприятия о нем нужно правильно рассказывать. Не хочу, чтобы говорили: «Это новый цирк Кобзова». Во-первых, это не так. Да, здесь работают наши артисты. Да, здание приспособлено для показа цирковых номеров в составе различных шоу — ни больше ни меньше.
Во-вторых, говорить слово «цирк» нельзя, потому что наши люди воспринимают его слишком банально. Сложился стереотип, представляющий его как дешевое семейное развлечение, на которое водят детей. Пока что наши люди не понимают, насколько это многогранное явление.
Мы не идем по пути «Мулен Руж», у нас своя концепция. Мы хотим, чтобы было лучше.
Одно из наших будущих шоу называется «Цирк для взрослых». У многих сразу возникают эротические ассоциации, но мы его так назвали потому, что там не будет интересно детям. Эротики тоже не будет. Это программа, состоящая из классных, элитных цирковых номеров в театрализованной постановке. Без участия животных. Клоуны тоже «взрослые», без привычного «сюси-масюси». Я не против этого — в обычном цирке это хорошо, но здесь мы хотим сделать элитное представление для взрослой аудитории. И если традиционный цирк пытается нравиться всем, то «ALLEGRO» — проект, который берет из него все лучшее и соединяет с другими направлениями. Ведь даже прославленный парижский «Мулен Руж» имеет четыре цирковых номера в программе. Это настоящие бомбы!».
Это пока что не Cirque du Soleil
Энергичный и неунывающий Николай Кобзов работает с семи утра до часу ночи. Пример, который его вдохновляет, — Cirque du Soleil («Цирк Солнца») — самая крупная цирковая империя в мире. Ее основатель, канадец Ги Лалибертэ, в юности уличный артист, начал в 1984 г. с покупки шатра-шапито на 800 мест. Он не стал соревноваться с цирковыми монстрами вроде американского Ringling Bros. and Barnum & Bailey в области традиционного цирка. Лалибертэ создал свое шоу для взрослой интеллектуальной публики, соединив цирковые номера, театр, хореографию и спецэффекты в единый драматический сюжет. В 2005 г. представления Cirque du Soleil посетили 7 млн. зрителей. А по прикидкам журнала «Форбс», состояние его основателя оценивается в $1,2 млрд.
Николай Кобзов: «Хорошее шоу — чрезвычайно сложное мероприятие. Здесь все происходит на твоих глазах. Публика видит каждую деталь и любую оплошность. Оттого оно и производит такое впечатление. Это не телевизор и не фонограммное выступление какой-нибудь современной звезды. Здесь невозможно сделать монтаж или обработать изображение на компьютере.
Стационарное шоу Cirque du Soleil в Лас-Вегасе обходится $400 млн., а бюджет одной из последних постановок составил $165 млн. Во время представления из-под земли может появиться остров с фонтанами, пальмами, какими-то безумными сооружениями. Затем он исчезает, и вместо него возникает ледяной каток! И все это происходит за считанные секунды, как будто ты смотришь какой-то дорогой американский фильм. Ты не понимаешь, как это все возможно, и уходишь потрясенный.
В Украине уже сделан первый шаг в этом направлении. Мы, конечно, не имеем пока таких бюджетов, но шоу Марины DIA, которое входит в нашу программу, готовим уже 8 месяцев. То, что получится в результате, далеко не предел моих желаний. Будет еще круче. Нужно только сначала понять, готовы ли в нашей стране к такому формату».
И не Moulin Rouge
По замыслу организаторов «Территория шоу «ALLEGRO» должна стать чем-то вроде киевского Moulin Rouge. Легендарный парижский мюзик-холл был открыт в 1889 г. Французская богема давно уже не пьет там свой абсент, но длиннющая очередь за билетами, минимальная стоимость которых 100 евро, не выстраивается по сей день.
Николай Кобзов побывал в знаменитом кабаре по приглашению арт-директора циркового фестиваля в Монте-Карло. Вот как он описывает свои впечатления: «Многие из тех, кто не был в «Мулен Руж», ожидают увидеть роскошь, золото, павлиньи перья. На самом деле все гораздо проще. При входе — гардероб, в котором почему-то заведено бросать одежду на пол, если пришло слишком много людей. Обыкновенные столики, скатерти, ничем не примечательные официанты. Нет никакого пафоса и социального неравенства. Обычный турист, который случайно выиграл путевку в Париж, сидит рядом с министром, и оба смотрят качественное шоу. Мы не идем по пути «Мулен Руж», у нас своя концепция. Мы хотим, чтобы было лучше. Хотя бы с культурой обслуживания — одежду на пол бросать не будем (смеется).
Но лично я хочу, чтобы в Киеве, как и в Париже, человек после спектакля заряжался положительной энергией. Чтобы ему петь, жить хотелось!».
Что же это такое?
Регулярные представления на «Территории шоу «ALLEGRO» начнутся с 23 сентября. Выбрав подходящую стоимость билета из диапазона 90-200 грн., за столиками смогут одновременно разместиться 400 зрителей. По крайней мере, первые два месяца каждому из них будет предложено бесплатное угощение — «шикарно подаваемые шикарные блюда».
«Это будет другой уровень отношений между шоу и зрителем, — говорит Николай Кобзов. — Мы хотим привлечь внимание публики, завладеть ее сердцем». К регулярному показу уже готовы две программы: «Шоу Марины DIA» (пятница и суббота) и «Цирк для взрослых» (вторник и среда).
Готова ли публика?
«Знаете, почему сюда не приезжает Cirque du Soleil? — комментирует Н. Кобзов. — Потому что наши люди готовы платить за представление $2, а у них билеты — от $80 до 200. Как нашему брату объяснить, что цирк все-таки стоит таких денег? Дело не в отсутствии средств, а в сложившемся к этому виду искусства отношении. Но изменения постепенно происходят. Случается, что вернувшиеся из путешествия по Европе состоятельные украинцы, встречая меня, говорят: «Слушай, я был в «Цирке дю Селей». Оказывается, это такая сила!». Нужно просто один раз попасть, чтобы понять, каким может быть цирк и что такое настоящее шоу».
Жонглер, президент и меценат Николай Кобзов родился в 1973 г. Его родина — село Пилипи-Боривски Винницкой области. В девять лет он попал в студию циркового искусства. В 2003 г. закончил Академию руководящих кадров искусства и культуры Украины. Жонглер, акробат на свободно стоящей лестнице, владеет жанрами дрессуры и эквилибра на моноцикле. В 2000 г. основал свой первый цирк-шапито. Впоследствии — еще шесть коллективов. Инициатор создания и президент Всеукраинской общественной организации «Цирковой союз Кобзова», решающей проблемы молодых кадров и ветеранов цирка. Убежденный меценат, участник многих благотворительных проектов. Женат, имеет двоих дочерей. Хобби: теннис. Любимый напиток — лимонад.