Что происходит: на международных рынках

Азиатский регион решил перетянуть на себя инвестиции


Китай, Южная Корея, Япония и еще 10 стран, входящих в АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии), договорились о начале практической проработки договора о создании к 2020 г. зоны свободной торговли. Речь идет о едином рыночном пространстве по европейскому образцу — свободном потоке товаров, услуг, рабочей силы и инвестиций через границы государств региона. Такой шаг, как ожидается, позволит странам Азиатско-Тихоокеанского региона получить дополнительные преимущества для внутризонального сотрудничества и даст толчок экономическому росту.


По словам генерального секретаря АСЕАН Онг Кенп Йонг, соответствующее соглашение должно быть подготовлено к подписанию за 10 лет. Если документ будет подписан (а в реалистичности намеченных планов эксперты не сомневаются), то его действие распространится, по крайней мере, на половину всего населения мира. Совокупный же ВВП стран Юго-Восточной Азии составляет $8 трлн. — четверть от общемирового.


Окончательный план реализации амбициозных намерений будет представлен лидерам стран-участниц АСЕАН во время ежегодного саммита на Филиппинах в декабре. Одним из первых действенных шагов в этом направлении станет подписание в апреле 2007 г. договора о либерализации транспортных перевозок в пределах региона. Именно этот документ, как ожидается, сыграет роль ключевого элемента строительства единого рынка.


С учетом создания новой зоны свободной торговли некоторые эксперты не исключают возможности условного деления мира на три финансово-экономических сектора: ЕС, Американскую ассоциацию свободной торговли (FTAA) и Азиатскую зону свободной торговли. В этом контексте исчезает монопольное влияние государств, чье влияние достигает планетарного масштаба. Вопрос в том, сохранятся ли межконтинентальные связи на прежнем уровне и будут ли столь же крепкими глобализационные процессы взаимодействия между зонами.







Азиатский аншлаг


Сергей Шергин, заведующий кафедрой глобальных и региональных систем Дипломатической академии Украины:
— Зона свободной торговли в рамках АСЕАН даст возможность повысить инвестиционную привлекательность и экономическую эффективность членов этой организации. Она также предусматривает создание либеральных торговых отношений путем снижения тарифных барьеров и установления таковых на уровне 0-5%. Сегодня уровень взаимных расчетов по 15 товарным группам и 65 тыс. наименований товаров происходит на уровне 15-20%. Это одна из причин, по которой продукция стран организации является недостаточно конкурентоспособной в зоне АСЕАН.


Существует несколько формул создания зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе. На первую формулу тесного сотрудничества с АСЕАН («10+1») претендуют как Япония, так и Китай. В контексте исторического прошлого страны организации с опаской смотрят на увеличение своей экономической зависимости от Японии. Это является одной из предпосылок выбора преференций АСЕАН в пользу Китая. Кроме того, этнических китайцев в странах организации проживает несколько десятков миллионов. Вторая формула («10+3») предполагает сотрудничество стран организации с Японией, Китаем и Южной Кореей. В рамках последней формулы («10+6») предполагается участие и России, однако про такой формат говорить пока рано.


Между тем зона свободной торговли в рамках АСЕАН никоим образом не создаст конкуренцию Всемирной торговой организации. Более того, страны-члены ВТО уже сейчас стараются торговать по принципам этой авторитетной организации, поскольку данные принципы признаны наиболее эффективными.


От лингвистических переводов — к финансовым


Рынок переводческих услуг переживает бурный рост. Международная федерация переводчиков (FIT) оценивает совокупный объем индустрии в $19-20 млрд., а темпы ее ежегодного роста — в 8%. Особенно активно развивается рынок технического перевода: его ежегодный прирост находится на отметке 30%.


Столь высокая динамика объясняется прежде всего процессами глобализации, которые открывают компании миру, а мир — компаниям. Бурное развитие IT-рынка, с учетом стремления компаний иметь мультиязыковые веб-сайты, порождает спрос на технические переводы. Катализатором спроса на переводческие услуги выступает аутсорсинг. Крупные компании сосредотачиваются на профильном бизнесе, передавая вспомогательные департаменты сторонним фирмам (часто зарубежным).


Между тем при вступлении страны в ВТО рынок переводческих услуг может просто «взорваться». Ярким примером тому может служить Китай: если в 2003 г. рынок переводов страны оценивался в $1,4 млрд., то уже в 2005-м достиг отметки $2,5 млрд. Эксперты уверены: не менее радужные перспективы могут открыться и перед нынешними кандидатами на вступление в ВТО. И Украина здесь не исключение. «У национального рынка большой потенциал в связи с курсом на евроинтеграцию, — рассказывает Cветлана Марчук, руководитель центра переводов «ТРИС». — На мой взгляд, вступление Украины в ВТО откроет перед переводческими организациями большие возможности. Границы стираются, а языковые барьеры остаются». Сегодня в Украине самый востребованный класс перевода — письменный. За ним следует перевод веб-сайтов и программного обеспечения. Главная причина тому — все более активный выход украинских компаний на мировые рынки. Причем уже в ближайший год рост затрат бюро на инфраструктуру, технологии и менеджмент приведет к росту цен на переводческие услуги примерно на 15%.


Китайская валюта: не дешево, но сердито


Народный банк Китая, давно сдерживающий рост национальной валюты за счет проведения массированных валютных интервенций, начинает ослаблять хватку. Он пообещал повысить гибкость юаня и официально установил максимальный размер дневных колебаний курса своей валюты на уровне 0,3% в любую сторону от курса закрытия. Хотя в реальности на протяжении всего 2006 г. котировки юаня колебались в течение дневных сессий гораздо менее значительно (в среднем на 0,04%).


Дешевизна китайских товаров на мировом рынке приводит к некоторым перекосам как в китайской, так и в мировой экономике. В частности, в течение этого года положительное сальдо баланса внешней торговли Китая каждый месяц ставит рекорды. Приток внешних инвестиций способствует усилению инфляционного давления и повышает риск обвального замедления экономического роста, последующей гиперинфляции и экономического спада. Китайские власти не могут не осознавать объективных рисков, которые несет в себе искусственная поддержка дешевого юаня.


В рамках мер по охлаждению экономики Народный банк Китая этим летом приступил к повышению процентных ставок, а также повысил норму обязательного резервирования средств коммерческих банков на счетах. Укрепление юаня поможет увеличить гибкость фискальной политики и стабилизировать национальную экономику. Эксперты Национальной комиссии развития и реформ уверены, что следует и дальше укреплять юань, но не более чем на 3-4% в год.







КНР сосредоточится на внутреннем потенциале


Александр Жолудь, экономист Международного центра перспективных исследований:
— Поскольку Китай является основным торговым партнером США, нынешние шаги действительно выглядят как определенное укрепление юаня. При укреплении национальной валюты экспорт Китая должен стать менее выгодным. Правда, перед страной как раз и стоит вопрос о переходе от экспортно ориентированной экономики к концентрации на внутреннем рынке. Сегодня в КНР имеется большой внутренний потенциал спроса, и сложившаяся ситуация напоминает времена из нашей истории, когда деньги у людей есть, но купить на них практически ничего нельзя. Китай пытается каким-то образом открыть свой рынок для внешних производителей (что по причине вступления в ВТО просто обязан это сделать), что говорит о его стремлении переключаться на рост внутреннего рынка.


В то же время укрепление юаня не окажет серьезного влияния на мировую экономику. Хотя конкуренты Китая, которые с ним работают на тех или иных рынках, не обладая при этом четкими претензиями на монополию, смогут получить определенные преимущества, ведь цены на ресурсы колеблются больше, чем курсы валют.


Укрепление юаня может коснуться и Украины, правда, косвенным образом — через доллар, к курсу которого мы фактически привязаны. Слабый доллар снижает котировки гривни, что позитивно влияет на внешнеторговый баланс Украины.


Антистрессовый бизнес


Ежедневные нагрузки, неодобрительное состояние экологии и стрессы — все это приводит к возрастающей потребности людей в расслаблении и реабилитации. Как результат — стремительный рост мирового рынка spa-услуг. По данным PricewaterhouseCoopers, в период 2002-2006 гг. он увеличился на 400%, достигнув $10,9 млрд.


Традиционно spa — это оздоровительные центры и технологии на основе водолечения. Основными отличиями spa-салонов от обычных салонов красоты являются:
• индивидуальный подход к каждому посетителю, создание индивидуальных программ по восстановлению жизненных сил;
• входной медицинский контроль и тестирование новых посетителей на предмет противопоказаний к тем или иным процедурам;
• холистический подход, то есть комплексное воздействие (80% процедур в перечне услуг — медицинские, 20% — косметологические);
• обязательное наличие специалистов с высшим и средним медицинским образованием;
• профессиональное оборудование.


В то время как мировой тенденцией является стабильный рост рынка spa-услуг, о динамике развития его украинского сегмента судить сложно. Он развивается всего 10 лет и не является столь массовым, как фитнес и косметология. По оценкам Symbol Marketing, емкость рынка этих услуг в стране достигает $230 млн. (пятую его часть занимает Киев). На территории Украины зарегистрировано 6000 парикмахерских и салонов красоты. По данным Министерства здравоохранения, 8-12% из них — spa-учреждения всех уровней (салоны красоты, представляющие отдельные spa-услуги, spa-салоны, spa-центры и специализированные клиники). Причем в отличие от Запада, где такие процедуры основаны на уходе за лицом, наши направлены больше на оздоровление тела.


«Сегодня главная проблема для Украины — отсутствие нормативной базы относительно spa, — сетует «&» представитель одного из ведущих операторов рынка. — Деятельность специализированных салонов осуществляется на основании общей медицинской лицензии. Отсюда — приобретение клиентами негативного опыта в непрофессиональных салонах, что дискредитирует весь национальный рынок spa-услуг». По ее словам, тормозом развития украинского spa-рынка является и то, что этот вид бизнеса, как правило, малый, с невысокой рентабельностью (около 10%). Наибольшую часть затрат составляет фонд заработной платы. Важно также, что основную прибыль мировым салонам приносит продажа товаров (их выручка на 30% обеспечивается предоставлением услуг, на 70% — продажей специализированной продукции). В Украине такой сценарий нереален: наши салоны пока не научились продавать, к тому же отношение к торговле искажено выработавшимися стереотипами. «Но в целом мой прогноз развития рынка позитивный, — резюмирует эксперт. — Думаю, будет повышаться не только качество spa-услуг, но и обслуживания».

Залишити відповідь