Почему корпоративный праздник может навредить корпоративной культуре?
Коллективные мероприятия проводятся практически во всех компаниях и имеют благие цели. Но часто после них коллектив оказывается в худшем состоянии, чем был до того. Происходит так потому, что их организацией вообще не занимаются, а если и занимаются, то не тем, чем следовало бы.
Надежда Гурина, руководитель направления группы компаний NORDIC
Корпоративное мероприятие — это не просто красивое название коллективного застолья или форма празднования, а довольно эффективный инструмент менеджмента. При этом во многих отечественных компаниях пока нет правильного понимания его роли и значения. Отсюда много ошибок в проведении.
Обязаловка. Часто корпоративное мероприятие проводится в добровольно-принудительном для сотрудников порядке. Людей «загоняют» на корпоративный праздник, не поинтересовавшись предварительно их планами на выходные, предпочтениями по месту и виду отдыха, количеству времени, которое они готовы уделить совместному празднованию. Такой подход чаще всего порождает явный или скрытый саботаж.
Формальный подход. Выступило руководство, чокнулись, выпили, поели тортик — разошлись. Такое рядовое корпоративное застолье не несет никакой дополнительной нагрузки, помимо совместного времяпрепровождения членов команды. Эффект от него в лучшем случае будет поверхностным и продлится недолго, а в худшем — может закончиться даже увольнением «особо отличившихся».
Экономия. Это бич корпоративных мероприятий, причем чаще всего самый сильный. Как правило, к внутренним нерабочим мероприятиям руководство серьезно не относится, поэтому финансирует их по остаточному принципу. Поэтому они часто воспринимаются как подачка, а не благодарность.
Несогласованность мероприятия с особенностями корпоративной культуры компании. Допустим, руководство компании решило быть «в струе» и провести для сотрудников яркий «корпоративчик». Выделило солидную сумму, заказало дорогих ведущих, накрыло богатый стол. В итоге само событие хоть и прошло на высоком уровне, тем не менее вызвало у сотрудников с весьма средним уровнем зарплат и не привыкших к щедрости руководства массу скепсиса: «Уж лучше выдали бы деньгами».
Проведение мероприятия при наличии конфликтов в коллективе. В этом случае корпоративные мероприятия могут нанести серьезный вред компании, потому что во время их проведения конфликты могут обостриться. Тем более в крупных компаниях, где много отделов, каждый из которых может иметь свою корпоративную культуру и атмосферу, степень сплоченности. Тогда неправильно спланированное мероприятие может лишь усилить разобщенность.
«Самопальное проведение» (праздник своими силами). На рынке бытует устойчивое мнение, что услуги, предоставляемые агентствами, недостаточно качественные и неоправданно дорогие. В связи с этим многие компании пытаются провести праздники своими силами. При этом во многих случаях их организация осуществляется в авральном режиме, к этой работе привлекаются сотрудники, для которых она становится дополнительной нагрузкой, выполняющейся между делом. В итоге уже при подготовке мероприятия организаторы могут так вымотаться и устать, что праздник для них превращается в сущую пытку.
Неправильное использование самого инструмента. Мы знаем такие примеры, когда мероприятие было организовано очень качественно, но при этом так преподносилось коллективу, что только разрушало компанию изнутри. Например, одна компания объявила о том, что участие в предстоящем мероприятии будет платным. Когда оказалось, что несколько отделов отказались в нем участвовать, плата была отменена, а коллективу сообщили, что это была всего лишь проверка на лояльность. Разумеется, после того как некоторых людей уличили в нелояльности, достичь сплоченности с лагерем лояльных им было уже очень непросто.
Как этого не допустить?
Важное условие: организацией мероприятия должен заниматься специалист или как минимум человек, понимающий тонкости использования этого инструмента. Оптимальный вариант, когда этим занимается HR-менеджер, работающий с людьми и поэтому чувствующий настроения в коллективе, нюансы взаимоотношений и корпоративной культуры.
По нашему опыту, корпоративные мероприятия имеют наибольший эффект при совмещении своих сил и услуг внешней компании. Опыт специалистов позволит правильно спланировать мероприятие, учесть детали, на первый взгляд, несущественные, но важные для успеха мероприятия. А использование внутренних сил позволит адаптировать мероприятие под особенности корпоративной культуры компании, ее специфические цели и задачи, оптимизировать затраты, добавить в мероприятие больше специфических, близких компании деталей, сделать его душевнее.
Людмила Кречмер, генеральный директор агентства KEY Communications
Корпоративные мероприятия, прежде всего помогают сотрудникам объединиться, понять, что они не винтики в механизме компании, а личности. На таких мероприятиях люди часто раскрываются с неожиданной, лучшей стороны. Неформальное общение способствует разрешению конфликтов.
Такие мероприятия являются очень важным инструментом в период реорганизационных изменений: при смене собственников, слиянии или поглощении, изменении или выработке стратегии, ребрендинге, смене топ-менеджмента, внедрении новых систем управления и др. Именно в этот период чаще всего люди страдают от недостатка информированности, не знают официальной позиции компании или топ-менеджера по стратегически важным вопросам.
Именно в период реорганизационных изменений очень важно сплотить людей, поддержать командный дух, продемонстрировать позицию компании, отметить достойных. Такие мероприятия могут быть не очень затратными, но весьма эффективными за счет правильной работы с информацией и креативного подхода к ее донесению.
Корпоративное мероприятие служит реальным коммуникационным инструментом, а не пустой тратой денег только тогда, когда оно решает конкретные задачи. Мероприятие способно реализовать коммуникационные задачи: проинформировать сотрудников (об итогах работы, реорганизационных изменениях, новой стратегии, ребрендинге) и сплотить коллектив. Обе эти задачи налаживают коммуникации, поэтому одинаково важны и должны решаться одновременно в рамках мероприятия.
Очень часто компании и агентства упускают из виду одну из этих задач или просто не уделяют ей должного внимания. Тогда мероприятие превращается из коммуникационного инструмента в пустую трату денег.
В проведении корпоративного мероприятия есть несколько рисков и возможностей.
Риск — уйти в детали и забыть главное. Возможность — при четком понимании целей и задач прибегнуть к качественному сервису на аутсорсинге в той области, где у компании «не хватает рук».
Компания обращается в агентство, специализирующееся на ивент-сервисе, в надежде получить высококачественный сервис. Но при этом не может толком объяснить задачи, которые побудили ее к применению такого коммуникационного инструмента, как корпоративное мероприятие, поскольку и сама не очень четко их понимает. В результате, даже если организационные работы выполнены отлично, практически полностью «провисает» задача информирования. Если задача объединения коллектива решается — людям приятно, комфортно, хорошо. Но ведь погуляли и разошлись. Информация же до них доносится уже другими доступными способами.
Риск — сэкономить до такой степени, что затраты становятся вообще неэффективными. Возможность — при хорошем понимании, где можно экономить, а где нельзя — качественная постановка задачи на аутсорсинге и существенная экономия за счет своих ресурсов.
Компания имеет квалифицированного партнера — агентство, которое специализируется на коммуникационных инструментах, получает от него четко сформулированные задачи, проработанную информацию, донесение которой отражается не только на официальной части, но и на каждом элементе программы. Но в целях экономии бюджета проводит мероприятие своими силами, самостоятельно решая, что в рекомендациях «лишнее и в бюджет никак не вписывается». В результате мероприятие проведено, в целом люди довольны, но вырванные из контекста отдельные элементы программы оказались менее эффективными, чем могли быть.
Риск — ошибиться с обращением. Возможность — при доверии к партнеру и хорошем взаимодействии можно получить очень много бонусных преимуществ. Например, компания обращается в агентство с заказом организовать для нее внутреннее мероприятие, посвященное 10-летнему юбилею. Агентство оказывается достойным партнером и предлагает вместо простого отмечания несколько проектов: разработку фирменного юбилейного стиля, который будет использоваться целый год; мероприятие для VIP-аудитории (партнеров, клиентов, гостей) с отдельной программой для приезжих гостей, стилизацией всей программы, отражающей посыл компании; корпоративное мероприятие для сотрудников, проработавших в компании 10 лет, в виде отдыха на природе, награждения; проект по корпоративной социальной ответственности. Компания крупная, поэтому в честь своего десятилетия решает сделать городу солидный подарок — бесплатно проделывает для него ряд работ, которые освещаются СМИ, проводит пресс-конференцию.