КРИЗИС-МЕНЕДЖМЕНТ
BenQ таки решил сбросить мюнхенский балласт
Тайванский концерн BenQ объявил о прекращении финансирования своего немецкого подразделения по производству мобильных телефонов BenQ Siemens и начале процедуры его банкротства. Этот бизнес Siemens передал BenQ год назад. Сумма сделки не оглашалась, однако немцы якобы доплатили тайванскому концерну около 350 млн. евро. Дело в том, что Siemens давно собирался избавиться от своего производства сотовых телефонов, которое становилось все менее конкурентоспособным. Но закрыть предприятие менеджмент не решался: слишком высоки оказались бы социальные компенсации. Тогда и была реализована сделка с BenQ.
Однако «переварить», а тем более вывести в плюс новое приобретение тайванскому производителю так и не удалось. Подразделение в Мюнхене стало причиной оттока 600 млн. евро из материнской компании и непрерывно тянуло ее ко дну. Будучи прибыльным в 2003-2004 гг., BenQ трижды за последний год демонстрировал квартальный чистый убыток. В целом на совместном с немцами мобильном бизнесе концерн за год потерял 840 млн. евро. Причина тому – непопулярность у покупателей телефонных аппаратов, вызванная чрезмерной медлительностью компании в запуске новых моделей на рынок. В итоге менее чем за год с момента объединения подразделений BenQ и Siemens занимаемая ими доля рынка уменьшилась с 10 до 3,2%.
Заявление BenQ немедленно вызвало бурную реакцию немецкой стороны. Последняя уже сообщила, что готовит судебный иск к компании BenQ о нарушении ранее достигнутых договоренностей между компаниями. Масла в разгорающийся конфликт подлили и громкие заявления немецких профсоюзов. Еще бы – в условиях нарастающей в стране безработицы рабочих мест лишаются 3 тыс. немецких сотрудников. Правда, для их поддержки Siemens создаст специальный фонд в размере 35 млн. евро. Ради этого члены правления концерна отказались от прошлогодней 35%-й прибавки к жалованью. К тому же уволенные из BenQ сотрудники будут вне конкурса приниматься на работу в Siemens (там существует свыше двух тысяч вакансий).
Для BenQ теперь главная задача – остановить рост убытков. В качестве вариантов рассматривается продажа некоторых фабрик или простаивающего оборудования. Тем более что сейчас мощностей у BenQ примерно на 50% больше, чем требуется для производства 30 млн. трубок, которые компания рассчитывает продать до конца 2006 г.
ИНИЦИАТИВА
GM остался в одиночестве
Ведущие мировые автопроизводители General Motors, Renault и Nissan Motor прекратили переговоры о создании альянса. Переговоры длились почти три месяца, и их удачное завершение могло бы привести к созданию самого конкурентоспособного автоконцерна, который контролировал бы около 25% мирового рынка.
Идейным вдохновителем альянса был крупнейший частный акционер GM Кирк Керкорян (владеет 9,9% акций). Впрочем, склонить на свою сторону ему не удалось даже руководство GM. По словам исполнительного директора американской корпорации Рика Вагонера, после тщательного рассмотрения перспектив союза компания пришла к выводу, что структура объединенной группы, предложенная Renault-Nissan, не соответствует интересам акционеров GM. 12 членов совета директоров американского производителя единогласно отвергли возможность слияния с Renault и Nissan на предложенных условиях. По данным The Wall Street Journal, в ходе переговоров стороны не смогли договориться о сумме компенсации, которую должна была выплатить Renault-Nissan за долю в GM. По информации осведомленных источников, Renault-Nissan планировала выкупить порядка 20% акций американского автопроизводителя. Некоторые эксперты заявляли, что глава американской компании запрашивал $5 млрд. Однако Renault и Nissan считали, что принцип компенсации противоречит духу любого успешного альянса. В дополнение топ-менеджеры GM посчитали, что объединение корпораций может помешать реструктуризации компании, в рамках которой планируется сократить штат на 34 тыс. чел. и сэкономить тем самым $8-9 млрд.
Между тем нынешний срыв переговоров, по мнению аналитиков, не исключает возможности дальнейшей консолидации в автомобильной отрасли. Следующим кандидатом на слияние с Renault и Nissan Motor назывался Ford Motor, испытывающий финансовые трудности. Однако в планы последнего, как сообщает Bloomberg, участие в трехстороннем альянсе не входит. Это якобы связано с желанием руководства корпорации дать возможность ее новому СЕО Алану Мьюлэлли (1 сентября сменил на посту Билла Форда) эффективно реализовать антикризисную программу.