Европа принимает последних гостей
ЕС завершает процесс своего самого масштабного расширения, основная волна которого прошла в 2004 г., когда в ряды организации были приняты 10 из 12 наметившихся кандидатов. Теперь же Еврокомиссия согласилась с 1 января 2007 г. предоставить членство Болгарии и Румынии. До последнего момента этот вопрос оставался подвешенным: ни та, ни другая страна за отведенное им время так и не достигли соответствия критериям ЕС. Им грозила отсрочка еще на год.
Однако Брюссель посчитал более приемлемым избежать столь мрачного прецедента и склонить страны к более активным реформам. Возникшую же коллизию было решено развязать с помощью жестких рекомендаций Софии и Бухаресту. Новобранцам предложили срочно подтянуться по некоторым наиболее проблемным позициям. Так, в Болгарии Еврокомиссия хотела бы видеть больше позитивных изменений в сельском хозяйстве (там необходимы прозрачные механизмы распределения европейских дотаций фермерам), в обеспечении безопасности продуктов питания, борьбе с организованной преступностью и отмыванием денег, а также в процессе закрытия реакторов АЭС «Козлодуй». В Румынии проблемными сферами остаются сельское хозяйство, обеспечение безопасности продуктов питания и отстутсвие налоговой реформы. О прогрессе в этих секторах двум кандидатам каждые полгода придется отчитываться перед Брюсселем. Несоблюдение же рекомендаций чревато серьезными санкциями. Во-первых, судебные решения и ордера на арест, выданные властями Болгарии и Румынии, не будут признаваться другими странами ЕС. Во-вторых, странам снизят фермерские субсидии, а произведенным на их территории мясным продуктам закроют доступ на западноевропейские рынки. Более того, прочие члены организации вольны ограничивать приток рабочей силы из Болгарии и Румынии на свои рынки труда. «Если раньше действовало правило «Раз ты в ЕС, ты в ЕС», то получение членского билета уже не является заключительным этапом. Новые члены должны будут рассчитывать на ограниченные условия и постоянный мониторинг», – полагает Джеки Дэвис, эксперт European Policy Centre.
В то же время Еврокомиссия дала понять, что отныне темп расширения будет значительно замедлен. По словам ее главы Жозе Мануэля Баррозу, перед дальнейшим расширением объединенной Европе следует провести организационные реформы и решить проблему европейской конституции. Хотя в Брюсселе поговаривают, что Хорватия еще успеет запрыгнуть в отходящий в ЕС поезд (ориентировочно в 2009–2010 г.), а двери закроются только перед следующим кандидатом. Об Украине и Грузии речь вообще не идет.
Между тем, по словам Джэки Дэвис, в обновленном Евросоюзе формирование некоего «классового общества» неизбежно. «У 10 новых членов уже появилось безошибочное ощущение, что они принадлежат ко второму классу. Болгария и Румыния будут ощущать это еще острее», – считает эксперт. Если же права членов со временем не уравновесятся, структура ЕС грозит превратиться в двухступенчатую.
«Мягкие» последствия Валерий Новицкий, заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений при НАН Украины: – Расширение ЕС, когда принимали Польшу, Чехию и Словакию, поставило определенные вопросы перед Украиной. Но товарооборот с Польшей тогда был более чем значительным, а при вступлении в Евросоюз эта страна серьезно ужесточила таможенный режим с Украиной. В отношении Болгарии и Румынии ситуация в таких масштабах не повторится. С одной стороны, товарооборот с ними значительно меньше, с другой – регуляторные показатели (нынешние и ожидаемые) после вступления этих стран в ЕС достаточно близки. В то же время проблема возможного увеличения болгарского и румынского товаропотока в Украину после вступления этих стран в ЕС из-за неполной конкурентоспособности их товаров на европейском рынке актуальна и сейчас. Однако следует смотреть шире: подобная ситуация возможна из-за отсутствия у нас серьезной системы контроля качества товаров. На современном этапе вступления в ГАТТ/ВТО, когда Украина подписала протоколы и в договорном порядке отказалась от многих регуляторных механизмов, ключевым направлением развития регулирования внешнеэкономических связей стало внедрение системы контроля качества импорта. Этот вопрос касается и торговли с Румынией и Болгарией. Но это лишь частный случай в рамках общей проблемы, когда нам нужно качественно улучшать критерии регулирования внешней торговли.
Оптимизм с оговорками
До конца нынешнего года мировой экономике эксперты пророчат 5,1% роста, 2007-го – 4,9%. Таков главный вывод доклада МВФ «Перспективы развития мировой экономики-2006». Впрочем, эксперты предупреждают: столь благоприятным тенденциям может помешать инфляционное давление, растущие цены на нефть и вероятный спад в США, вызванный ухудшением ситуации на рынке жилья.
Особое внимание в докладе уделяется Китаю. Это неудивительно: эта страна останется лидером по динамике экономического развития до 2007 г. (+10% ежегодно). Причем темпы ее роста могут превысить прогнозы, если не будут приняты надлежащие макроэкономические меры для сдерживания роста инвестиций (приток прямых иностранных инвестиций в 2005 г. достиг $68 млрд. против $53 млрд. годом ранее). Инфляция же в КНР остается подавленной прежде всего из-за существенного замедления роста цен на продовольствие. Продолжает быстро укрепляться платежный баланс за счет резкого увеличения (до $135 млрд. за 2005 г. против $59 млрд. годом ранее) профицита во внешней торговле. Опасность «перегрева» китайской экономики, как отмечает МВФ, будет сопровождаться ростом протекционистских настроений в США и ЕС.
Между тем в большинстве стран СНГ темпы роста ВВП в 2007 г. замедлятся, но одновременно с этим снизится и инфляция. Вырастет она только в Беларуси, Азербайджане и Украине. Причем Киеву эксперты фонда предлагают готовиться к серьезному скачку: до 9,3% в этом году и 13,5% – в 2007 г. В целом в среднесрочной перспективе Украине можно ждать продолжения экономического подъема, начавшегося в первой половине 2006 г. Хотя этот прогноз остается туманным в связи с возможными изменениями условий импорта российского газа и экспорта украинской стали.
Игра на выбывание
Мясной рынок Евросоюза охватила паника: в ближайшее время ему грозит наполнение дешевым мясом из Южной Америки. Поскольку затраты на производство мяса в ЕС составляют $1,6-1,8 тыс./т, а в Бразилии только $0,9 тыс./т, то импортированная продукция сможет легко заполнить рынок. По прогнозам Еврокомиссии, внутреннее производство мяса упадет на 5% к 2013 г., а внутренний спрос возрастет с 44,1 до 42,8 кг на человека. Экспорт мясной продукции продолжает свое падение, начиная с 1990-х гг. и отметки в 1 млн. т. Как ожидается, к 2013 г. вследствие внутренних проблем (как то укрепление евро и высокий внутренний рост цен) экспорт составит лишь 50 тыс. т. В то же время импорт мяса имеет противоположную тенденцию и уже к концу текущего года достигнет 0,7 млн. т. Причем большая часть импортированной продукции будет произведена в Южной Америке.
Сегодня ситуация на западноевропейском рынке смягчается запретом на импорт бразильской мясной продукции. (Вспыхнувшая эпидемия ящура в нескольких провинциях Бразилии привела к многочисленным скандалам и введению запретов на импорт данной продукции в 58 странах.) Брюссель также намерен ввести 53%-ю пошлину на импорт мяса, превышающий квоты. Однако реформы общей сельскохозяйственной политики Евросоюза и либерализация рынков через переговоры в ВТО могут привести к тому, что ЕС и Япония вынуждены будут открыть свои рынки для бразильского мяса.
Между тем Бразилия бьет рекорды уже на протяжении последних нескольких лет как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Страна является мировым лидером по экспорту мясной продукции, сбывая на внешних рынках более 25% произведенного. По данным министерства сельского хозяйства Бразилии, за последние четыре года сельскохозяйственный экспорт страны удвоился (до $30,8 млрд.). А ее доля на международном рынке сельскохозяйственных продуктов и продуктов животноводства выросла с 2,8 до 3,9%. Только за первое полугодие нынешнего года мясной экспорт страны оценивается в $1,3 млрд. (+12,3% по сравнению с аналогичным периодом 2005 г.).
Как заявили в ассоциации экспортеров говядины Бразилии (Abiec), экспорт бразильских сельскохозяйственных товаров расширяется на азиатских рынках, снижается в США и Европе. Китай и Россия скорее всего станут двумя главными импортерами сельхозтоваров Бразилии в течение следующих четырех лет. Потенциальными рынками сбыта для Бразилии называются также Египет, Иран, Саудовская Аравия, Болгария, Италия Великобритания, Алжир, Румыния и Болгария.
Украина в этот список пока не входит, в основном обеспечивая спрос за счет внутреннего производства. За 8 месяцев текущего года производство свинины в стране увеличилось на 55% (до 80 тыс. т), птичьего мяса – на 25% (до 256 тыс. т). В то же время производство говядины сократилось на 12,5%. В целом же производство мяса на одного украинца не превышает 33 кг.
У ЕС свои проблемы, у Украины – свои Любовь Молдаван, главный научный сотрудник отдела форм и методов хозяйствования в агропромышленном комплексе Института экономики и прогнозирования НАНУ: – Сегодня ситуацию на мировом рынке мяса значительно усложнили птичий грипп, коровье бешенство, ящур и другие заболевания, распространившиеся во многих регионах. Европейский рынок не остался в стороне от этой проблемы. В результате – снижение спроса, неопределенность цен, ограничение торговли, что сдерживает наращивание производства мяса (по прогнозам ФАО, в мире оно не превысит 272 млн. т). Вследствие эпидемии ящура возникли проблемы сбыта говядины и свинины из Бразилии. Европейский рынок пока закрыт для данной продукции. Как следствие, в странах ЕС отменяется запрет на забой скота в возрасте до 2,5 лет, который существовал последние 10 лет. Это вызовет определенный рост отрасли. В целом ожидается наращивание производства говядины странами Северной Америки и Азии, что уравновесит спрос и предложение. Украину не коснулись проблемы мирового мясного рынка. Лишь недобросовестность экспортеров мяса из других стран, которое проходит через Украину в Россию, вызвала ограничение доступа на российский рынок украинского мяса. Проблемы с экспортом мясной продукции обусловили падение цен на мясо крупного рогатого скота и свиней – все лето они не превышали 6-7 грн./кг против 9-10 грн./кг конца прошлого года. Приходится одновременно сдерживать давление со стороны европейских стран, особенно Польши и Молдовы. Сложившиеся ценовые диспропорции на рынках зерна и мяса вследствие роста цен на фуражный корм, очевидно, обусловят низкую прибыльность, а то и убыточность мясного производства. Не улучшается ситуация с производством говядины, составляющей практически треть от суммарного объема производимого мяса. Нерешенными остаются те же проблемы: не формируется отечественное мясное стадо, отсталые технологии откорма, высокая себестоимость и др.