Комиссия «Синей ленты» ПРООН дала свои рекомендации украинскому бизнесу – на какие рынки ему ориентироваться и как воплотить это знание в максимально выгодную стратегию.
Всентябре программа развития ООН представила третий доклад комиссии «Синей ленты» – своеобразную дорожную карту реформ для украинского политикума. В рамках этого мероприятия «&» беседовал с международным сопредседателем «Синей ленты» Кальманом Мижеем, ранее – помощником генерального секретаря ООН. Эксперт высказался по ряду вопросов.
О проблеме выбора
Украине, Чтобы занять достойное место в мировой экономике и значительно расширить свои экспортные возможности, необходим сбалансированный подход к торговле и выход за рамки СНГ. Несмотря на высокие темпы роста, этот рынок продолжает оставаться небольшим. Ведь даже рынок одной маленькой западноевропейской страны куда более емкий, нежели российский. К тому же нетарифные барьеры, установленные вашим восточным соседом, – это нездоровая ситуация и серьезный фактор риска. Поэтому Украине очень важно сделать первый шаг на пути создания зоны свободной торговли с Евросоюзом – добиться вступления в ВТО. Брюссель неоднократно заявлял, что как только Украина присоединится к Всемирной торговой организации, сразу же начнутся переговоры относительно ее полноправного членства в ЕС.
Динамично сегодня развивается и Азия, так что деловые контакты с Китаем и Индией для Украины также очень важны. Однако амбициозность этих стран потребует от вас профессиональной экономической дипломатии. Что же касается азиатской экспансии, то вам стоило бы конкурировать на тех рынках, где позиции этих игроков слабы, к примеру, в машиностроении или производстве продуктов питания.
О нераскрытом потенциале
Я убежден, что членство в ВТО, а затем и свободный доступ к рынку ЕС очень увеличили бы рыночные возможности Украины и расширили ее инвестиционные горизонты. В последние годы рост ВВП страны становился все более зависимым от металлургии и нефтехимии. Думаю, эти капиталоемкие сферы со временем будут утрачивать свой вес и акценты постепенно сместятся в сторону более трудоемкой машиностроительной отрасли. Кроме того, я ожидал бы, что этим сектором заинтересуются немцы.
Будет набирать обороты и текстильная промышленность. В Румынии в 1998-2000 гг. зарубежные инвестиции хлынули именно в легпром. Развитие этой отрасли позволит задействовать дешевую рабочую силу в сельской местности и небольших городах, оформить новые заказы для машиностроения. К тому же новая фабрика может приносить прибыль уже через полмесяца-месяц. По аналогичному сценарию могла бы развиваться мебельная промышленность.
Не стоит забывать и о сельском хозяйстве – земельные запасы и климатические условия для вас выступают основным конкурентным преимуществом. Но этот сектор требует большей свободы, внутренних и внешних инвестиций, которые не заставят себя долго ждать. Конечно, украинское правительство не может субсидировать сельхозпроизводителей на том же уровне, как это делает ЕС. Но и размер дотаций европейским фермерам постоянно сокращается. Так что после вступления в Евросоюз и сертифицирования продукции по евростандартам Украина вполне может претендовать на роль житницы Европы. Пока же для вас важна полноценная зона свободной торговли со странами СНГ: они менее склонны защищать свои рынки, чем европейцы.
Впрочем, все это лишь мои предположения. Как показывает опыт Центральной Европы, ни один рынок не застрахован от непредвиденных факторов. Так, в Словакии в 1999 г. никто не мог предположить, что спустя шесть лет страна превратится в крупнейшего (в пересчете на душу населения) производителя автомобилей в Европе. Никто также не ожидал, что три года назад IBM свернет свое производство чипов в Румынии, которое с 1994 г. увеличило экспорт страны на $1 млрд. ежегодно. Зарубежный бизнес сам решит, что ему интересно в Украине; на микроуровне компании сами просчитают, какие инвестиции обеспечат наибольший возврат.
О стратегии победителя
Практическая задача номер один для бизнеса – решительно лоббировать в правительстве вступление в ВТО как первый шаг на пути к зоне свободной торговли с Евросоюзом. И хотя сейчас ведется много дискуссий о том, какие страны могли бы стать «экономическими мостами» между Украиной и ЕС, я уверен, вы вполне можете обойтись без услуг посредника. Предприниматели должны налаживать связи с основными игроками западноевропейского рынка, а экономические дипломаты – непосредственно с Брюсселем.
Если вы хотите конкурировать на Западе, стоит адаптироваться к новым экономическим реалиям – начиная от языка и заканчивая общим пониманием требований мировых рынков. Именно поэтому вам нужны иностранные инвесторы, которые обладают такими навыками работы за рубежом и умением реструктуризировать бизнес для его максимальной производительности. Приведу пример. В конце 1980-х экспорт Венгрии в страны Западной Европы составлял порядка $4 млрд., а сегодня – $25 млрд. Такой скачок произошел благодаря массированному ПИИ. Полагаю, для улучшения эффективности экономики в течение следующих 10 лет Украине понадобится порядка $5-10 млрд. иностранных инвестиций ежегодно.
Еще одна рекомендация – максимально наращивать потенциал бизнес-ассоциаций для продвижения интересов частного сектора в плане совершенствования регуляторного поля, выхода на новые экспортные рынки. Подобные объединения должны включать узкоспециализированных экспертов по каждому из важнейших рынков (ЕС, Китаю и др.).