Преимущества философии шведских спичек

Начав с продажи спичек, швед Ингвар Кампрад стал крупнейшим продавцом мебели в мире, упрямо использующим «философию менеджмента маленькой компании» в крупном международном бизнесе.


О владельце сети магазинов шведского концерна IKEA Ингваре Кампраде (родился в 1926 г.) можно услышать совершенно противоречивые вещи. Но он сумел устроить так, чтобы эти слухи друг друга дополняли и работали на общее дело – на успех.


Идея фикс: добиваться успеха, ни на кого не оглядываясь


Его сравнивают с романтическими персонажами сказок братьев Гримм, но вспоминают основные черты его характера – скупость и предприимчивость. Говорят, что талант предпринимателя передался ему по наследству от деда, но при этом соглашаются с неопровержимым фактом, что тот, обанкротившись, застрелился. Миллиардера обвиняют в том, что он никогда не учился в университетах, но тут же признают, что его стратегию бизнеса, на которой он построил IKEA, сейчас изучают во многих бизнес-школах Европы. Ему «пришивают» беспробудное пьянство, но при этом отмечают, что ему хватило здравого рассудка покорить мир. Те же шведы называют его самым богатым человеком планеты, обскакавшим Билла Гейтса. Однако американцы с этим не соглашаются, объясняя ошибку разницей в методике подсчета. Если специалисты «Форбс» оценивают состояние Кампрада только в $18 млрд. (13-е место в мире), то шведы считают миллиардера первым в мире и определяют его состояние в $53 млрд. Кое-кто до сих пор считает шуткой с его стороны, что он, богатейший человек, ездит в общественном транспорте и питается гамбургерами в дешевых забегаловках.


В общем, Ингвар Кампрад – человек полярный и непредсказуемый. Он давно это понял и решил добиваться успеха, ни на кого не оглядываясь. Экстраординарность характера и своеобразное отношение к жизни заставляли его постоянно совершать неожиданные поступки, следуя своим необычным принципам и формируя эксклюзивную философию – и в бизнесе, и в жизни.


Принцип 1. Даже «спичечный король» – пример достойный


Ингвару повезло, что еще в детстве отец развил у него способность фантазировать, а бабушка оказалась предприимчивее погибшего мужа, выкупила ферму и научила внука побеждать любые обстоятельства. Он и родился на этой ферме, что впоследствии для него окажется очень важным жизненным моментом. Через несколько лет свое детище IKEA он назовет, используя первые буквы имени, фамилии, названия фермы Ельматарюд и родной деревни Агуннаррюд.


Но тогда Ингвар еще с воодушевлением слушал поразивший его рассказ о жизни шведского «короля спичек» Ивара Грюгера, который сделал свое состояние на производстве знаменитых шведских спичек. Уговорив отца привезти ему из Стокгольма сотню коробков этого товара, он в несколько раз дороже перепродал их одноклассникам, а затем, расширив ассортимент, поставил торговлю на регулярную основу. В этом деле его самозабвенно поддерживала бабушка: после смерти в ее вещах нашли множество пасхальных открыток, карандашей, ластиков, точилок и пресловутых спичек, купленных(!) у внука.


Кончились все эти игры тем, что когда отец подарил Ингвару крупную сумму для учебы в институте, он в свои 17 лет на эти деньги открыл собственную фирму IKEA. Продавал любой товар, на который был спрос: бижутерию, чулки, часы, кошельки – и всегда стремился предложить тот же товар дешевле, чем у конкурентов, что потом легло в основу успеха его будущего знаменитого дела. А высшую коммерческую школу он все-таки окончил в 1945-м, заплатив за учебу заработанные своим трудом деньги.


Принцип 2. Скупость – не порок, а добродетель


О феноменальной скупости Кампрада ходят легенды, но он называет это бережливостью. «Как я могу требовать бережливости от людей, которые на меня работают, если буду проводить время в роскоши и комфорте?» – говорит он, поэтому летает эконом-классом, не пользуется такси, обедает в дешевых ресторанах. Даже одежду покупает на распродажах и торгуется на рынке. Ингвар постоянно объясняет друзьям и сыновьям, что «только так можно узнать вкусы народа». Его сын Матиас вспоминает, как еще студентом работал у отца чернорабочим за мизерную зарплату и, чтобы не голодать, посещал дешевые кафе при магазинах IKEA.


«Каждая крона – это крона», – любит повторять своим подчиненным миллиардер. И продажи IKEA продолжают расти, несмотря на то, что цены на товары компании часто на 30% ниже, чем у конкурентов.


Добродетелью и демократичностью отличается и политика внутри фирмы: никто из менеджеров не носит строгих деловых костюмов. IKEA не допускает никаких символов статуса и относится ко всем своим работникам (у него ни много ни мало – 180 магазинов в более чем 30 странах мира), как к равным друг другу соратникам. Эта философия поддерживается и теперешним президентом концерна Мобергом, которого сам Кампрад пригласил на эту должность. Он также летает эконом-классом и ездит на общественном транспорте.


Принцип 3. Не изобретать, а брать из воздуха


Как ни странно это звучит, но Ингвар Кампрад никогда и ничего нового не изобретал. Он, может, и сейчас продолжал бы торговать разной мелочью, если бы не обладал удивительным талантом улавливать витающие в воздухе чаяния миллионов потребителей. Потом такие материализованные идеи становились новыми тенденциями рынка. В послевоенной Европе восстанавливались из руин целые города, и обсуждение покупки мебели было главной темой разговоров и вожделений многих людей. Чуткий Кампрад начинает заниматься посылочной торговлей мебелью. За 15 лет «мебельной лихорадки» Ингвар создал все основные принципы тактики и стратегии компании. Он выпустил фирменные каталоги компании, тираж которых сейчас перешагнул рубеж 120 млн. экземпляров в год по всему миру. В какой-то момент его осенила идея поставлять мебель в разобранном виде, чтобы у заказчиков не было нареканий на сломанные ножки стульев или тумбочек. Мебель стало гораздо удобнее и выгоднее перевозить в плоских упаковках. Это повлияло и на решение производить собственные модели. Конструкция мебели постепенно стала упрощаться и модернизироваться, чтобы любой клиент мог самостоятельно произвести сборку. Так, со временем появился знаменитый фирменный стиль мебели, по которому ее можно легко узнать. Например, простая белая лакированная книжная полка «Билли», которая успешно продается на протяжении более 20 лет. Кампрад утверждает, что «подлинная простота является свидетельством того неоспоримого факта, что IKEA знает, о чем думают ее клиенты».


Принцип 4. Превращать любуюпроблему в выгоду


Идеи Кампрада пришлись потребителю по вкусу, и к 1958 г. он получил возможность перейти в розничную торговлю. Первый магазин IKEA открылся в шведском городе Эльмхульт. Чтобы привлечь покупателей, в этом магазине начали продавать по бросовым ценам багажники, которые монтировались на крышах автомобилей и были очень удобны для перевозки разобранной мебели. Через год продажи IKEA удвоились, и однажды на очередном производственном совещании Ингвар с воодушевлением изрек: «Продажа 600 стульев по доступной цене дает больше прибыли, чем продажа 60 дорогих».


«Вопрос заключается в том, как узнать, чего хотят люди, чтобы лучше им служить? Вот мой ответ: следует быть ближе к обычным людям – в глубине души я и сам один из них. Вижу свою задачу в том, чтобы служить людям».

Магазинов IKEA становилось все больше, а цены постоянно снижались. Конкуренты обвиняли Кампрада в демпинге, и в начале 1960-х среди мебельных фабрик Швеции началась кампания против «этой порочной практики». С той поры товары для IKEA отпускались только по более высоким ценам. Казалось, успехи новой мебельной фирмы пойдут на спад. Однако травля всего лишь добила в Кампраде и так невысокие чувства патриотизма – через несколько месяцев он нашел замену шведским поставщикам в социалистической Польше. Оказалось, что за приток свободно конвертируемой валюты поляки готовы делать мебель такого же качества, но дешевле. Так «папа Ингвар», как его между собой называют сотрудники IКЕА, впервые осуществил одну из важнейших стратегий фирмы – размещать заказы на товар в тех странах, где это обходится дешевле.


Он имел феноменальный талант превращать любую проблему в выгоду, причем доказывал это не раз, предлагая совершенно нетрадиционное решение проблемы.


Принцип 5. Провокация и юмор выгоднее скуки


Еще на заре своей карьеры Кампрад отличился тем, что решил помочь персоналу, не успевающему обслужить клиентов, оригинальным способом – приказал открыть покупателям доступ на склад. Так сама собой исчезла необходимость перемещать товар со склада. Потом он открыл магазин необычной круглой формы площадью 45800 кв. м, позаимствовав его дизайн у Музея современного искусства Гуггенхайма в Нью-Йорке. С тех пор подобные магазины IKEA в разных странах посещают до 30 тыс. человек в день. Причем хозяин позаботился еще и о том, чтобы люди, проголодавшись, не уходили перекусить домой, и расположил в этих магазинах доступные, но вполне приличные кафе, а также всевозможные детские аттракционы. В итоге посещение магазинов IKEA постепенно превратилось в семейный отдых выходного дня.


Когда надо было завоевывать американский рынок, он сумел удивить и американцев – предложил свою же компактную мебель, но гораздо большую по размеру, чтобы она гармонировала с их большими домами.


Рекламные кампании IKEA вошли в учебники маркетинга своим юмором и провокационностью. Один из европейских слоганов компании гласил: «Каждый восьмой ребенок сделан на нашей кровати». Знаменитые рекламные ролики компании «Мы знаем, что вам нужно» и «Будем, наконец, вместе», как и все предыдущие, отличаются тонким юмором, живостью и оригинальностью идеи. Свои товары авторы сравнили с самыми ценными вещами в жизни – люди хранят фотографии фурнитуры из IKEA там, где обычно хранят фото любимых людей. Это только доказывало, что мебельная торговая марка – надежный партнер человека в жизни.


IKEA отличилась и отношением к сотрудникам – в один прекрасный день в 1999 г. дневная прибыль всех магазинов IKEA была поровну разделена между всеми сотрудниками фирмы. Большинство людей бизнеса не преминуло отнести это к скрытому сумасшествию хозяина, раз он позволяет себе такие выходки. Но Кампрад на это отреагировал спокойно. Он знал, что «все успешные люди в принципе делают то же самое, что и другие, но только таким способом, каким этого раньше не делал никто». Просто он понял: успех в любом деле приходит в результате неординарного применения ординарной, общепринятой истины. А что касается его истины, то проще не бывает – служить людям.


Принцип 6. Иметь право на «скелеты в шкафу и другие глупости»


Несмотря на всеобщую любовь и поклонение, несколько «темных пятен» в биографии миллиардера журналисты все же откопали. Оказалось, что в молодости, под влиянием бабушки, Кампрад симпатизировал нацистам. Но в 1994 г. он извинился за это свое ошибочное «увлечение», не забыв, правда, намекнуть, что «в наше снисходительное время миллиардер может себе позволить пару скелетов в шкафу и другие глупости». «Другие глупости» – это периодические запои, которыми якобы страдает 79-летний мебельный космополит. Но эти недостатки не мешают Кампраду. Он имеет обыкновение шутить по этому поводу и уверяет, что «идея разборной мебели могла прийти только на пьяную голову». Несколько лет назад Ингвар формально отошел от дел, передав фирму сыновьям, чтобы контролировать свою торговую империю. Он гордится, когда его сравнивают с Генри Фордом, считая, что, как и автомобильный магнат, «сделал доступными для большинства населения товары, которые раньше относились к предметам роскоши». Оставаясь верной принципам работы той маленькой фирмы, из которой она выросла, IKEA и сейчас почти не проводит исследований отношения потребителей к новому товару, полагаясь в основном на свое рыночное чутье.


Принцип 7. Не менять ни одного своего принципа


Даже при том, Что в некоторых странах мебель от IKEA стала ассоциироваться с чем-то очень дешевым и непрестижным, ее менеджеры смеются: «Результаты социологических исследований в любой стране одинаковы – наша мебель никому не нравится. А когда открывается новый магазин, от покупателей нет отбоя». Поэтому Кампрад не собирается менять ни одного своего принципа.


Теперь он, удрав от непомерных шведских налогов, вместе с семьей живет в швейцарской Лозанне, скромно наслаждается жизнью в своем не очень большом доме и разъезжет на Volvo не самой последней модели. Миллиардер со стажем любит повторять: «Скромность – вот что для нас самое главное». В одном из своих интервью Ингвар посетовал на то, что в Швеции его долгие годы обвиняли в наживе за счет народа. Теперь Кампрад живет сам по себе, а шведский народ остался в Швеции. Этот разветвленный холдинг сейчас принадлежит благотворительному фонду Stichting INGKA Foundation. Его председателем и является Ингвар Кампрад, который с начала 1990-х оставил все руководящие посты в IKEA. Интересно, что IKEA до сих пор остается закрытой частной компанией и, по словам самого Кампрада, такой и перейдет в собственность к трем его сыновьям, но думает, что это произойдет нескоро. Это только усиливает впечатление о его абсолютной уверенности в том, что он до сих пор может играть важную роль в IKEA. В своих мемуарах «Лидируя с помощью дизайна» он отметил: «Какой-то бес, сидящий во мне, говорит, что еще так много можно сделать. Я никогда не бываю удовлетворен».


Не имеет значения, считают вас человеком нормальным или не совсем, но, так или иначе, в мире существует множество вариантов, когда ваш успех и талант могут осветить чью-либо жизнь. Истина состоит в том, что каждый человек по-своему уникален, а успех далеко не всегда облачен в одну и ту же униформу. Главное – найти свою нишу. Ингвару Кампраду в этом помогла магия уникальных шведских спичек. Если бы он тогда не восхитился той историей, неизвестно, что бы получилось из его собственной истории.

Залишити відповідь