Site icon Companion UA

Обходной маневр

Россия намерена построить новый нефтепровод, чтобы укрепить свое влияние в Европе. Но украинские эксперты уверяют: это не более чем проект.


Стабильность нефтепоставок конечному потребителю, как известно, гарантируется диверсифицированной системой нефтепроводов.


Сентябрьская встреча в Афинах президента России Владимира Путина, Болгарии – Георгия Пырванова, а также премьер-министра Греции Константиноса Караманлиса дала новый импульс переговорам по созданию нефтепровода Бургас (Черное море, Болгария) – Александруполис (Эгейское море, Греция). Стороны обязались ускорить процедуры по созданию международной проектной компании и подписанию к концу года межправительственного соглашения по поддержке проекта новой транспортной магистрали.


Этот хотя и декларативный шаг вперед в реализации данной инициативы вызвал новую волну обсуждений у профильных украинских аналитиков, что, впрочем, неудивительно: нефтепровод задумывался как альтернатива транспортировке каспийской нефти в Южную Европу через черноморские проливы Босфор и Дарданеллы. А значит, Москва получит возможность дополнительно оставлять в госбюджете сотни миллионов долларов из тех средств, которые сейчас платит за транзит через Украину. К тому же проект может стать серьезным соперником транспортному коридору Одесса–Броды. Но так ли страшна угроза, как может показаться на первый взгляд?


Прагматики и мечтатели


У Украины есть два года для минимизации возможного негативного влияния проекта Бургас–Александруполис на национальную экономику

Вопрос строительства нефтепровода Бургас–Александруполис был инициирован еще в 1994 г. рядом российских и греческих компаний. А в 2001 г. впервые поднят на высшем государственном уровне во время визита Путина в Афины. Именно президента России называют наиболее активным сторонником новой магистрали, ведь нет сомнений – речь идет о проекте большого геополитического и экономического значения. Прежде всего проект открывает для Москвы возможности наращивать свое нефтяное присутствие в Европе. Ежегодно около 35 млн. т нефти из Новороссийска и Туапсе на танкерах планируется доставлять в болгарский порт Бургас, затем по нефтепроводу – к греческим терминалам на Эгейском море, а уже оттуда – на рынки Южной Европы и далее на Запад. К тому же участники проекта надеются, что новый маршрут позволит уменьшить транспортные издержки в среднем на $8 в расчете на 1 баррель. В более широком смысле за счет увеличения объемов поставок нефти на глобальный рынок ветка Бургас–Александруполис снизит ценовое давление на европейском рынке.


Между тем, несмотря на все потенциальные позитивы нового экспортного коридора и его патронат российским руководством, перспективы реализации проекта остаются довольно туманными. Причин тому как минимум пять.


Первая – стороны никак не могут договориться о причитающихся им долях в проекте. София и Афины настаивают на том, чтобы каждая из сторон имела по 33%. Москва же предлагает распределить доли в зависимости от объемов инвестиций в проект, претендуя как минимум на 51%. Впрочем, пока нет даже определенности по источникам финансирования, не говоря уже об окупаемости проекта.


Причина вторая – отсутствие гарантированных объемов поставок каспийской нефти. Инициируя маршрут Бургас–Александруполис, Москва рассчитывала на нефть из трубы Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), куда она попадает преимущественно с месторождений Казахстана. Июньское подключение Астаны к проекту Баку–Тбилиси–Джейхан (ориентирован на нефть с месторождения Тенгиз) может заметно снизить поток черного золота в трубе КТК. Да и несмотря на прогнозируемые большие запасы нефти в Каспийском море, получены лишь частичные подтверждения этого факта.


Причина третья – существенное сокращение пула компаний, готовых участвовать в проекте. Прежде всего речь идет об американской Chevron – крупнейшем поставщике нефти из Казахстана по КТК (доля 15%). В канун сентябрьских переговоров президент российского подразделения компании заявил, что Chevron поддержит строительство нефтепровода Бургас–Александруполис только в случае принятия положительного решения о расширении мощности магистрали КТК до 67 млн. т в год. В противном случае Chevron рассмотрит возможность транспортировки своей нефти по трубопроводу Баку–Тбилиси–Джейхан. Однако этот вопрос пока не согласован из-за разногласий, связанных с тарифной политикой, а также необходимостью выделения инвестиций на постройку 10 новых нефтеперекачивающих станций. Переориентация Chevron опять же будет означать, что Москве придется искать нефть для новой трубы. И это на фоне снижения нефтедобычи в России и роста нефтеэкспорта в Азию.


Причина четвертая – на изменение ряда маршрутов каспийской нефти вряд ли согласится Турция как крупнейший транзитер сырья с территории Средней Азии в Европу. Такое мнение высказал «&» Андрей Аблов, научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины. В этом контексте турецкая Calik и итальянская Eni заключили соглашение о реализации проекта Trans Anadolu Pipeline (TAP). Он предусматривает сооружение сухопутного трубопровода длиной в 550 км, который свяжет новый погрузочный терминал в черноморском Самсуне и нефтехранилище в средиземноморском Джейхане. Этот проект, будучи своеобразной альтернативой Бургас–Александруполису, еще более усилит геостратегическую значимость Турции, от которой она вряд ли откажется.


Причина пятая – заявления об экологической безопасности проекта у некоторых экспертов вызывают сомнения. Они указывают на наличие в Эгейском море многочисленных рифов, на которые могут напороться крупнотоннажные танкеры.


Нефтяные антагонисты


Вывод из вышесказанного: пока проект Бургас–Александруполис не представляет серьезной угрозы для транзитного потенциала Украины. Однако, как рассказала «&» научный сотрудник Института экономических исследований и политических консультаций Анна Чухай, этот нефтепровод может составить нешуточную конкуренцию за каспийскую нефть для наполнения нефтепровода Одесса–Броды в случае начала использования последнего в прямом направлении. В то же время у отечественной магистрали есть существенное преимущество – она уже построена. На сегодня важно как можно скорее осуществить продление этой магистрали до польского Плоцка. Для этого нужна не только расторопность участников проекта «Сарматия», но также значительные инвестиции и политическая воля. По мнению Анны Чухай, у Украины остается около двух лет для минимизации возможного негативного влияния на национальную экономику нового трехстороннего нефтепроекта. 







Характеристика нефтепровода Бургас–Александруполис


Ориентировочный состав участников: ТНК-ВР, «ПИК-Тисэ», «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Транснефть».
Ориентировочная стоимость – $700-900 млн.
Общая протяженность трассы – 285 км.
Диаметр трубопровода – 1000 мм.
Количество перекачивающих станций – 2-3.
Объем прокачки нефти – 35 млн. т в год (с возможностью увеличения до 50 млн. т).


Источник: составлено «&».



Шансы ниже, чем хотелось бы России


Владимир Сапрыкин, директор энергетических программ Центра им. А. Разумкова:
– С конца 1990-х гг. ведется обсуждение вопроса о создании нефтепровода Бургас–Александруполис, для его решения создавались разного рода комиссии и экспертные группы. Но даже несмотря на заинтересованность российской стороны и политическое влияние Путина, окончательный документ о создании нефтепровода так и не был подписан.


Предусмотрено, что постройка нефтепровода будет проводиться полностью нефтекомпаниями, а не государствами, через территорию которых будет проходить нефтепровод. Но проект имеет ряд экономических проблем. А поскольку для компаний важна экономическая составляющая, то его реализация и притормаживается. Кроме того, нет гарантий полной загрузки нефтепровода. Поэтому предпроектные переговоры до сих пор продолжаются.


Альтернативным и более интересным для инвесторов проектом является Самсун–Джейхан. Цель проекта – обеспечение надежного, экологически чистого и коммерчески конкурентоспособного средства для транспортировки сырой нефти каспийского региона. Кроме того, транспортировка сырья сухопутным трубопроводом от черноморского порта Босфор в средиземноморский порт Дарданеллы обеспечит необходимое решение экологических проблем, связанных с отгрузкой сырой нефти танкерами через пролив Босфор. Реализация данного проекта сделает Джейхан ведущим нефтяным экспортным центром, обеспечивая Турцию важной стратегической связью между областями нефтедобычи и производства (Ближний Восток и Каспийское море) с мировыми рынками потребления.

Exit mobile version