Россия намерена построить новый нефтепровод, чтобы укрепить свое влияние в Европе. Но украинские эксперты уверяют: это не более чем проект.
Стабильность нефтепоставок конечному потребителю, как известно, гарантируется диверсифицированной системой нефтепроводов.
Сентябрьская встреча в Афинах президента России Владимира Путина, Болгарии – Георгия Пырванова, а также премьер-министра Греции Константиноса Караманлиса дала новый импульс переговорам по созданию нефтепровода Бургас (Черное море, Болгария) – Александруполис (Эгейское море, Греция). Стороны обязались ускорить процедуры по созданию международной проектной компании и подписанию к концу года межправительственного соглашения по поддержке проекта новой транспортной магистрали.
Этот хотя и декларативный шаг вперед в реализации данной инициативы вызвал новую волну обсуждений у профильных украинских аналитиков, что, впрочем, неудивительно: нефтепровод задумывался как альтернатива транспортировке каспийской нефти в Южную Европу через черноморские проливы Босфор и Дарданеллы. А значит, Москва получит возможность дополнительно оставлять в госбюджете сотни миллионов долларов из тех средств, которые сейчас платит за транзит через Украину. К тому же проект может стать серьезным соперником транспортному коридору Одесса–Броды. Но так ли страшна угроза, как может показаться на первый взгляд?
Прагматики и мечтатели
У Украины есть два года для минимизации возможного негативного влияния проекта Бургас–Александруполис на национальную экономику
Вопрос строительства нефтепровода Бургас–Александруполис был инициирован еще в 1994 г. рядом российских и греческих компаний. А в 2001 г. впервые поднят на высшем государственном уровне во время визита Путина в Афины. Именно президента России называют наиболее активным сторонником новой магистрали, ведь нет сомнений – речь идет о проекте большого геополитического и экономического значения. Прежде всего проект открывает для Москвы возможности наращивать свое нефтяное присутствие в Европе. Ежегодно около 35 млн. т нефти из Новороссийска и Туапсе на танкерах планируется доставлять в болгарский порт Бургас, затем по нефтепроводу – к греческим терминалам на Эгейском море, а уже оттуда – на рынки Южной Европы и далее на Запад. К тому же участники проекта надеются, что новый маршрут позволит уменьшить транспортные издержки в среднем на $8 в расчете на 1 баррель. В более широком смысле за счет увеличения объемов поставок нефти на глобальный рынок ветка Бургас–Александруполис снизит ценовое давление на европейском рынке.
Между тем, несмотря на все потенциальные позитивы нового экспортного коридора и его патронат российским руководством, перспективы реализации проекта остаются довольно туманными. Причин тому как минимум пять.
Первая – стороны никак не могут договориться о причитающихся им долях в проекте. София и Афины настаивают на том, чтобы каждая из сторон имела по 33%. Москва же предлагает распределить доли в зависимости от объемов инвестиций в проект, претендуя как минимум на 51%. Впрочем, пока нет даже определенности по источникам финансирования, не говоря уже об окупаемости проекта.
Причина вторая – отсутствие гарантированных объемов поставок каспийской нефти. Инициируя маршрут Бургас–Александруполис, Москва рассчитывала на нефть из трубы Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), куда она попадает преимущественно с месторождений Казахстана. Июньское подключение Астаны к проекту Баку–Тбилиси–Джейхан (ориентирован на нефть с месторождения Тенгиз) может заметно снизить поток черного золота в трубе КТК. Да и несмотря на прогнозируемые большие запасы нефти в Каспийском море, получены лишь частичные подтверждения этого факта.
Причина третья – существенное сокращение пула компаний, готовых участвовать в проекте. Прежде всего речь идет об американской Chevron – крупнейшем поставщике нефти из Казахстана по КТК (доля 15%). В канун сентябрьских переговоров президент российского подразделения компании заявил, что Chevron поддержит строительство нефтепровода Бургас–Александруполис только в случае принятия положительного решения о расширении мощности магистрали КТК до 67 млн. т в год. В противном случае Chevron рассмотрит возможность транспортировки своей нефти по трубопроводу Баку–Тбилиси–Джейхан. Однако этот вопрос пока не согласован из-за разногласий, связанных с тарифной политикой, а также необходимостью выделения инвестиций на постройку 10 новых нефтеперекачивающих станций. Переориентация Chevron опять же будет означать, что Москве придется искать нефть для новой трубы. И это на фоне снижения нефтедобычи в России и роста нефтеэкспорта в Азию.
Причина четвертая – на изменение ряда маршрутов каспийской нефти вряд ли согласится Турция как крупнейший транзитер сырья с территории Средней Азии в Европу. Такое мнение высказал «&» Андрей Аблов, научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины. В этом контексте турецкая Calik и итальянская Eni заключили соглашение о реализации проекта Trans Anadolu Pipeline (TAP). Он предусматривает сооружение сухопутного трубопровода длиной в 550 км, который свяжет новый погрузочный терминал в черноморском Самсуне и нефтехранилище в средиземноморском Джейхане. Этот проект, будучи своеобразной альтернативой Бургас–Александруполису, еще более усилит геостратегическую значимость Турции, от которой она вряд ли откажется.
Причина пятая – заявления об экологической безопасности проекта у некоторых экспертов вызывают сомнения. Они указывают на наличие в Эгейском море многочисленных рифов, на которые могут напороться крупнотоннажные танкеры.
Нефтяные антагонисты
Вывод из вышесказанного: пока проект Бургас–Александруполис не представляет серьезной угрозы для транзитного потенциала Украины. Однако, как рассказала «&» научный сотрудник Института экономических исследований и политических консультаций Анна Чухай, этот нефтепровод может составить нешуточную конкуренцию за каспийскую нефть для наполнения нефтепровода Одесса–Броды в случае начала использования последнего в прямом направлении. В то же время у отечественной магистрали есть существенное преимущество – она уже построена. На сегодня важно как можно скорее осуществить продление этой магистрали до польского Плоцка. Для этого нужна не только расторопность участников проекта «Сарматия», но также значительные инвестиции и политическая воля. По мнению Анны Чухай, у Украины остается около двух лет для минимизации возможного негативного влияния на национальную экономику нового трехстороннего нефтепроекта.