Актуально: в мировых компаниях

Инвестиции


Tesco разложит ПО на своих полках
Крупнейшая британская сеть продуктовых супермаркетов Tesco (31,4% рынка) намерена потеснить Microsoft на рынке программного обеспечения Великобритании. Розничная сеть начала выпускать собственную линейку компьютерных программ, в числе которых программы для редактирования текстов и таблиц, фотографий и видео, для записи CD/DVD-дисков и антивирусные приложения. Поставлять же ПО будет дистрибьюторская фирма Formjet, имеющая договоры на распространение под чужими брендами антивирусных средств Panda Software и офисных пакетов Ability Plus Software.


Продукция появится на прилавках 100 магазинов Tesco до конца октября и будет выставлена рядом с продукцией Microsoft Office. Один комплект ПО обойдется покупателю в 20,99 фунта стерлингов, тогда как аналогичные решения Microsoft стоят 300 фунтов стерлингов. По мнению зарубежных экспертов, именно цена позволит розничнику отобрать у лидера отрасли Microsoft внушительную долю британского рынка, объем которого в 2006 г. достигнет 8,5 млрд. фунтов. Правда, некоторые эксперты полагают, что на продажах ПО может негативно отразиться бакалейное прошлое бренда Tesco. По их мнению, трудно продвигать программное обеспечение, не опираясь на бренд разработчика, который имеет авторитет в индустрии. Кстати, нынешняя инициатива Tesco – далеко не первый опыт компаний в сфере хай-тек. Сеть уже является виртуальным сотовым оператором. А в августе компания запустила торговый веб-центр, где на продажу выставлено около 8 тыс. наименований продукции.


По мнению экспертов, программный проект Tesco может быть подхвачен и другими ритейлерами, но только на европейских рынках. В Украине этот опыт, по прогнозам,  пока не приживется. Во-первых, спрос на софт, который будет стоить дороже пиратских продуктов, по определению останется невелик. Во-вторых, для создания такого товара понадобятся значительные инвестиции, которые национальные игроки вряд ли рискнут выделить.


Реорганизация


FIAT Group возвращает активы
Ведущая итальянская промышленная группа FIAT Group объявила о реализации опциона на выкуп акций самого известного из своих филиалов – Ferrari – и увеличила свою долю в нем на 28,6% (до 85%). Цена приобретения составила 892 млн. евро.


В последние годы старейший итальянский автоконцерн выходил из затяжного кризиса. Утвержденная стратегия предусматривала полное закрытие или реорганизацию 18 заводов по всему миру и сокращение около 6 тыс. рабочих. Консорциуму банков во главе с Mediobanca в 2002 г. был продан 34%-й пакет акций Ferrari. Исполнявший обязанности председателя совета директоров FIAT Group Паоло Фреско тогда заявлял, что группа благодаря этой сделке сможет выйти в плюс.


Теперь, когда положение изменилось к лучшему, FIAT Group решила вернуть свои активы и сосредоточиться на основном бизнесе. По словам нынешнего руководства группы, стабильные операционные результаты вкупе с продажей непрофильных активов позволяют обеспечить сделку с Mediobanca собственными средствами, не прибегая к внешним заимствованиям. За второе полугодие 2005 г. концерну удалось сократить долги с 9,2 до 3,2 млрд. евро при росте операционной прибыли за последний финансовый год 1,6 млрд. евро (+60%). В нынешнем году


FIAT рассчитывает продать 2 млн. автомобилей. В августе успехи FIAT отразил отчет международного рейтингового агентства Standard & Poor’s, повысившего долгосрочный корпоративный кредитный рейтинг FIAT с BB- до BB.


Правда, группе пока не удалось договориться о выкупе еще 5% акций: инвестфонд Mubadala Development Company пока не дал согласия продать приобретенный в прошлом году пакет Ferrari. Прибыль Mediobanca от продажи 28,6% акций Ferrari составила более 150 млн. евро.


Airbus никак не может вложиться в график
Европейский авиаконцерн Airbus никак не может догнать производственный график: поставки крупнейшего пассажирского аэробуса А-380 задерживаются еще минимум на год. В итоге в 2007 г. будет сдан в эксплуатацию всего один лайнер вместо 9 запланированных. Между тем Airbus заключил контракты с 16 авиалиниями на поставку 159 самолетов (вместительностью 840 пассажиров) по цене $250 млн. каждый.


Причиной уже третьей по счету отсрочки поставок эксперты называют неисправности оптоволоконных кабелей, которыми для экономии веса конструкторы заменили металлические провода. По словам президента Airbus Кристиана Штрайфа, источником проблем послужила и несовместимость ПО в разных структурных единицах компании. Стоит учесть и негативное влияние высокого курса евро: поставщики и подрядчики компании находятся в еврозоне, тогда как расчеты с основными покупателями осуществляются в долларах. Это ставит Airbus в невыгодное положение по отношению к основному конкуренту – Boeing.


Производственные проблемы вынудили Airbus скорректировать финансовый прогноз. Так, прибыль в размере 2 млрд. евро, которую компания ожидала в 2006-2010 гг., будет получена только после 2010 г. К тому же производитель понесет издержки в 2,8 млрд. евро вследствие выплат неустоек заказчикам.


Дабы избежать дальнейших заминок в Airbus, взять ситуацию под свой контроль решила материнская компания EADS. Европейский аэрокосмический концерн уже рассмотрел представленный Штрайфом план реструктуризации Airbus, направленный на снижение издержек и ускорение разработки новых моделей лайнеров. «Оздоровление» предполагает сокращение персонала в непроизводственном секторе, перенос части производства в более дешевые регионы (например в Китай), а также урезание инвестиций. Тем самым планируется снизить ежегодные издержки на 2 млрд. евро начиная с 2010 г.


Visa раздает карточки инвесторам
Платежная система Visa запланировала масштабную реорганизацию для создания публичной корпорации Visa Inc. Последняя будет образована путем слияний региональных подразделений Visa Canada, Visa USA и Visa International. Самостоятельность сохранит лишь европейский бизнес: Visa Europe останется ассоциацией членов, находящейся в собственности 4,5 тыс. европейских банков, и станет владельцем лицензии Visa Inc. Такой шаг объясняется масштабными планами европейской компании. Сегодня ассоциация работает над созданием Единой зоны платежей в евро (SEPA), которая должна заработать в январе 2008 г. Чтобы реализовать ее, менеджерам Visa пришлось пойти на уступки Еврокомиссии. Чиновники потребовали, чтобы работой SEPA управляла только зарегистрированная в ЕС компания.


После завершения реорганизации обновленная корпорация намерена начать процедуру первичного размещения акций на бирже. Эксперты не сомневаются: Visa решилась на IPO после успешного размещения акций MasterCard. В мае 2006 г. этот конкурент Visa продал часть своих бумаг на открытом рынке, выручив $5,7 млрд. «Учитывая теплый прием, который инвесторы оказали MasterCard, менеджерам Visa пришлось бы постоянно искать аргументы, чтобы обосновать необходимость сохранения статуса непубличной компании», – считает Майкл Лафферти, глава Lafferty Group. По оценкам экспертов, Visa, на долю которой приходится 65% продаж по пластиковым картам, инвесторы оценят в $9,5-13,3 млрд. Привлеченные средства планируется потратить на региональную экспансию и оплату судебных расходов. Сейчас Visa и MasterCard судятся с конкурентами – American Express и Discover Card. Претензии к ведущим платежным системам предъявляют также торговые корпорации и власти некоторых американских штатов. Истцы обвиняют корпорации в сговоре с банками-эмитентами пластиковых карт и искусственном завышении комиссионных платежей за совершение расходных операций.

Залишити відповідь