Экономике предложен новый путь развития, но механизм, без которого она будет двигаться по воле случая, пока находится только на стадии разработки.
Украинская экономика исключительно своими силами нащупывает путь к выздоровлению. Несмотря на политические перипетии, бизнес далек от коллапса, более того, наметились тенденции к улучшению всех макроэкономических показателей. В такой ситуации есть лишь одно «но». Экономика стабилизировалась отнюдь не на пике своих возможностей, и далее, по прогнозам, демонстрирует очень скромное наращивание мощностей. За 15 лет трансформаций мы так и не сумели достичь уровня реального ВВП 1990 года, а с такими темпами развития, по скорректированным расчетам Минэкономики, не перепрыгнем эту планку даже к 2010 году. Особенно удручающей картина становится при сравнении с другими странами. Например, в этом году Украина потеряла 10 позиций в мировом рейтинге конкурентоспособности, откатившись на 78-е место из 125 возможных.
Но даже при стабильной ситуации дальнейший потенциал роста экономики висит на волоске. Главная проблема – у Украины нет ни одного надежного внутреннего долгосрочного фактора роста. Внешняя конъюнктура – дама непостоянная, а внутренний спрос способен обеспечить стабильность, но не динамичное развитие.
Чтобы как-то «изменить жизнь к лучшему», правительство впервые озвучило переход от существующей индустриальной экономики к постиндустриальной, что вылилось в инвестиционно-инновационную модель бюджета-2007 и появление проекта программы «Конкурентная Украина». В то же время реальные действия правительства направлены больше на консервацию существующей структуры экономики, нежели на развитие производств современного технологического уклада. Поэтому именно сейчас нужно определиться, по какому пути пойдет экономика остаток десятилетия.
Наш паровоз вперед ползет
Январь-сентябрь нынешнего года показал рост практически всех основных отраслей экономики. Промышленное производство, равно как и обрабатывающая отрасль, увеличились на 5,5%, добывающая промышленность – на 6,1%. Значительным ростом отметились металлургия и машиностроение. Общую картину чуть подпортили уменьшение выпуска продукции в нефтепереработке и сельском хозяйстве, а также химическая промышленность, впятеро замедлившая темпы роста.
Тем не менее рост ВВП в январе-августе составил 5,7%, что вдвое больше, чем в аналогичный период прошлого года. Основным фактором роста ВВП, по мнению специалистов МЦПИ, является благоприятная внешняя конъюнктура и динамичное потребление, обусловленное высокими темпами роста доходов населения. Интересно, что самые высокие темпы роста показали западные области: Волынь (25,9%), Закарпатье (24,9%), Черновицкая область (10,8%). При этом юг – Одесская и Херсонская области – уменьшили свой ВВП.
Во внешнем секторе тоже, казалось бы, все налаживается. Экспорт товаров за 8 месяцев возрос на 7,9%, экспорт услуг в первом полугодии – на 22,6%. Ускорение экспорта товаров произошло за счет повышения мировых цен на черные металлы в середине текущего года, услуг – за счет повышения ставок на транзит газа трубопроводом через территорию Украины (что занимает треть всего экспорта услуг). Также, по данным МЦПИ, за полгода на 10% вырос экспорт путешествий, которые составляют четверть доходов от продажи услуг за границу. В то же время импорт замедлил темпы роста.
Не уменьшаются прямые иностранные инвестиции, сохраняя темп роста в 10%. За год (с 1 июля 2005 года по 1 июля 2006 года) совокупные объемы ПИИ в Украину удвоились.
Социально-экономические показатели стабильно движутся в сторону улучшения. С 2000 года неуклонно снижается безработица. Низкий уровень безработицы, близкий к естественному, обусловлен достаточно долгим периодом экономического роста, что стимулировало высокий спрос на рабочую силу.
Самая интересная динамика наблюдается в реальных доходах населения. Уже третий год они растут темпами, в разы превышающими рост ВВП (в январе–июле 2006 года они возросли на 19,5%). Основными факторами роста доходов населения являются динамичный рост зарплат, высокий рост доходов малого бизнеса и увеличение поступлений квартировладельцев от аренды жилья. Тем не менее эффект для экономики от этого мизерный. По мнению Ярослава Жалило, заведующего отделом экономической и социальной стратегии Национального института стратегических исследований, в развитых странах средства населения являются одним из мощнейших ресурсов, которые используются для кредитования инвестиционных проектов. В Украине ситуация кардинально противоположная. Увеличение реальных доходов населения сопровождается ростом продаж импортированной техники, элитных услуг (к примеру, туристических поездок за рубеж), перегревом рынка недвижимости. Таким образом, прирост спроса уходит за границу и не работает как фактор развития национальной экономики.
В принципе, украинская экономика чувствует себя неплохо, учитывая все передряги, выпавшие на ее долю в этом году. Мясомолочные войны больно ударили по сельскому хозяйству и пищевой промышленности, повышение цен на газ отозвалось на экономике в целом и на химической отрасли (одном из трех крупнейших экспортеров) в частности. Вздрогнули экспортеры вина при российских заявлениях о несоответствии украинского продукта стандартам качества. Ускоренный рост на этом фоне еще раз показал, что к стрессам украинским производителям не привыкать. Сейчас, по мнению Дмитрия Боярчука, исполнительного директора Центра социально-экономических исследований «CASE-Украина», нынешнюю ситуацию можно охарактеризовать как стабильную и устойчивую.
Хочешь инвестировать – спроси у бизнеса как
К сожалению, заслуг правительства (как нынешнего, так и прошлого) в росте экономики пока немного. Основным фактором стал рост доходов и мировых цен на ключевых экспортных рынках. Глобальные экономические проблемы, тянущиеся годами, до сих пор не разрешены. Задекларированная цель запустить инвестиционно-инновационную модель не имеет реальных механизмов ее реализации. «Что означает модель инвестиционного развития? 80% бюджета тратится на социальные нужды. Если отчисления на так называемые инвестиционные проекты увеличиваются с 15 до 20%, то это ничего не изменит. Тем более если смотреть, где реализуются эти инвестиционные проекты. Что может инвестировать и какими именно инновациями занимается правительство? Это деньги, которые распределяют на сельское хозяйство, на те же шахты, были какие-то разговоры о машиностроении. Я бы не назвал это инвестиционным развитием», – утверждает Дмитрий Боярчук.
Декларируя переход к инвестиционной модели, не было предложено адекватных мер по ее реализации. Хотя бизнес предлагает четкие шаги, которые способны стимулировать предприятия инвестировать в свое развитие. «Сегодня говорится: мы хотим строить новые технологии. Но для новых технологий у нас нет стимулирующих мер. Это в первую очередь реинвестирование прибыли и амортизационная политика. Нужно менять полностью подход к амортизационной политике, резко увеличить амортизационные отчисления. По нынешним условиям, если мы построим новое здание, оснащенное современным оборудованием, то вернем деньги в 2056 году. Задайтесь вопросом, кто будет строить такие здания. Возврат инвестиций в оборудование – 17,5 лет, в вычислительную технику – 7 лет. Вот мы в этом году инвестируем на 3 млрд. грн., а амортизация у нас – 50 млн. грн. Как можно за счет этих источников развиваться? Они совершенно не задействованы. Но именно эти источники могут двинуть перевооружение нашей промышленности», – рассказал «&» Николай Янковский, генеральный директор компании «Стирол».
Замыкаясь на внутреннем инвестировании, правительство забывает о внешних инвесторах. «Та политическая сила, которая пришла к власти, представляет национальный капитал, и свои интересы будет защищать достаточно жестко. Рая для инвесторов, я думаю, ожидать не нужно. Поэтому в следующем году иностранные инвесторы, грубо говоря, погоды в экономике Украины делать не будут», – комментирует Дмитрий Боярчук.
Между тем надежды на позитивные перемены ни экономисты, ни бизнес не теряют. Помимо исправления масштабных недоработок, экономисты в 2007 году ожидают устранения более мелких «неприятностей». «Во внутренней политике следует провести структурные реформы в энергетике, жилищно-коммунальном хозяйстве, заняться инфраструктурными проектами», – отмечает Галина Антоненко, аналитик компании Foyil Securities. Бизнес также ждет давно обещанных улучшений. Концерн «Стирол» отложил свой выход на IPO на неопределенный срок именно из-за застоя в инвестиционной политике правительства. «Мы выведем акции на IPO, только когда увидим, что инвесторы по-другому будут смотреть на наш рынок. Это зависит от политической стабильности, открытости экономики для инвесторов, отсутствия рейдерских атак на наши предприятия, и только потом – от конкурентоспособности наших производителей», – говорит Николай Янковский.
Рост с ограничениями
Таким образом, в следующем году рост ВВП опять же будет зависеть от внешних обстоятельств. Среди основных факторов – динамичное потребление и рост экспорта после вступления в ВТО. Аналитики единодушно предсказывают стабильный (однако замедленный) рост экономики на 4,8-5,5% (Foyil Securities и МЦПИ). Прогноз Минэкономики, как всегда, оптимистичнее – 6,5%.
Внутренний спрос обеспечит стабильный рост экономики, но переоценивать этот фактор не стоит. «Сильно рассчитывать на такой компонент, как внешний спрос, не нужно, поскольку даже нынешний рост цен на металлы был неожиданностью. Никто уже не думал, что будет такой рецидив после 2003-2004 года. Этот фактор достаточно ненадежен», – отмечает Дмитрий Боярчук.
Насколько изменится объем экспорта, зависит от нескольких факторов. «С одной стороны, вклад экспортно ориентированных отраслей, возможно, будет меньшим из-за некоторого ослабления спроса на рынках металла и химии, что повлечет за собой снижение цен на основные экспортные товары Украины. С другой – расширение рынков сбыта вследствие вступления в ВТО будет способствовать росту объемов экспорта», – рассказывает Галина Антоненко.
По мнению Дмитрия Боярчука, основой станет инвестиционный спрос. Высокий рост внутреннего потребления, перспективы в экспортной деятельности и подорожание сырья стимулируют компании начать модернизацию производства и расширение мощностей. После отрицательных трендов прошлого года, в 2006-м ожидается увеличение притока внутренних инвестиций на 9%, в 2007-м – еще на 10%. «В этом году многие крупные предприятия инвестируют или планируют инвестиции на следующий год в модернизацию производства, в частности, в энергосберегающие технологии. Это связано как с возможным увеличением цены на газ, так и с возможностью расширить рынки сбыта после вступления в ВТО», – объясняет Галина Антоненко.
Внешние инвестиции также будут расти, особенно после вступления в ВТО. «Для инвесторов очень важно, чтобы в общем списке имиджа страны было указано, что это страна с рыночной экономикой и страна-член ВТО. Это дополнительное преимущество, которые поднимет внешний экономический имидж Украины и позволит привлекать более развитых инвесторов, которые понимают, что, вступив в ВТО, Украина прошла какой-то этап, привела свое законодательство в соответствие с требованиями этой организации, это страна, где можно работать. Ее приняли в этот клуб, она знает правила игры и готова играть по ним», – заявляет Олег Мальский, юрист компании «Магистр & Партнеры». По мнению аналитиков Foyil Securities, особенно привлекательными будут финансовый сектор, в частности, небанковские финансовые учреждения, потребительский сектор, торговля, недвижимость и машиностроение. Важным последствием ВТО станет открытие рынков новых товаров, а также рынков, на которых Украина пока не присутствовала из-за высоких тарифов. По мнению Олега Мальского, инвестор также будет выбирать между вариантами вложения инвестиций: поддержать ту промышленность, которая потенциально может экспортировать товары из Украины, или ту, что рассчитана исключительно на внутренний рынок.
Рисков прогноза на 2006-2007 годы достаточно. Это и угроза повышения цен на газ выше предполагаемого уровня в $130–150 за 1000 куб. м, и новые очаги торговых войн с Россией. Свою лепту может внести ухудшение конъюнктуры на внешних рынках, в первую очередь металлургической и химической продукции. «Другие риски – недопоступление доходов от приватизации, которые, согласно с проектом госбюджета на 2007 год, должны стать основным источником финансирования дефицита следующего года. Кроме того, это усиление фискальной разбалансированности, усиление инфляционных ожиданий», – дополняет список Галина Антоненко. Наконец, хотя отечественный бизнес и приспособился работать при любых политических режимах, дестабилизация политической ситуации может серьезно пошатнуть планомерное развитие экономики.
Многообещающие планы Нынешний экономический рост в стране, приток инвестиций и возобновление человеческого капитала невозможны без вмешательства правительства в процесс исправления структурных диспропорций экономики и создание действенных инновационных стимулов и механизмов. О том, что собирается предпринять нынешнее правительство, «&» узнал у Николая Азарова, первого вице-премьер-министра, министра финансов Украины. В чем состоят главные задачи нового правительства в экономике? Наш сигнал внутреннему и внешнему рынку заключается в том, что экономическая политика останется стабильной на среднесрочную перспективу, уровень коррупции в ходе реформ неуклонно будет снижаться, защита прав собственности окажется безусловной. В 2007 году мы почти на 4% снизим фискальное давление на экономику, то есть долю перераспределения валового внутреннего продукта через бюджет. С 2008 года планируем снижение ставок НДС, затем – налога на прибыль, увеличение норм амортизации. Экономика однозначно откликнется ускоренным ростом на уровне, как мы рассчитываем, до 10% в год. Все это нацелено на то, чтобы больший ресурс развития оставался в экономике при условии обоснованного повышения социальных стандартов. Все нацелено на ускоренную модернизацию нашей промышленности и сельского хозяйства, изменение их структуры в сторону секторов, дающих большую норму добавленной стоимости. Уже само генеральное направление на реиндустриализацию страны на базе новых технологических укладов будет способствовать детенизации экономики. Ведь техническую модернизацию не проведешь в тени. Снижение фискального давления и переход от солидарной системы социальных гарантий к персонифицированной – это мощный стимул для выхода из тени. Шумные и бесплодные кампании по борьбе с теневой экономикой – удел слабых и безграмотных управленцев. Наш выбор – системное улучшение инвестиционного климата и правовых условий для ведения бизнеса, что неизбежно ведет к легализации бизнес-деятельности и снижению коррупции. Думаю, что к завершению срока реализации программы деятельности нашего правительства, то есть к 2011 году, уровень тенизации экономики и связанных с этим коррупции и схем уклонения от налогообложения, «оптимизации налогов» в Украине будет не выше, чем, скажем, в странах – новых членах Евросоюза. Повысит ли инвестиционную привлекательность Украины восстановление СЭЗ и ТПР? Свободные экономические зоны, территории приоритетного развития, технопарки мы не восстанавливаем. Мы вводим практически новый режим этих инструментов инвестиционно-инновационного развития, основанный на опыте – и позитивном, и негативном – предыдущего функционирования. Новый режим обеспечит льготы только реальным инвестиционным проектам с инновационными компонентами, исключит неконкурентные предложения товаров и услуг из СЭЗ на внутреннем рынке, отсечет схемы уклонения от уплаты налогов и «оффшорной оптимизации». При этом мы отдаем себе отчет, что такой режим заработает лишь тогда, когда восстановится доверие инвесторов к украинской власти. Сегодня очереди желающих поработать в СЭЗ не наблюдается. А в перспективе эффект от СЭЗ, ТПР и технопарков будет такой же, как и во всем мире, где действует более 1200 таких инструментов, дающих объем производства свыше $25 млрд. в год. Это приток инвестиций, интеграция в мировое разделение труда, появление в стране передовых технологических укладов, увеличение экспортной выручки, то есть рост валютных резервов государства.
Наше правительство своей главной задачей определило макроэкономическую стабилизацию (за счет устранения на протяжении 2007 года диспропорций в развитии и потреблении) и восстановление курса системных структурных реформ: налоговой, пенсионной, судебной, социального страхования. Мы возвращаемся к внятной, предсказуемой и прозрачной как для граждан, так и для бизнеса налоговой и регуляторной политике. Комплекс последовательных реформ, начиная с принятия Налогового кодекса, мы планируем начать с 2008 года.
Инвестиционную привлекательность Украины повысит в первую очередь стабильная внятная политика правительства. Мы прекрасно понимаем, что такое риски для бизнеса, и знаем, что минимизировать их нужно не заклинаниями, а действиями – в законодательной сфере и обеспечении правосудия.