Инвестиции
Акции ICBC разошлись, как пирожки
International & Commercial Bank of China (ICBC) – крупнейший государственный банк Китая, контролирующий четверть банковского сектора страны, – установил новый мировой рекорд по IPO. Выставленные на продажу 14,8% акций были оценены в $19,1 млрд. (по $0,39 за акцию). При этом спрос на ценные бумаги превысил предложение со стороны частных инвесторов в 30, а финансовых учреждений – в 13 раз. Кроме того, банки-андеррайтеры намерены использовать опцион, увеличив размер IPO до 15%. В этом случае в ходе первичного размещения будет привлечена сумма, равная $21,9 млрд.
Рыночная капитализация ICBC превысит $129 млрд. Китайский банк окажется на шестом месте в мире после крупнейшего банка Японии Mitsubishi UFJ Financial Group ($135 млрд.). Лидером данного сектора пока остается Citigroup ($248 млрд.).
Раньше китайские банки считались низкоэффективными гигантами, отягощенными долгами и плохо оценивающими риски. Исправить ситуацию помогло государство. С 2003 г. оно перечислило трем крупнейшим банкам страны $60 млрд. из валютных резервов и выкупило миллиардные долги госкомпаний, которые не могли расплатиться с банками.
Кризис-менеджмент
Жесткая посадка Airbus
Европейский аэрокосмический концерн EADS стал единоличным владельцем авиастроительной компании Airbus, выкупив 20% ее акций у британской BAE Systems. Стоимость сделки составила 2,75 млрд. евро, что минимум на 0,75 млрд. евро меньше, чем ожидали аналитики. Причина тому – существенное снижение капитализации Airbus в этом году, вызванное проблемами с выполнением контрактов на поставку крупнейшего пассажирского аэробуса А-380. Компания отстала от графика уже на два года. Дабы избежать дальнейших заминок и обострения отношения с заказчиками, EADS решил взять ситуацию под свой контроль.
Задача, по мнению экспертов, не из легких. Ведь чтобы проект начал приносить прибыль, придется продать 420 лайнеров А-380 на ориентировочную сумму 100 млрд. евро. Сейчас же общее количество заказанных аэробусов – 159 штук. При этом некоторые клиенты все чаще заявляют о намерениях отозвать заказы. В их числе – компания Emirates, которая может передать уже оформленный заказ на 45 лайнеров американскому Boeing.
Между тем трудности Airbus снизили котировки акций самого EADS на четверть с начала года. Частично свернуть свое участие в EADS уже планирует концерн DaimlerChrysler, контролирующий 22,5% акций холдинга и представляющий там Германию. Концерн объявил о планах уменьшить свой пакет до 15%, а остальные 7,5% акций продать на свободном рынке. Канцлер Германии Ангела Меркель выразила готовность правительства купить эти акции, чтобы сохранить на прежнем уровне немецкое участие в общеевропейской авиапромышленности.