Индия, блоги и аудиокниги

Франкфуртская ярмарка показала, что книга не только не умирает, но даже стимулирует появление в издательской индустрии новых продуктов.


Более семи тысяч издательств из 113 стран представили свою продукцию – 400 тысяч книг – на 58-й книжной выставке-ярмарке BuchMesse-2006, проходившей во Франкфурте с 4 по 8 октября. В общей сложности ее посетило около 285 тысяч человек. Это ежегодное событие – одно из самых больших в книжном мире. Его значимость определяется не только количеством заключенных контрактов (в нынешнем году она составила 600 млн. евро), но и обозначенными на ближайший год тенденциями развития книгоиздательства.


Ярмарка продемонстрировала несколько будущих трендов. Сделав традиционный акцент на литературе страны-гостьи выставки, коей на сей раз была Индия, организаторы заострили на ней же внимание крупных издательских домов. Сегодня Индия – одна из самых читающих стран мира, выпускающая в год порядка 80 тыс. книг на 24 языках. Годовой объем книжного рынка в этой стране достигает $685 млн. 


Особое внимание было уделено образовательной литературе, в большом количестве представленной на стендах многих ведущих издательств. Параллельно с выставкой проводились семинары, где преподаватели и издатели обсуждали будущее учебников, а также то, как привлечь к ним внимание школьников и студентов. Правда, возможное решение подсказывает уже сам рынок: популярность электронных изданий и аудиокниг растет с каждым годом. Многие существующие издательские дома перепрофилируются в мультимедийные, а недавно созданные часто изначально ориентируются исключительно на цифровые продукты. В этом году они составили 30% от предложенной на выставке-ярмарке продукции. Дети и подростки – основная группа, активно интересующаяся электронными книгами, полагающая, что обучаться по ним – «это круто». Аудиторию детей от 3 до 6 лет завораживает уже сама книжка в виде обычного диска. Это обеспечивает новому продукту дополнительные продажи. И уж точно не устоять родителям перед покупкой книги на DVD, на котором ребенку можно и сказку послушать, и картинки посмотреть.


Комби-продукты и аудиокниги уже наполовину заменили обычную книгу в категории подарков

Впрочем, новым продуктом аудиокнига считается разве что в Восточной Европе. Местные издательства фактически только присматриваются и оценивают шансы аудиокниги. Франкфуртская выставка лишний раз доказала, что звуковая книга, впервые появившись как отдельный сегмент экспозиции в 2000 г., с каждым годом отвоевывает себе все большее пространство. «Кто не хочет читать, тот имеет право слушать» – под таким девизом 68 международных издательств, специализирующихся на производстве аудиокниги, заняли 500 кв. м выставочной площади. И это без учета многочисленных площадок для проведения дискуссий, наибольшей популярностью среди которых пользовался Форум аудиокниги. Специалисты были единодушны относительно того, что аудиокнига сегодня является оптимальным продуктом для получения образования и повышения квалификации. Мультимедийное изучение языка более эффективно, чем традиционное, поэтому и востребовано. Спросом пользуются и всевозможные бизнес-курсы, все чаще звучащие сегодня в автомобилях вместо музыки. «Дневники вслух» – так называемые подкасты, аудиоблоги и их влияние на книжный рынок также активно обсуждались издателями и продавцами. Кто из профессионалов не попал на дискуссию, тот мог разве что послушать ее в аудиоблогах выставки. Запустив онлайновые собственные подкасты и аудиоблоги, от модных трендов не отставала и сама ярмарка. Их быстрорастущая популярность объясняется простотой использования.


Однако более всего посетителей привлекали площадки презентаций новых аудиокниг, записанных голосами известных актеров. Впервые на аудио были представлены, например, романы Габриеля Гарсии Маркеса и сказка Клайва Льюиса «Хроники Нарнии». Мир аудиокниги предлагает свои, отличные от бумажных страниц, возможности получения удовольствия от литературы. Продавцы говорят, что «художественная книга для слуха» сравнима с эмоциями, получаемыми от запахов: ее не осязаешь, но чувствуешь. Правда, и здесь издатели продвигают на рынок так называемые комби-продукты – на выставке можно было видеть фотоальбомы с вложенными музыкальными CD, ориентированными на тематику фотографий. Под Вивальди предлагали пейзажи, виды Нью-Йорка шли с музыкой в стиле «хаос». Очень много новинок предложило немецкое издательство Digital Publishing, в частности, интерактивный тур по самым известным туристическим маршрутам – в сопровождении гида под приятную музыку, «спрятанную» у вас в кармане. Это же издательство разработало интерактивную аудиокнигу: CD для прослушивания, книгу и CD-ROM для использования на компьютере, где текст можно слушать и читать одновременно. Стоимость такого интерактивного продукта – около 20 евро, что в Европе вполне сравнимо со стоимостью традиционного учебника или беллетристики. Кстати, продавцы отмечали, что подобные комби-продукты вместе с аудиокнигой уже на 50% заменили обычную книгу в категории подарков. 


По соседству на Форуме инноваций обсуждались возможности интернет-ресурсов в книгоиздательстве. Как интегрировать новые электронные продукты в традиционное издательство, новые возможности интернет-ресурсов в продаже книг, авторские права на опубликованные во Всемирной Сети издания, новые технологии в производстве? Многие вопросы еще предстоит решать. Но виртуальная книга завоевывает свою часть рынка, и издатели думают, как дифференцировать книжный рынок тематически, где-то уступив место электронной книге, а что-то оставив для традиционного книгоиздательства. «Википедия» и электронные версии словарей делят рынки: интернет-версии превосходят традиционные энциклопедии в быстроте поиска, но пока часто проигрывают в полноте, достоверности информации и остаются малополезными для специалистов узкого профиля.


Интернет-ресурсы становятся мощными площадками для заказа книг и обмена информацией

У стенда Google никогда нельзя было застать ни одного свободного менеджера: в этом году интернет-ресурс предложил издателям новые возможности продажи книг. Свои инновации представил также Amazon.com, разработавший программу Amazon Advantage, дающую возможность найти по названиям любую из когда-либо изданных книг (в том числе узкоспециализированные) и в течение 24 часов предложить ее покупателю. И Google, и Amazon уже длительное время сканируют книги и формируют собственные виртуальные библиотеки. А Объединение книготорговцев Германии инициировало Volltextsuche – программу полнотекстового поиска в Интернете, которая лет через 5 должна стать незаменимой для издательств. Заинтересовавшись инновацией, Google уже предложил немецким издателям сотрудничество.


Умирает ли традиционная книга? Нет – уверены организаторы выставки во Франкфурте. Книга стабильно в течение нескольких лет занимает не менее 43% экспозиции. Именно такая книга притягивает внимание дополнительных продуктов, от которых ранее франкфуртская выставка отказывалась, но сегодня предлагает пазлам, игрушкам и календарям отдельные залы. «Книга не просто не умирает, она стимулирует появление этих продуктов и дает возможность развиваться новым видам в издательской индустрии», – говорит директор выставки Юрген Боос. 







Ярмарка и площадка для общения


Франкфуртская ярмарка проводится с 1949 г. Каждый год одна из стран приглашается в качестве почетного гостя, и ей оказывается особое внимание и уважение. В 2002 г. таким гостем была Литва, в 2003-м – Россия, в 2004-м – Лига арабских государств, в 2005-м – Южная Корея. Корейцы решили удивить посетителей необычным дизайном основного зала. Вместо книг – тишина, полутьма и мерное стрекотание сверчка. На каменных постаментах – демонстрация новшества, которое завоевывает мир, – электронные книги.


Франкфуртская ярмарка, помимо прочего, – место, где происходит налаживание связей между миром киноиндустрии и миром книги. У представителей издательств появляется возможность встретиться с кинопроизводителями с целью создания контактов между мирами, недостаточно хорошо знающими друг друга. В этом году на выставке присутствовали режиссеры Атом Эгуаян из Канады и Люк Бессон из Франции. Последний представил свой новый полнометражный анимационный фильм. Организаторы Берлинского кинофестиваля намерены превратить Франкфурт в общепризнанный центр переговоров о присвоении кинематографических прав.


На цифровых носителях была представлена научно-популярная литература, а также книги для чтения в дороге, беллетристика и детские книжки. Большую часть подобной продукции составляют различные мультимедийные обучающие программы для взрослых и детей (детское программное обеспечение, по мнению организаторов, содействует развитию, на современном уровне дополняет детскую книгу и традиционную игрушку). Аудиокниги выставляли более 550 издательств.

Залишити відповідь