ЕС повысил антидемпинговые пошлины на китайскую и вьетнамскую обувь. Украине советуют поступить так же.
Похоже, экономическая война между Западной Европой и Юго-Восточной Азией открыла новый фронт – обувной. Как известно, отношения Китая с Евросоюзом уже подпорчены текстильным скандалом, разразившимся в минувшем году. Именно тогда, после окончания 30-летнего действия общемировой системы торговых ограничений, Китай автоматически получил добро на неограниченные поставки своей текстильной продукции на территорию ЕС. У страны, контролирующей 17% мирового рынка одежды, оказались развязанными руки: за январь-май 2005 г. экспорт в Евросоюз некоторых видов одежды из КНР вырос на 57% по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. Как следствие – буквально за полгода Европа утратила контроль над 50% собственного текстильного рынка. Чтобы не допустить продолжения тенденции, Брюссель пошел на нарушение принципов свободной торговли ВТО, восстановив пошлины на азиатский текстиль.
Поле битвы – ЕС
Спустя почти год подобная драма разыгралась и на обувном рынке. По данным Еврокомиссии, в 2005 г. прирост экспорта китайской обуви на европейский континент достиг 450%, вьетнамской – 700%. Всего же на азиатскую обувь приходилось около 10% из 2,5 млрд. пар обуви, ежегодно продающейся в Западной Европе. Наплыв дешевой и сравнительно качественной продукции оказался столь мощным, что поставил под угрозу рентабельность европейской обувной промышленности. Это вынудило Еврокомиссию в апреле прошлого года ввести антидемпинговые пошлины для импортируемой в ЕС кожаной обуви производства КНР и Вьетнама в размере 4,8% и 4,2% соответственно. Правда, данная мера была временной – срок ее действия истекал 6 октября, после чего Брюсселю предстояло решить: либо оставлять торговлю с азиатскими производителями безбарьерной, либо продлевать срок действия ограничений.
Вопрос этот оказался настолько спорным, что фактически разделил членов ЕС на два лагеря. Первый был представлен ярыми противниками таможенных пошлин (прежде всего Великобританией, Нидерландами, Германией и Финляндией). Их главный аргумент: конкуренция с более сильным противником стимулирует улучшение качества и снижение цен на продукцию. По другую сторону баррикад оказались страны, где традиционно сильны лобби обувщиков (Италия, Испания, Франция, Португалия). Причем главным борцом за ужесточение пошлин оказалось итальянское правительство. Такая позиция вполне обоснована: эта страна производит примерно 40% европейской обуви. По словам Эммы Бонино, министра Италии по делам ЕС и международной торговли, обувная промышленность страны за первую половину 2006 г. потеряла 2365 рабочих мест прежде всего из-за конкуренции. Она уверяет: временные ввозные пошлины не привели к росту цен и оставили азиатскую обувную продукцию на том же уровне популярности среди покупателей.
Чтобы расставить все точки над «i» в этом противостоянии, Еврокомиссия инициировала антидемпинговое расследование. Его результаты оказались обнадеживающими для европейских производителей. Как выяснилось, азиатские экспортеры действительно устанавливают заниженные цены на свою продукцию, сбывая обувь дешевле себестоимости (по $8-10 за пару). А китайское и вьетнамское правительства, намереваясь сделать эту отрасль более экспортоориентированной, активно субсидируют обувное производство и предоставляют местным фирмам льготы по налогам и кредитам.
Деструктивный ремонт
Расследование послужило последней каплей, переполнившей чашу терпения Евросоюза. Простым большинством члены организации высказались за увеличение ввозных пошлин на кожаную обувь китайского производства до 16,5%, вьетнамского – до 10%. Новые ставки вступили в силу 7 октября и будут действовать в течение 5 лет. «Мы не намерены лишать Китай и Вьетнам естественного конкурентного преимущества, просто ограничиваем неестественную торговлю», – прокомментировал новую инициативу Петер Мандельсон, еврокомиссар по внешней торговле.
Впрочем, многие независимые эксперты его оптимизма не разделяют, сомневаясь, что таможенная пошлина сможет всерьез защитить европейских обувщиков и сделает их продукцию более привлекательной для покупателя. Во-первых, даже при удорожании азиатской продукции ее стоимость все равно будет намного ниже, чем испанских сапог или итальянских туфель. К тому же некоторые азиатские производители с учетом возможного введения защитных пошлин уже повысили цены в начале года, однако это не сказалось на изменении спроса. Во-вторых, в Европе определение «китайский» постепенно перестает быть синонимом слова «некачественный». Крупные обувщики переводят производство в государства с более низкой стоимостью сырья и рабочей силы, а качество продукции проверяется по установленным брендом требованиям. В-третьих, повышение пошлин затронуло только кожаную обувь для взрослых. Синтетика и кожзаменители, широко используемые в производстве, равно как и детская обувь, не попадают в черный список.
Более того, нынешний торговый конфликт стал тестом на прочность ВТО. Тест не был пройден: национальные интересы отодвинули на второй план договоренности в рамках ВТО, которые должны иметь главенствующее значение при совершении международных торговых операций.
Кстати, именно на это нарушение будут опираться китайские и вьетнамские производители, уже заявившие о намерении подать иски в европейские суды. Результаты же антидемпингового расследования при этом называются не иначе как сфальсифицированными. Импортеры настаивают: ввоз обуви в Западную Европу увеличился не за счет заниженных цен, а за счет перемещения европейских фабрик на их территорию, а также расширения самого ЕС.
По мнению экспертов, в сложившихся условиях китайцы скорее всего будут все активнее диверсифицировать экспортные поставки. «ЕС поставил жесткое ограничение для обуви – обязательно указывать место ее изготовления. Это положительно скажется на отрасли и не даст вводить потребителя в заблуждение, – отмечает Василий Билоха, вице-президент Укрлегпрома. – Возможно, европейские страны будут называться китайцами как пункты окончательной обработки, чтобы обувь считалась произведенной в Европе». По его словам, китайцы наверняка будут использовать различные страны как обходной путь для проникновения в ЕС. В их числе может оказаться и Украина. Ведь одежда с ярлыком «Зроблено в Україні» китайского производства имеет больше шансов попасть на еврорынок, чем традиционными путями с лейблом Madе in China.
По оценкам Укрлегпрома, только в 2005 г. импортированная в Украину обувь составила 140 млн. пар, из которых около 80% китайского и вьетнамского производства. Средняя цена за 1 пару в 2005 г. составила $1,81 по сравнению с $4,67 годом ранее. По мнению В. Билохи, эта цена не оставляет шансов для конкуренции, ведь любой элемент для производства одной единицы продукции в Украине стоит дороже.
Украине стоило бы пойти по стопам ЕС Валентина Изовит, президент Укрлегпрома: Однако наш прогноз для национальной промышленности оптимистичен: Украина способна поднять обувную промышленность в несколько раз за счет кооперации с мировыми сырьевыми лидерами. Потенциал для этого огромен, причем покупатель получает гарантию качества. Однако, на мой взгляд, нам, подобно ЕС, необходимо установить квоты на импорт обуви и самостоятельно формировать спрос и предложение. Добиться последнего возможно путем отмены ставки НДС на оборудование, создания добросовестной конкуренции и равных условий деятельности, а также лишения возможности пользоваться упрощенной системой налогообложения именно для отечественных товаропроизводителей. Этого вполне достаточно, для начала развития – создания рабочих мест и начала отчислений денег в государственную казну. Вступление же Украины в ВТО поможет обувной промышленности и даст возможность на законных основаниях ограничивать несправедливое ведение бизнеса теми или иными импортерами.
– Украинские производители обуви пока удовлетворяют спрос на обувь лишь на 20%. И хотя за последний год на национальном рынке наблюдается прирост объемов производства, огорчает то, что большая часть этого бизнеса теневая. К тому же именно продавцы импортированной китайской обуви пользуются большими льготами от государства. Они могут работать по упрощенной системе налогообложения и перечислять в бюджет порядка 200 грн. налогов, фактически имея многомиллионные продажи. Заниженная таможенная стоимость пары обуви убивает добросовестную конкуренцию и лишает бюджет больших поступлений. Таким образом, правительство пока не создало равных условий для всех «обувных» игроков. Кроме того, существует ряд трудностей, в частности, в материально-техническом обеспечении. Ставка НДС на дорогостоящее оборудование усложняет условия приобретения его национальными фабриками.