Рукотворные форс-мажоры

То, что в аграрном бизнесе присутствуют высокие риски, ни для кого не секрет. В текущем году в полной мере это почувствовали на себе участники зернового рынка.


Все наЧалось еще во время сева озимых, на долю которых обычно приходится основная часть валового сбора продовольственного зерна. Тогда, осенью 2005 г., из-за засушливой погоды, помешавшей севу, площади посевов резко сократились. Пшеницей и рожью были засеяны наименьшие угодья за историю независимости Украины. Только по ячменю было отмечено некоторое увеличение посевов по сравнению с предыдущим годом. Дальше – больше. На Крещенье во многих регионах Украины температура почвы снизилась до критических отметок вымерзания посевов. Уже тогда заговорили о том, что урожай продовольственного зерна будет низким, и, возможно, придется ввести лицензирования как механизма ограничения экспорта.


Но весна порадовала как участников зернового рынка, так и Минагрополитики. Тогдашний аграрный министр делал немыслимые прогнозы урожая: 38… 40… 41 млн. т. В итоге урожай действительно оказался лучше, чем можно было ожидать, но, конечно, не таким большим, как фантазировал министр.


Урожай, урожай – какой хочешь выбирай


А вот какой именно урожай зерновых собран в нашей стране и сколько из него можно назвать продовольственным зерном, точно неизвестно. И не потому, что еще не окончена уборка поздних культур. Дело в том, что те цифры, которые государство озвучивает, уже давно не вызывают доверия. Но на основании них составляют балансы и делают прогнозы. Эта проблема не нова, и именно она стала одной из главных причин введения лицензирования и квотирования экспорта зерна.


По данным Минагрополитики, в Украине ожидается валовой сбор зерновых и зернобобовых 35,2 млн. т, из которых 14,3 млн. т придется на пшеницу (яровую и озимую). При этом потребность в продзерне составляет около 6,6 млн. т, а в фураже – 12,7 млн. т. Очевидно, что зерна должно хватить, но государство решило перестраховаться.


Независимые эксперты объясняют это тем, что валовой сбор зерна в Украине намного меньше, чем официально показывают чиновники, к тому же наблюдаются некоторые рыночные тенденции, которые пугают государственных деятелей.


Через пень-колоду…


Так или иначе, решение Кабинета министров, которое вводит квотирование и лицензирование, принято.


Из всех участников зернового рынка под удар в первую очередь попали зернотрейдеры. Причем отдельной проблемой для них стал сам процесс введения новых правил на зерновом рынке. Экспортеры до последнего надеялись, что лицензирование введено не будет. Но 4 сентября проект постановления был опубликован на сайте Минэкономики, а 28-го того же месяца утвержден правительством. В документе речь шла о пшенице и меслине (смесь пшеницы и ржи). Проблемы же начались сразу после того, как постановление вступило в силу (4 октября). Лицензии не выдавались. Учитывая то, что для торговых компаний каждый день просрочки влетает в кругленькую сумму, задержка выдачи лицензии принесла им огромные убытки.


«Простой одного корабля в среднем обходится в $1 на 1 т. Так, если простаивает судно-пятидесятитысячник – штраф $50 тыс. в сутки. Потом будут еще убытки от того, что товар своевременно не попал в страну назначения, а потом – штрафные санкции согласно договорам и т. п.», – рассказал президент Украинской зерновой ассоциации Владимир Клименко.


При этом с неприятностями столкнулись не только экспортеры продовольственного зерна. В портах образовались заторы, на подъездах к ним застряли сотни железнодорожных вагонов и автомобилей. Портовые элеваторы не могли отгружать пшеницу и рожь, соответственно, не могли принимать и отгружать другую продукцию. Но это еще не все.


Далеко не все счастливчики, которым все-таки удалось получить лицензии, смогли ими воспользоваться. Новым постановлением, которое вступило в силу 17 октября, вводится квотирование экспорта на ряд зерновых культур, и нужно получать новые лицензии согласно квотам. Интересно, что, кроме пшеницы, ржи и меслина, ограничения почему-то коснулись ячменя (валовой сбор которого в текущем сезоне выше, чем в прошлом) и семенной кукурузы. Участники рынка предполагают, что изначально речь шла о фуражной кукурузе, а чиновники просто перепутали код УКТ ВЭД. Так и оказалось. Кабмин исправил свою ошибку 25 октября, указав, что ограничения касаются товарной кукурузы.


Мотивы правительства


Доказательства, приводимые правительством вполне понятны. Ограничения на экспорт введены потому, что вывоз зерновых может превысить допустимый порог и это создаст проблемы на внутреннем рынке. В этом году украинская пшеница как никогда востребована на международном рынке. По идее, активный спрос на украинскую продукцию – это очень хорошо, особенно если учесть наш потенциал производства зерновых и то, как непросто она продвигалась ранее.



Лицензирование и квотирование переживут только сильнейшие, прежде всего – транснациональные торговые компании


Однако объективная ситуация на внутреннем рынке действительно сложная. Так, по данным информационно-аналитического агентства «АПК-Информ», в начале октября во многих регионах Украины ощущалась большая нехватка пшеницы для переработки. Запасы зерна на некоторых комбинатах хлебопродуктов были в 20 раз ниже, чем на аналогичный период 2005 г. Держатели же пшеницы предпочитали либо придерживать ее, либо продавать экспортерам, которые и диктовали высокие цены на внутреннем рынке. Купить сырье по сложившимся ценам могли лишь крупные и финансово устойчивые компании. Производители хлебобулочных изделий стали бить в набат. Хлеб в регионах уже начал дорожать. «Вывоз транснациональными трейдерами из страны пшеницы приведет к тому, что нам придется закупать пшеницу по очень высоким ценам… В самом начале сезона мы заявили экспортерам, что сделаем все возможное, чтобы пшеница в этом сезоне осталась в Украине», – говорил вице-президент Всеукраинской ассоциации пекарей Евгений Ленг.


Профильные министерства составили балансы и решили, что экспорт зерна из Украины в 2006/07 маркетинговом году (июль 2006 – июнь 2007) не должен превысить 9 млн. т. В частности, исходя из прогнозируемого урожая зерна (35 млн. т) экспорт ячменя из Украины может составить около 5 млн. т, пшеницы – около 3 млн. т, кукурузы – около 1 млн. т. К середине октября, по данным МинАП, страна уже экспортировала 5,8 млн. т зерна урожая 2006 г., в том числе 1,4 млн. т продовольственной пшеницы. Темпы экспорта выше, чем в предыдущие годы.


Факты действительно говорят о том, что государство должно было держать руку на пульсе сложившейся ситуации, но урегулировать ее можно было по-разному.


Что делать?


Государство могло бы и даже немного пыталось урегулировать ситуацию собственными силами. Именно для таких целей в 2005 г. был создан Аграрный фонд. Но то ли денег не хватило, то ли желания не было, а может быть, у правительства были свои дополнительные цели, но проблему решили за счет трейдеров. При этом принятое постановление противоречит ряду законодательных актов, в связи с чем крупные зерноторговые компании уже подали исковое заявление в Хозяйственный суд г. Киева.


Чем закончится рассмотрение иска трейдеров – неизвестно, но в ближайшие месяцы отмены решения о квотировании и лицензировании скорее всего не будет. Первые же результаты вышеуказанного решения Кабмина уже есть – в портах говорят о логистическом кризисе.


Что касается внутреннего рынка, то для него решение правительства было шоком. На сегодняшний день торговля зерном практически не ведется. Следуя логике рынка, цены на зерновые после ввода ограничений на экспорт должны снижаться. Это и пугает сельхозпроизводителей, так как выращивание в нашей стране – в основном низкорентабельный бизнес. Но пока эксперты рынка не наблюдают такой тенденции.


Такие потрясения и убытки может вынести далеко не каждая компания. Лоббировать свои интересы мелким и средним трейдерам не под силу. Поэтому лицензирование и квотирование переживут только сильнейшие, прежде всего это касается транснациональных торговых компаний.


Уже сейчас резко снизился интерес к зерновому бизнесу. Согласно программам МинАП планируется увеличение объемов производства зерновых. Но кто будет экспортировать это зерно? Если выжившие транснациональные компании, то это даст им возможность диктовать цены нашим сельхозпроизводителям. А ведь в этом году одной из причин отсутствия сезонного обвала цен была высокая конкуренция среди экспортеров.


Светлана Синьковская, руководитель отдела ВЭД «АПК-Информ»: «В прошлом году мы провели Первый международный зерновой торговый саммит: «СНГ – арабский мир», который показал, что к украинскому зерну может быть высокий интерес на мировом рынке. Планировали провести подобное мероприятие и в нынешнем году. Но ввиду резкого снижения интереса в Украине к данной теме мы решили расширить тематику в сторону продуктов переработки зерновых и масличных, а также растительных масел. Этим мы хотим показать возможность диверсификации деятельности экспортеров из Украины и других стран СНГ».

Залишити відповідь