Вывод из результатов опроса McKinsey: к стратегическому планированию должны привлекаться все сотрудники компании, а не только узкий круг «избранных».
Более трех четвертей менеджеров отметили, что их фирма придерживается формализованного метода стратегического планирования, но лишь четверть признались, что именно стратегический план является основой для принятия корпоративных решений. Таковы итоги опроса, проведенного McKinsey среди 796 руководителей среднего и высшего звена, представляющих компании с ежегодной прибылью от $500 тыс.
Командоры планирования
Более половины опрошенных посетовали, что в их компаниях наиболее важные стратегические решения принимаются не в ходе формализованного процесса, а в узком кругу топ-менеджеров. Если же «образцовый» механизм имеет место, то его координируют СЕО, главы подразделений или же специальная «стратегическая» группа на корпоративном уровне. Интересно то, что руководители С-уровня склоны не только приписывать лидерство в планировании именно себе, но и высоко оценивать его результаты. С этим менеджеры среднего звена вряд ли могут согласиться.
Что же касается совета директоров, то он здесь играет лишь роль второго плана. Его участие ограничивается инициированием разработки стратегии и утверждением ее финальной версии. Впрочем, такой уровень вовлеченности более 90% опрошенных находят вполне достаточным – вряд ли директора сумеют внести серьезную лепту в разработку самого контента.
Уроки успешного запуска
Еще один момент, который вызывает серьезную обеспокоенность руководителей – адекватность собственно процесса реализации стратегии. Почти каждый второй сетует: хотя стратегический план действительно отражает стоящие перед компанией вызовы, в конечном счете он оказывается неэффективным. Или же долгосрочная стратегия и краткосрочные планы действий идут едва ли не вразрез. Как не попасть в такую западню? Главная составляющая успеха – формулирование ясных целей развития фирмы, которые впоследствии доносятся до всех сотрудников.
Говоря о других сферах, нуждающихся в совершенствовании, многие менеджеры указывают на мониторинг процесса выполнения стратегии. Лишь 56% респондентов отметили, что их фирма отслеживает ход выполнения стратегических инициатив. Однако все согласны: приоритетом номер один для группы стратегического планирования должна стать разработка метрик эффективности.
Еще один минус – фирмы предпочитают перестраховываться и не фокусировать стратегическое планирование на новых возможностях для роста. Это свидетельствует лишь об их недальновидности. Менее 50% опрошенных (преимущественно из числа успешных компаний) отметили, что план развития их организации предусматривает возможности для роста, выходящие за рамки профильного бизнеса.