Иностранцу должно быть за счастье поработать в Украине – на динамичном рынке с профессиональными кадрами. А вот сами иностранцы в украинском бизнесе полезны не всегда.
Джок Мендоза-Вилсон, директор департамента корпоративных коммуникаций компании «Систем Кэпитал Менеджмент»:
– В Украине работать намного интереснее, чем в Западной Европе. Ведь два самых динамичных рынка Европы – это Украина и Россия.
В этих странах есть возможность делать работу, на которую даже надеяться не приходится где-нибудь в Лондоне или Франкфурте. Там вы будете продолжать разработанную кем-то стратегию, а здесь нужно все начинать с нуля. Кроме того, если говорить о моем случае, как часто менеджеру выпадает шанс участвовать в построении корпоративной репутации такой махины, как СКМ? Поэтому когда меня пригласили сюда работать, я согласился не раздумывая.
Когда я приехал в Украину, меня удивили несколько вещей, они же помогли адаптироваться. Во-первых, уровень понимания украинцами коммуникаций и маркетинга выше, чем кажется со стороны. Во-вторых, страна в целом оказалась очень интернациональной. В-третьих, украинцы понимают, насколько важен английский язык. Все это позволит стране двигаться вперед.
Возможно, кто-то скажет, что в Украине есть свои профессиональные менеджеры, которые могли бы возглавить направление маркетинга и коммуникаций даже в крупной струкуре.
Джок Мендоза-Вилсон, директор департамента корпоративных коммуникаций корпорации «Систем Кэпитал Менеджмент» (СКМ).
Но СКМ – украинская компания, которая стремится быть международной и мыслит исходя из этого. Департамент коммуникаций призван не только выстраивать репутацию компании в стране, но также работать с международными аудиториями. Для этого нужно понимать и чувствовать международный бизнес. Так что в украинскую команду я могу привнести видение международных перспектив. Причем я единственный иностранец в департаменте.
Существует мнение, что зарубежный эксперт приезжает для того, чтобы все изменить. Но это не так. Люди работают в группе, создавая общее понимание, выверяя стратегию и инструментарий. Задача компании – воспользоваться лучшим, что есть из украинского и международного опыта.
Если вы создаете что-то для украинского рынка, в команде должны быть менеджеры, понимающие этот рынок. Национальные специалисты дадут вам лучшее. Не передавайте ответственность человеку, который мыслит в глобальной перспективе. Его понимания украинской бизнес-среды может не хватить для успешной работы на своей должности. И наоборот. Если вы хотите работать и общаться с международными компаниями, лучше этого не делать с помощью отечественных специалистов. Позовите кого-то, кто интуитивно понимает, что хочет иметь и знать международный инвестор или клиент. Поручите ему международный проект.
В работе с иностранными специалистами порой нужно быть очень осторожными. Как правило, их задача состоит в том, чтобы адаптировать к местному рынку эффективные стратегии. Одного опыта работы в какой-то сфере недостаточно. Нужно, чтобы человек уже умел трансформировать этот опыт в реальные действия. А подобную трансформацию можно осуществить только на основании практического опыта работы на различных рынках.
Ссылаясь на личный опыт, могу сказать, что департамент маркетинга и коммуникаций работает хорошо, если преследует четкую стратегическую цель: увеличить стоимость компании и повысить ее ценность для акционеров. Но нужно запастись терпением. К примеру, чтобы изменить восприятие и отношение заинтересованных сторон, понадобится 1,5-2 года (в зависимости от того, насколько хорошо и быстро поймут ваше сообщение).
Репутация – это то, что думают о компании другие. Это как красота – она рождается в глазах смотрящего.