Бизнес по требованию

По мнению IBM, реакцией транснациональных корпораций на вызовы глобализации должно быть превращение в глобально интегрированные предприятия. Сама она уже начала процесс трансформации.


Cемюэль Палмизано, нынешний высший руководитель корпорации IBM, не относится к числу публичных топ-менеджеров. Поэтому к его заявлению, сделанному 12 июня 2006 г. и растиражированному различными СМИ, было приковано большое внимание. Основой послания стал призыв к транснациональным корпорациям (к числу которых относится и сама IBM) перестать быть многонациональными компаниями и переходить к новому виду организации, тому, что можно назвать «глобально интегрированным предприятием». Под такой интеграцией понимаются горизонтально-географические процессы, когда корпорация не только пользуется интеллектуальными и материальными ресурсами стран, где она присутствует, но и в равной мере приносит блага экономикам и социумам этих стран.


В условиях обострения проблем, связанных с глобализацией, заявление это своевременно. Но в своей второй части – про «приносить блага» – сложно реализуемое. Однако в IBM уверены, что все равно действовать нужно именно в этом направлении. Как именно, пока умалчивается. Но можно предположить, что свою нынешнюю бизнес-стратегию корпорация рассматривает как способствующую распространению прогресса, несущего те самые блага.


Ставка на продажу услуг


Если о влиянии бизнес-стратегии IBM на прогресс в экономике и общественной жизни можно спорить, то сомневаться в ее эффективности для самой компании не приходится. Прибыль от текущей деятельности за шесть месяцев 2006 г. составила $3,7 млрд. – по сравнению с $3,3 млрд. в прошлом году. Совокупные доходы составили $42,5 млрд. Корпорация завершила полугодие с кассовой наличностью $10 млрд.


В настоящее время основную часть дохода (54%) корпорации приносит продажа услуг (сервиса и консалтинга). На втором месте – продажа аппаратных средств (24%). Далее идут продажа ПО (19%) и финансовые услуги (3%). Причем в IBM уверены, что в перспективе значимость продаж услуг будет только расти.


В 2005-2006 гг. IBM провела самостоятельное маркетинговое исследование в среде СЕО компаний в разных странах и изучила результаты аналогичных исследований, проведенных компанией McKinsey. Оказалось, что руководители уверены: в связи с давлением конкурентов и меняющейся ситуацией на рынке, в ближайшие два года им необходимо осуществить перемены в своих компаниях. Радикальными такие перемены назвали 65% опрошенных, «заметными» – 22%, «незначительными» – 13%.


По сравнению с 2004 г., руководители компаний перенесли основное внимание с вопросов снижения затрат на создание условий для роста и увеличения прибыли. По их мнению, производство новых продуктов и услуг уже не является достаточным условием роста. В поисках новых способов работы они все чаще стремятся к внедрению инновационных бизнес-моделей и производственных процессов.


Основатель потерял свой рынок


В течение десятилетий IBM стояла во главе всех этапов развития компьютерной индустрии как в области оборудования, так и программного обеспечения. В начале 1980-х годов именно она создала персональные компьютеры, которые вскоре стали стандартом де-факто. Но в IBM не смогли осознать все перспективы нового продукта, поэтому допустили стратегическую ошибку. Дело в том, что компьютеры нуждались в специальной операционной системе. Для ее разработки компания обратилась к сооснователю Microsoft Биллу Гейтсу. Система была создана, а ошибка IBM состояла в том, что Microsoft было разрешено сохранить все авторские права на свою разработку. В результате через несколько лет задавать тон на рынке ПК стал тандем Microsoft – Intel (как производитель процессоров). IBM пыталась вернуть утраченное, совершая попытки предложить быстрорастущему рынку свои альтернативные решения, которые зачастую были более эффективными. Но время было уже упущено. Тем не менее в 1985 г. IBM была самой прибыльной компанией в мире, заработавшей почти $6,6 млрд. Однако эта прибыль поступала главным образом от систем «майнфрейм» для корпоративных клиентов.


А в 1993 г. IBM поразила мир, объявив об убытках в размере $5 млрд. за 2002 г. «Голубой гигант» не смог конкурировать с молодыми инновационными компаниями-разработчиками ПО, а также со вновь вышедшими на рынок производителями оборудования.


У совета директоров корпорации было два варианта действий: найти нового руководителя или раздробить компанию на части, чтобы спасти хотя бы прибыльные подразделения. Выбран был первый путь. Впервые в истории IBM ее возглавил человек извне. 1 апреля 2003 г. им стал Луис Герстнер.


Вполне вероятно, что не будь Герстнер чужим для корпорации (в IBM он пришел с должности главы продовольственной компании RJR Nabisco, а ранее являлся президентом American Express), то вряд ли у него что-нибудь получилось бы. Однако он не находился под влиянием корпоративной культуры компании, поэтому сравнительно легко провел ряд радикальных преобразований: сокращение персонала, перевод значительной части бизнес-процессов на интернет-технологии, сокращение бюрократии, корректировка продуктовой политики. Но главное, что удалось сделать Герстнеру, – привести в порядок «хаотическую смесь продуктов и служб», которую собой являла тогда IBM, перенеся акцент с производства товаров на предложение услуг.


Для работы Герстнеру были нужны строгая дисциплина в компании и ориентация последней на выполнение поставленных стратегических задач. Он добился этого. В частности, менеджеры должны были приносить на корпоративные совещания не красивые презентации на тему планируемых успехов, а бизнес-планы с необходимыми расчетами. Герстнер оставлял эти бумаги у себя. Если в плане было написано, например, что через год объем продаж увеличится на 10%, то ровно через год Герстнер вызывал разработчика этого плана и доставал из сейфа хранившиеся у него бумаги…


Плавная передача должности топ-менеджера


1 марта 2002 г. 60-летний Герстнер добровольно оставил пост СЕО корпорации. «Нет никаких правил или возрастных ограничений, которые требуют от меня этого шага. Я решился на него, поскольку убежден, что сейчас для этого самое время», – написал он в письме сотрудникам. Его преемником стал 50-летний Самюэль Палмизано.


С. Палмизано: «Инновация – это социальный, а не технологический феномен, который возникает на пересечении изобретательства и познания сути бизнеса»


В отличие от Герстнера Палмизано вырос в IBM. Он пришел в компанию в 1973 г. после окончания университета на должность помощника менеджера по маркетингу. Впервые обратил на себя внимание высшего руководства компании в 1988 г., при подготовке выпуска систем AS/400 – тогда его группе удалось заключить соглашения более чем с 1000 сторонних разработчиков ПО на создание приложений, которые должны были стать доступными вместе с самими новыми компьютерами. Именно этот фактор сыграл одну из главных ролей в успехе серии.


В 1993 г. он занял должность президента дочернего предприятия, занимающегося интегрированными решениями. Подразделение было убыточным, и стоял вопрос о его закрытии. Но Палмизано предложил всем менеджерам подумать над одним вопросом – как добиться прибыли через год, и заявил, что ответ «мы не можем» принят не будет. К концу 1994 г. подразделение стало прибыльным предприятием. В процессе работы на новом месте Палмизано предложил ввести новую систему оплаты. Раньше компания выплачивала комиссионные сотрудникам в зависимости от объема сделки. Теперь же размер комиссионных должен был рассчитываться исходя не из объема, а из прибыльности сделки.


В конечном итоге, как отмечают многие эксперты, почву для нынешних успехов сервисного подразделения IBM создал именно Палмизано.


Новый бизнес – через приобретения


Первое крупное выступление Палмизано после его вступления в новую должность было посвящено концепции предоставления вычислительных ресурсов по запросу (on-demand computing). Он сообщил, что корпорация инвестирует $10 млрд. в исследования и разработки, приобретения фирм и другую деятельность, относящуюся к программе on-demand computing. Согласно идее, лежащей в основе этой концепции, многочисленные системы различных подразделений и предприятий прежде всего смогут взаимно использовать накопленную ими информацию. Следующий шаг – проекция бизнес-процессов на информационные процедуры, что должно привести к устранению бюрократии в принятии решений, экономии времени и денег.


Впоследствии эта концепция была дополнена «Информацией по требованию» (On-Demand Information), суть которой состоит в обеспечении заказчика данными в нужный момент и в удобной форме. И обе эти концепции стали частью более общей (On Demand Business) «Бизнес по требованию», которую IBM сейчас активно продвигает в среде потребителей и партеров.


Усиливая направление сервиса и консалтинга, IBM производит существенные приобретения, получая готовые технологии и клиентские базы. В частности, подписано окончательное соглашение о покупке компании FileNet. Сумма сделки составляет около $1,6 млрд. Эта компания является поставщиком решений для управления бизнес-процессами и корпоративным контентом. Решен вопрос о покупке компании Internet Security Systems (ISS). Сумма сделки составляет около $1,3 млрд. Благодаря ей IBM надеется расширить свой бизнес в области предоставления услуг по обеспечению безопасности и конфиденциальности. Объявлено также о заключении окончательного соглашения о покупке компании MRO Software за $740 млн. MRO является ведущим поставщиком программного обеспечения и консалтинговых решений для управления активами организаций и их обслуживанием. За $1,1 млрд. приобретена компания Ascential Software, разработчик ПО, которое широко используется для классификации и объединения информации, полученной из различных источников: Интернета, каталогов и т. д. Приобретена компания Healthlink, крупнейший в США консультант по вопросам технологий охраны здоровья. Это небольшая частная фирма со штатом 625 человек и годовым оборотом $100 млн. Но ее клиентами являются два десятка крупнейших деятелей в области здравоохранения. Они автоматически переходят в категорию потребителей IBM. 







Факторы, способствующие, по мнению IBM, развитию инноваций


Интеллектуальные устройства: вычисления теперь выполняются не только компьютерами – более половины мировых поставок чипов предназначено для конечных пользовательских устройств; в 2005 г. выпущено 1,3 млрд. радиочастотных меток (RFID), в 2010 г. их произведут 30 млрд.


Совместная работа: для 40-45% СЕО источником новых идей и инноваций являются персонал, партнеры и потребители. Около 20% руководителей называют консультантов, конкурентов и собственные подразделения R&D.


Доступ к экспертизе: профессионалы становятся доступнее – рынок по подбору кадров составит $80 млрд. к 2008 г., уменьшается зависимость от места нахождения профессионала – к 2010 г. 90% докторов наук и инженеров будут составлять выходцы из Азии, использование систем дистанционного образования выросло на 80% в 2005 г.


Виртуализация предприятий: в 2004 г. расходы на проекты стратегического аутсорсинга в мире составили $380 млрд., в 2009 г. они составят $640 млрд., 41% из 2000 крупнейших компаний в мире внедрили сервисно ориентированную архитектуру, в 2006 г. их число увеличится на 60%. Сегодня рынок ПО по управлению информацией оценивается в 436 млрд., к 2009 г. он достигнет $69 млрд.


Подходы к организации бизнеса становятся конкурентным преимуществом


Игорь Пастушенко, генеральный директор IBM в Украине.


С точки зрения IBM, какие факторы сейчас оказывают наибольшее влияние на развитие и формирование бизнеса во всем мире?
В начале этого года IBM закончила исследование, проведенное среди руководителей 750 ведущих компаний в мире, в котором были определены несколько основных факторов, влияющих на развитие бизнеса. Растущая конкуренция снижает лояльность покупателя к конкретной марке. Возможности глобализации – половина экспорта из развитых стран сегодня направлена на рынки развивающихся стран, стираются границы между странами, предоставляя возможности новым игрокам с других рынков. Непредсказуемость внешних факторов – изменения в окружающей среде, масштабные бедствия и расходы на ликвидацию последствий. Сокращение прибыльности продуктов, возникновение дополнительных рыночных возможностей также заставляют производителей находить новые решения или области применения продуктов или услуг.


Названные факторы диктуют императивы современного бизнеса. Он должен быть сфокусированным (вспомогательные функции лучше передать внешним компаниям), проактивным (предвидеть изменения на рынке), гибким (прежде всего в финансовом плане), но в то же время устойчивым. Все это мы называем слагаемыми концепции On Demand Business («Бизнес по требованию»).


IBM отмечает, что в настоящее время все больше руководителей обращают внимание не на снижение затрат, а на создание условий для роста и увеличения прибыли. Сама IBM пользуется этой тенденцией?
Вопрос об увеличении прибыли был ключевым для большинства ведущих компаний несколько лет назад. Сегодня первоочередной задачей многих организаций является создание инновационных продуктов или оказание услуг, выход на новые рынки. Почти 30% респондентов упомянутого выше опроса считают, что построение эффективных структур организации, выстраивание процессов, изменения в бизнес-моделях и организационной структуре компаний необходимы. Продукты или услуги гораздо легче могут быть скопированы конкурентами, тогда как подходы компаний к организации бизнеса могут стать настоящим конкурентным преимуществом.


Какова миссия IBM в Украине?
Если мы говорим о цели, то она у нас общая для всей компании – предоставлять заказчикам эффективные решения, позволяющие улучшать их показатели бизнеса. Другой цели быть не может. Естественно, это могут быть аппаратные решения, программное обеспечение, но огромную роль играют сервисные услуги и бизнес-консалтинг.


Конечно, в Украине есть специфика. Объем всего IТ-рынка – $1,7 млрд. Из них $1,3 млрд. приходится на «железо». И только $160-170 млн. – на программное обеспечение. Естественно, это накладывает отпечаток на наш бизнес. К тому же в Украине все еще большая доля принадлежит персональным системам. Но рынок развивается, мы видим его динамику, поэтому буквально на этой неделе объявили о новом этапе присутствия IBM в Украине и начале активной работы в области предоставления нашим заказчикам услуг в области IТ и бизнес-консалтинга.

Залишити відповідь