Смена министра экономики и по вопросам европейской интеграции не приведет к каким-либо серьезным изменениям ни во внешнеэкономическом курсе страны, ни во внутренней экономике. Причина, по мнению экспертов, кроется в том, что Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции в краткосрочной перспективе не имеет шансов стать основным «направляющим» игроком в экономических процессах.
Как объяснил причины своей отставки сам Валерий Хорошковский, сейчас экономическая политика правительства и деятельность его экономического блока фактически подчинены Министерству финансов вследствие совмещения должностей первого вице-премьера и министра финансов Николаем Азаровым. «Позиция Минфина в новой властной структуре, безусловно, становится доминирующей, безальтернативной. Остальные причастные к экономической политике министерства фактически обязаны обслуживать задачи Министерства финансов, подавляющее большинство которых связано с текущим выполнением бюджета», – сказал В. Хорошковский. «Подчиненность Минэкономики текущим фискальным задачам практически делает невозможным подготовку правительством перспективных и стратегических мероприятий экономической политики и формирование стратегии долгосрочного развития», – подчеркнул экс-министр.
По мнению д. э. н. Алексея Плотникова, отставка В. Хорошковского не повлияет ни на процесс вступления Украины в ВТО, ни на сроки выхода Украины из «черного» списка FATF. «Есть официальные документы, подписанные президентом, есть программа действий правительства, поэтому кардинальных изменений в связи с уходом Хорошковского ждать не стоит», – считает экономист. «Действительно, Хорошковский отстаивал часто отличную от президента и первого вице-премьера позицию по многим внутри- и внешнеэкономическим реалиям Украины. Но, как правило, его мнение и идеи были лишь альтернативой, а не базисом для дальнейших действий государства», – уточнил А. Плотников. Слова экономиста о неизменности экономического курса также косвенно подтверждает заявление премьер-министра Виктора Януковича о том, что «новый министр должен быть не только специалистом, но и игроком единой команды».
Сам же В. Хорошковский после своей отставки считает вполне вероятным усиление вмешательства государства в регулирование экономической деятельности, в частности, в ценообразование, приостановление приватизационных процессов, а также то, что уже в середине следующего года может быть провалена доходная часть госбюджета-2004. «Несмотря на ряд положительных признаков экономической ситуации в 2003 г., сейчас существуют серьезные угрозы экономическому развитию Украины, которые существенным образом будут влиять на украинскую экономику в 2004 г.», – полагает В. Хорошковский. Он также отмечает, что при условии необретения членства в ВТО Украина может оказаться в полнейшей торговой и инвестиционной изоляции, когда «отношения с ЕС не выходят за рамки политических деклараций». В. Хорошковский предрекает определенные сложности и во внутренних политико-экономических процессах. «Нынешняя бюрократическая система в Украине уже адаптировалась к функционированию в рыночных условиях и не позволяет проводить административную реформу», – отмечает он.
По мнению политологов, отставка Хорошковского может стать также и продуманным PR-ходом группы Виктора Пинчука, направленным против Н. Азарова, что в свою очередь может свидетельствовать о слаженных действиях НПИГ «Интерпайп» и заинтересованных в ослаблении роли Н. Азарова в правительстве объединенных социал-демократов. Так, политолог Виктор Небоженко не исключает, что данный ход Хорошковского – это лишь механизм привлечения внимания к постоянному конфликту между Министерством экономики и Министерством финансов и попытка «перетянуть административное одеяло» с одной финансово-промышленной группы на другую. Политолог считает, что, делая заявление об отставке, Хорошковский все-таки предварительно посоветовался с бывшим куратором «Команды озимого поколения» В. Пинчуком. О слаженных действиях «озимой команды» против Н. Азарова говорят и осенние заявления главы Госкомитета по вопросам предпринимательства и регуляторной политики Инны Богословской (№2 в списке блока КОП) о необходимости разделения должностей первого вице-премьера и министра финансов. Данный конфликт, по мнению В. Небоженко, еще раз показал всю «псевдокоалиционность» действующего правительства и может иметь серьезные последствия для всего правительства и даже отразиться на весеннем голосовании по политреформе.
Кроме того, отставка В. Хорошковского может стать основой для формирования его дальнейшей политической карьеры. По словам политолога Костя Бондаренко, у Хорошковского не было никаких перспектив для личного профессионального роста в этом правительстве. Теперь же у него есть возможность снова начать публичную карьеру. По прогнозам политолога, скорее всего, экс-министр займется формированием новой политической силы, с которой пойдет на выборы 2006 г. Причем, по мнению Бондаренко, при ее формировании Хорошковский может отказаться от финансовых вливаний и политического «кураторства» В. Пинчука и В. Пустовойтенко, хотя, безусловно, уверен политолог, Хорошковский не станет оппозиционером по отношению к действующей власти. Как считает В. Небоженко, в КМУ Хорошковский успел «сколотить небольшой стартовый капиталец в виде тезиса «Я хотел быть реформатором, но консерваторы мне не позволили». По мнению некоторых экспертов, политический имидж «неудавшегося реформатора», построенный Хорошковским, аналогичен имиджу его предшественника на посту министра экономики, а также бывшего вице-премьера Сергея Тигипко. И как показывает пример С. Тигипко, данный имидж может стать вполне подходящим базисом для дальнейшего политического и административного роста В. Хорошковского.
P. S. 11 января 2004 г. по рекомендации фракции «ППУ и Трудовая Украина» президент назначил на пост министра экономики и по вопросам европейской интеграции бывшего посла Украины в Литве Николая Деркача.