Вначале было спасение банков: государство поддержало бесшабашные хитрые банки, которые давали ссуды всем подряд.
Все это было проделано чересчур поспешно, однако удалось избежать катастрофы и успокоить рынки.
Потом последовало стресс-тестирование банков, которое, как и следовало ожидать, подтвердило, что с банковским сектором все в порядке.
И снова все счастливы, за исключением нескольких неисправимых медведей, которые вечно всем недовольны. Да, наши новоиспеченные герои с белыми воротничками могут решить любую задачу, если она развивается не по самому худшему сценарию.
Но что происходит сейчас?
Суверенный долг Европы вновь возник на радарах рынка. Игроки опять забеспокоились о потенциальных убытках банков. Опасения внушает огромная дыра в финансовом секторе Ирландии, образовавшаяся в связи с падением рынка недвижимости, поэтому стоимость обслуживания долга для Дублина достигла
Географически Ирландия и Греция находятся далеко друг от друга, но с экономической точки зрения, они стали весьма близки. И это естественно, ведь в Европе за одним должником вскоре начинают следовать и остальные. Стоимость обеспечения долговых бумаг Испании и Португалии уже подскочила до рекордных значений.
Если финансовый кризис чему-то нас и научил, так это тому, что один утопающий тянет за собой всех остальных. Только на этой неделе Международный валютный фонд предупредил, что на руках у британских кредиторов находится внушительный объем долговых бумаг терпящих бедствие стран Еврозоны. Займы Греции, Ирландии, Португалии и Испании составляют 14% от ВВП Великобритании. Серьезный удар уже получили акции Royal Bank of Scotland. Трейдеры продают бумаги банка, ссылаясь на то, что он является крупным кредитором Ирландии.
Если какая-либо из периферийных стран Еврозоны объявит дефолт, а именно этого многие сейчас ожидают, пострадает Великобритания. И это произойдет прежде, чем вы оцените незавидное влияние неприятностей в Ирландии на банки других стран в секторе ипотечного кредитования. Есть несколько таких банков и в Лондоне. Банки Германии, Франции, Голландии и Бельгии также рискуют понести крупные потери.
Внимание всего финансового мира приковано к агонии периферии, и, естественно, это не могло не отразиться на стоимости акций и других рисковых активов. Но отскок возможен. У г-на Рынка свои причуды. Он откровенно игнорировал сгущающиеся над Европой тучи, позволял евро расти во время промежуточных выборов в США и в то время, как американские власти объявили о начале второго этапа количественного смягчения. Он может поступить по-своему и на этот раз, пока страны большой двадцатки собрались в Сеуле и пытаются найти убедительные доводы, чтобы обвинить друг друга в валютных манипуляциях. Любопытно будет на это посмотреть.
Как бы то ни было, главное не то, что проблема долга вновь появилась на радарах, а в том, что она с них вообще исчезала. Финансовый кризис породил множество демонов, которых, как оказалось, не так-то просто победить. Среди них и упрямая американская безработица, и сильные Азиатские валюты. Но труднее всего выровнять ужасное, вопиющее неравенство внутри Еврозоны.
Между тем, министр финансов Германии Вольфганг Шойбле заявил, что страхи по поводу того, что планы Евросоюза по созданию механизма для помощи странам еврозоны, сталкивающимся с угрозой дефолта, усугубляют долговые проблемы Ирландии, абсолютно ошибочны.
«Мы снова это обсудили», — сказал Шойбле, имея в виду своих европейских коллег, принимающих участие в саммите Большой двадцатки в Сеуле, в том числе министров финансов Франции и Великобритании. «Речь шла о решениях Совета Европы, и это абсолютно ошибочная интерпретация» ситуации, добавил он.
Шойбле ссылался на прошедший в прошлом месяце саммит в Брюсселе, на котором лидеры ЕС договорились разработать постоянный план по оказанию помощи и применению наказаний, предназначенный для тех стран еврозоны, которым грозит финансовый крах. В этом году ЕС уже разработал антикризисный фонд на случай любых возможных сценариев дефолта в еврозоне до 2013 года, а достигнутое в прошлом месяце соглашение имеет отношение к готовности к кризисам, которые могут произойти после этого, заявил Шойбле.
«Планы по созданию механизма разрешения кризисов/ никак не связаны с какими-либо текущими обсуждениями», — отметил он.
Меркель, которая выступала вместе с Шойбле на пресс-конференции на фоне продолжающихся встреч в рамках саммита Большой двадцатки, также отметила, что эти планы не связаны с Ирландией. «Будущий механизм разрешения кризисов не имеет ничего общего с тем, что сейчас обсуждается», — сказала она.
По поводу исходов саммита Большой двадцатки, который завершится в пятницу во второй половине дня, Меркель отметила, что лидеры крупнейших развитых и развивающихся стран договорились прилагать усилия для минимизации торговых дисбалансов и задействовать Международный валютной фонд /МВФ/ в системе мониторинга за чрезмерными положительными сальдо и дефицитами.
«Мы не хотим привязывать дисбалансы к одному индикатору. Существует множество факторов, которые необходимо учитывать, — сказала Меркель. — Эти факторы необходимо обсудить, и министры финансов будут вплотную заниматься этим в течение следующего года».
Меркель также сообщила, что лидеры договорились добиваться завершения Дохийского раунда переговоров в следующем году.