Украинский бизнес все активнее теснят на африканских рынках, и восстановить утраченные позиции становится сложнее.
Нынешняя сосредоточенность украинского правительства на проблемах вступления в ВТО и ЕС, а также на разрешении споров с Россией приводит к прорехам на других направлениях внешнеэкономических отношений. Например, со странами Африки. Эксперты предупреждают: обнадеживающая динамика развития двусторонних отношений, начавшаяся в конце 1990-х, может иссякнуть.
Мы ее теряем!
Один из тревожных звонков уже поступил. В первой половине 2006 г. украинский экспорт в страны Африки сократился на 4%, лишь параллельное снижение импорта из региона на 8,2% несколько смягчило эту негативную тенденцию. И это при том, что в 2005 г. по сравнению с предыдущим прирост украинского экспорта в африканские страны составил рекордные 36,8% (даже в страны СНГ этот показатель составил 25,5%). За последние десять лет удалось добиться планомерного роста доли Африки в национальном экспорте с 1,5 до 7%. Сальдо же внешней торговли оставалось неизменно позитивным и поднялось до $1,98 млрд по итогам прошлого года.
Африканский рынок занимает все более весомую роль в экспансионистских стратегиях экономических игроков.
Хотя Африка сегодня занимает лишь 4% во внешнеторговом обороте Украины, этот рынок для нас, несомненно, выгоден. «Наш экспорт остается конкурентоспособным благодаря ценовому фактору, ведь цена поставляемых на континент украинских товаров куда ниже аналогичных товаров конкурентов», – рассказывает Екатерина Малюгина, экономист Международного центра перспективных исследований. К этому стоит добавить и неприхотливость местных потребителей, которых в основном устраивает устоявшаяся еще с советских времен структура торговли. Наконец, во многих странах континента нефте- и газотранспортная инфраструктура комплектовалась украинским оборудованием, что также давало шанс нашим предприятиям удерживать свои позиции.
Между тем вернуть утраченную долю окажется делом не из легких. На континенте существует жесткая конкуренция европейских (48% экспорта), азиатских (22%) и собственно внутренних (11%) экспортеров. Перспектива же увеличения емкости местных рынков ограничена вследствие дефицита финансовых ресурсов.
Рукотворные барьеры
Опрошенные «&» аналитики выделяют два ключевых фактора, усугубляющих положение украинских экспортеров в африканских странах. Во-первых, фактическое бездействие украинской власти и бизнеса по улучшению структуры экспорта, в котором все более четкой становится сырьевая направленность. Так, в минувшем году основной экспорт приходился на черные металлы, зерновые культуры и удобрения. При этом из пятерки приоритетных экспортных товаров исчезло механическое оборудование и продукция неорганической химии. Только седьмое место занимает такая наукоемкая группа товаров, как аэронавигационные и космические аппараты ($26 млн.), десятое – ядерные реакторы ($18 млн.), двенадцатое – электрические машины и оборудование ($16 млн.). За весь 2005 г. Украина сумела продать африканским странам автомобилей и запчастей всего на $4 млн. – это лишь 0,2% от объемов товарного экспорта.
Во-вторых, ситуацию осложняет отсутствие диверсификации торговых партнеров. Сегодня наша торговля локализирована в странах «европеизированной» северной Африки и Нигерии. К тому же только за нынешний год объемы товарного экспорта в Алжир сократились на 38,9%, Нигерию – на 34,1%, Тунис – 12,8%, Египет – 1,8%. Медленно развиваются отношения и с наиболее динамичной страной региона – ЮАР. В нашем экспорте на континент эта страна занимает одиннадцатое место, в импорте – четвертое. И хотя объемы товарного экспорта в эту страну за минувший год возросли в 3,3 раза, говорить о позитивных системных сдвигах слишком рано. Екатерина Малюгина убеждена: важно, что ЮАР может стать плацдармом для проникновения на континент украинской высокотехнологической продукции.
Бесконтрольное вторжение
В то же время Вытеснение украинского бизнеса с африканских рынков происходит и вследствие активных действий некоторых мировых игроков.
Игрок номер один – Китай, доля которого во внешнеторговом обороте стран Африки составляет 6,6% (Украины – 0,5%). Причем в плане товарной структуры экспорта украинские и китайские поставщики являются прямыми конкурентами. Главный удар, с учетом превращения Китая в мирового экспортера стали, пришелся на металлургический сектор. Растет число китайских кредитов и проектов оказания помощи. На конец 2005 г. китайцы вложили в экономику континента инвестиции на общую сумму $6 млрд. При этом в 49 африканских странах они открыли более 800 предприятий в сферах торговли, транспорта, производства, освоения ресурсов, сельского хозяйства и др.
Игрок номер два – Россия. Основное столкновение ее интересов происходит на алжирском фронте. Так, «Лукойл» и «Газпром» в ближайшее время планируют получить доступ к добыче и переработке энергоресурсов Алжира. Там, по оценкам экспертов, находится четверть общемировых запасов природного газа. Параллельно Россия продвигается и в военном секторе. Свидетельство тому – подписанный в этом году договор о поставках Алжиру на $7,5 млрд. военной техники. И это только начало: в планы РФ входит подписание контрактов на дополнительные $3 млрд. Это стало возможным после списания Москвой алжирского долга в размере $4,7 млрд., что составляет четверть суммарной внешней задолженности страны.
Лекарство от недальновидности
Опрошенные «&» эксперты высказывают мнения, что для минимизации негативных факторов, влияющих на украинско-африканские торговые отношения, необходимо предпринять ряд шагов. Во-первых, следует активизировать экономические отношения со странами Африки путем вступления Украины в международные региональные финансовые структуры. Прежде всего речь идет об Африканском банке развития и Африканском фонде развития, членство в которых открывает доступ к финансированию совместных для нескольких стран инфраструктурных проектов. Во-вторых, выход на интересующий Украину уровень сотрудничества со странами региона возможен через контакты с южноафриканским сообществом развития, которое объединяет 14 государств. В-третьих, важно интенсифицировать торговлю с ЮАР и Нигерией. Если первая являет собой динамичный и перспективный рынок, то вторая могла бы стать своего рода «вратами», открывающими возможность проникновения украинских товаров в западную Африку. В-четвертых, рекомендуется активизировать деловые контакты на основе маркетинга, информационной и рекламной поддержки, изучения особенностей рынков и подбора надежных партнеров, привлечения к сотрудничеству посреднических и консалтинговых структур. Помимо этого, аналитики убеждены: при продвижении наших товаров и технологий дипломатия играет не последнюю скрипку. Поэтому открытие новых диппредставительств в Африке могло бы стать катализатором наращивания украинского экспорта.
Главный вывод – украинскому бизнесу невозможно закрепиться на африканских рынках без поддержки собственного правительства.