Что в голове у «умной компании»

Растущая сложность бизнес-процессов требует от предприятий улучшения интеграции и контроля над ними, что приводит к распространению концепции «умной компании».


Генеральный директор компании IBM в Восточной Европе Кирилл Корнильев в интервью изданию Intelligent Enterprise как-то заметил, что если бы информационная система во многих российских банках внезапно отключилась, они все равно продолжали бы функционировать на уровне отдельных услуг, в то время как западные просто остановились бы. Это утверждение наиболее полно отображает смысл пока еще мало известного в нашей стране понятия «умная компания». Однако наличие аппаратных средств (IТ-ресурсов), автоматизация отдельных бизнес-процессов (управление безопасностью, хранилищами данных и др.) или работа IT-сервисов (приложений) – все это еще не означает наделения традиционного бизнеса «интеллектом». Для этого необходимо построить разветвленную IT-инфраструктуру компании, что позволит менеджменту получить дополнительные инструменты для принятия стратегических решений. Согласно отчету компании Gartner, в 2005 г. главным приоритетом руководителей западных компаний было повышение эффективности бизнес-процессов и ускорение развития за счет использования высококачественных IT-услуг. «Технологически продвинутые компании пытаются автоматизировать не отдельные процессы (например, управление складом, бухгалтерия), а связанные цепочки (управление поставками, управление финансами), что приведет к получению комплексных решений», – утверждает Влад Березин, директор по проектам компании Innoware.


Точка отсчета


Построение «умной компании» – многоуровневый и комплексный процесс, требующий длительного времени и существенных капиталовложений. При этом важной является фигура IT-директора, роль которого за последние годы, по наблюдениям экспертов, существенно изменилась. «В ведущих компаниях IТ-директор зачастую входит в состав совета директоров. Он принимает непосредственное участие в управлении компанией. И степень использования потенциала информационных технологий при реализации бизнес-задач во многом зависит от того, насколько глубоко этот человек понимает бизнес своей компании, участвует в разработке и реализации ее стратегических планов», – отметил Анатолий Верес, генеральный директор компании «Квазар-Микро» в Украине.


Традиционно внедрение информационных технологий обусловлено конкретными потребностями, а также учитывается в процессе разработки стратегического бизнес-плана развития компании. Речь идет об IT-стратегии, которая определяет технологическое развитие бизнеса. Нередко даже при ее отсутствии руководство компании и работники IT-отдела четко осознают наличие реальных вызовов, на которые могут ответить те или иные технологии. Согласно результатам исследования, проведенного компанией Newton Advice Bureau совместно с Verysell и E-xecutive, 44,8% опрошенных заявили, что участие IT-директоров (CIO) в разработке стратегических планов компаний происходит крайне редко. Только 42% IT-директоров принимают во внимание общую бизнес-стратегию при разработке IT-стратегии. В итоге повышается риск бесполезного внедрения информационных решений, которые к тому же могут не соответствовать реальным потребностям компании.


Шаг за шагом


По мнению опрошенных «&» экспертов, сам процесс построения «умной компании» разделяется на несколько последовательных, взаимосвязанных между собой этапов.


Первый этап. Выделение бизнес-процессов, которое производится с помощью механизмов IT-консалтинга. В результате реализации этого этапа может быть определена очередность автоматизации бизнес-процессов, которая нередко напрямую зависит от самого бизнеса. «Необходимость изучать жизненно важные для компании процессы на данном этапе носит первостепенный характер», – утверждает Анатолий Верес.


Втрой этап. Автоматизация консервативных (неизменных) бизнес-процессов. По мнению Владислава Радыша, заместителя директора по развитию бизнеса Cisco Systems в Украине и Беларуси, «в любой компании существуют консервативные (отличающиеся постоянством и единым алгоритмом) и динамичные (операционные) бизнес-процессы. Первая категория поддается автоматизации намного легче, вторая же требует применения адаптивных систем, способных быстро приспосабливаться к изменившимся условиям». Действительно, анализ самых успешных и масштабных проектов внедрения ERP-систем в Украине показывает, что подавляющее их большинство реализовано на предприятиях с консервативными процессами, например, в металлургической отрасли. В то же время эксперты отмечают наличие непреодолимых трудностей внедрения интеллектуальных систем на опытных производствах (высокоточных, авиационных), поскольку там превалируют динамичные бизнес-процессы.


Третий этап. Автоматизация оперативных бизнес-процессов реализуется с помощью построения адаптивной модели. Ведущие разработчики решений для бизнеса подчеркивают постоянную изменчивость его схем в украинских компаниях и стараются следовать этой тенденции. «Смысл концепции адаптивного предприятия Hewlett-Packard заключается в возможностях технической адаптации инфраструктуры в процессе увеличения бизнеса, перегруппировке ресурсов, а также предоставлении менеджменту инструментов для реакции на существующие вызовы», – сказал Сергей Савенко, глава представительства HP в Украине.


Четвертый этап. Моделирование имеет целью определить общую работоспособность отстроенных на предыдущих этапах бизнес-процессов. На данном этапе важно автоматизировать поступление информации от самого отдаленного элемента в работе компании. Например, в случае с производителем продуктов питания речь может идти о торговом представителе, работающем непосредственно на месте реализации товара, а собранная им информация по спланированной сетевой инфраструктуре доставляется в центральный офис.


Пятый этап. Планирование вычислительных мощностей, то есть необходимость наличия серверов, data-центров, хранилищ данных и другого аппаратного обеспечения, отвечающего определенным параметрам (уровню безопасности, ожидаемому эффекту и возврату инвестиций). В частности, необходимость в современном аппаратном обеспечении в последние годы приводит к стабильному росту спроса на компьютерную технику со стороны бизнеса. Особенно динамично растет продажа ноутбуков. Игорь Волынский, директор по маркетингу группы компаний «Даталюкс», считает: «По нашим оценкам, в этом году будет реализовано 1,2-1,4 млн. персональных компьютеров, в том числе до 300 тыс. ноутбуков. Причем около 750 тыс. из общего числа устройств будут работать «в домашних условиях», остальные – в различных сегментах бизнеса».


Шестой этап. Оценка проекта с точки зрения возврата инвестиций является завершающим этапом построения «умной компании», который представляет собой повторную оценку всего проекта с точки зрения эффективности вложения средств.


Правильные инвестиции


Технологическое наполнение компании IT-решениями – достаточно затратный процесс. Поэтому любые просчеты руководства на стадии оценки необходимости автоматизации приводят к неэффективному вложению денег. По данным «Вестника McKinsey», 70% всех проектов по внедрению не оказывают желаемого влияния на бизнес, а до 40% закупленного программного обеспечения остается в итоге невостребованным. Подобное происходит и с системами управления ресурсами компании. По одному из подсчетов, отдельно взятая компания использует порядка 27% всех возможностей, которые способна ей предоставить ERP-система.


Для наделения традиционного бизнеса «интеллектом» необходимо построение разветвленной IT-инфраструктуры компании, что позволяет менеджменту получить дополнительные инструменты для принятия стратегических решений. 

Описанные трудности указывают на наличие еще одного, не менее важного, чем необходимость модернизации, критерия, который сопутствует внедрению IT-решений в современном бизнесе. Речь идет о так называемом принципе разумной достаточности. «Существует нормальное стремление при разумных капитальных затратах достичь нужного эффекта. Однако у нас в стране IT-руководители редко понимают, что такое операционные расходы и сколько их нужно (деньги на поддержку инфраструктуры, серверов, кондиционирование помещений и др.). Исключение составляют банковский сектор, рынок телекоммуникаций и финансово-промышленные группы. Для них IT-решения уже не поддержка, а механизм, который приносит деньги», – говорит Владислав Радыш.


Инвестиции в техническую модернизацию в западных странах давно стали неотъемлемой составляющей развития бизнеса. На это выделяется в среднем от 1,5 до 2,5% оборотных средств. В странах СНГ бизнес пока не готов к таким издержкам, ограничиваясь, по разным оценкам, отметками 0,5-2% оборота.


Эксперты утверждают, что процент динамичных (изменчивых) бизнес-процессов в Украине намного выше, чем в западноевропейских странах и США. Это объясняется достаточно высокими темпами развития экономики, а также социально-политической нестабильностью. Информационные технологии имеют повышенную чувствительность к подобным факторам в силу своих продуктовых особенностей (чрезвычайно короткий жизненный цикл). Именно поэтому внедрение IT-решений в развитых странах происходит проще и быстрее, ведь большинство их компаний уже много лет остаются стабильными в плане организационной структуры и построения бизнес-процессов. 







«Умная компания» – это…


Валерий Лановенко, генеральный директор компании «Microsoft Украина»:
– В моем понимании «умная компания» заключает в себе два ключевых атрибута. Во-первых, она пытается максимально полно раскрыть потенциал каждого своего сотрудника. Поэтому все, начиная с рабочего места (интерьера офиса, удобства передвижения) и заканчивая управлением информацией и организацией рабочего цикла, должно работать на человека. Во-вторых, при построении бизнес-процессов руководство компании должно думать о завтрашнем дне, учитывая возможный эффект масштабирования (к примеру, увеличения количества сотрудников).


Владислав Радыш, заместитель директора представительства по развитию бизнеса Cisco Systems в Украине и Беларуси:
– Когда мы говорим об «умной компании», то подразумеваем наличие определенного механизма принятия решений. Эта особенность отличает ее от «интеллектуальной компании» (intelligent company). Сегодня IT-решения модернизируются в сторону эффективного интеллектуального управления компанией. Речь идет не просто о возможности управления бизнес-процессами с помощью информационных технологий, а об IТ как мощном инструменте для принятия решений в руках топ-менеджмента.


Анатолий Верес, генеральный директор компании «Квазар-Микро» в Украине:
– «Умная» – это компания, умеющая оперативно и эффективно реагировать на изменения правил игры на рынке. IT-решение – один из инструментов, с помощью которого компания получает возможность своевременно реагировать на малейшие изменения конкурентной среды, оперативно перестраивать свои внутренние процессы в соответствии с новыми требованиями рынка. Поэтому можно говорить, что «ум» компании – в ее способности расти быстрее конкурентов, развивать бизнес в условиях высокой неопределенности и повышенных рисков.


Андрей Самогулов, генеральный директор компании SiBis:
– Под «умной» я подразумеваю компанию, использующую в своей бизнес-деятельности продукты интеллектуального труда, которые обеспечивают работу с информацией. В таких компаниях ставка делается на интеллектуальные ресурсы, а успех зависит именно от применения интеллектуального потенциала. С «умной компанией» сегодня наиболее часто ассоциируются такие понятия, как ERP, CRM, BDW, СIOBIT, ITIL, ISO и др. Поэтому к их числу могут примкнуть лишь планомерно использующие IT-инвестиции для увеличения своей прибыли.

Залишити відповідь