За 4 года кондитерский дом «Шантиль» превратился из маленького цеха в основного поставщика кексов-маффинов и тортов для сети McDonald’s в СНГ.
Стать поставщиком крупной и быстро растущей компании означает получить практически неисчерпаемый резерв развития. Стать поставщиком компании McDonald’s для небольшого локального бизнеса означает открыть для себя зарубежные рынки сбыта, передовые технологии производства продукции и современные стандарты партнерства. Но, получая большие преимущества от сотрудничества, поставщик берет на себя повышенные обязательства. Предвосхищение ожиданий заказчика помогло кондитерскому дому (КД) «Шантиль» стать основным поставщиком кексов-маффинов и тортов для сети ресторанов в Украине и странах СНГ.
Выбор ниши подсказала интуиция
Инвестиции в первый производственный цех кондитерского дома в Святошинском районе Киева составили 200 тыс. грн. Средства пошли на аренду помещения в 180 кв. м, проектные работы, косметический ремонт, закупку нового оборудования, наем пекарей и кондитеров, и самое важное – поиск главного кондитера, которого в итоге пригласили из Болгарии. Для старта кондитерского бизнеса Павел Степанов, основатель и собственник «Шантиля», вынужден был продать свою квартиру, поскольку в 2002 г. банковский кредит под новый проект получить было практически нереально.
Как и у многих предпринимателей, собственный бизнес Павла стал логическим продолжением более чем 10-летней карьеры в коммерческих структурах в качестве наемного работника. После нескольких попыток начать работать по специальности программист с образованием Киевского политехнического института, особо не задумываясь над последствиями своего шага, пошел работать в один из первых в Украине ресторанов McDonald’s. С позиции менеджера-стажера началась его карьера в общепите. Со временем он стал директором одного из киевских ресторанов McDonald’s. После этого были управленческие должности еще в нескольких структурах пищевого профиля, среди них – заведения быстрого питания.
Рестораны, в которых работал Павел, испытывали трудности с закупкой действительно качественных кондитерских изделий. Рынок был завален низкокачественной дешевой продукцией. Это и послужило толчком к открытию собственного кондитерского цеха. На то время он был 13-м зарегистрированным подобным цехом только в Святошинском районе. «Мы не проводили масштабных исследований рынка. Но, думаю, даже если бы в то время оказалось не 13, а 100 цехов-конкурентов, нас это не остановило бы. Вкладывая деньги в собственный бизнес, я был абсолютно уверен в перспективности выбранной мною ниши. И интуиция меня не подвела», – констатирует Павел Степанов.
Со дня открытия миссией кондитерского дома «Шантиль» стало производство высококачественных кондитерских и хлебобулочных изделий. Ориентир был взят на рестораны быстрого питания, не имевшие замкнутого производственного цикла. А в дальнейшем поставки также начали осуществляться в магазины и супермаркеты, где не было своих пекарен и кондитерских цехов («Фуршет», «МегаМаркет» и т. д.). Штат кондитерского дома составлял 9 человек, включая администрацию, пекарей, кондитеров и обслуживающий персонал.
Не по дням, а по часам
Через три месяца после запуска производственных линий кондитерский дом принял участие в тендере компании McDonald’s на поставки нового для сети ресторанов продукта – маффинов. Участие в тендере принимали несколько претендентов. Главным поставщиком был назван «МакСмак», а «Шантиль» стал вторым, то есть запасным поставщиком. Но на скамейке запасных он оставался недолго – уже через три месяца было принято решение размещать весь заказ на маффины у него.
«Мы вводили маффины в меню в качестве промопродукта на определенный период. Но, увидев, что они достаточно быстро завоевали популярность, решили оставить их в постоянном ассортименте, – рассказывает руководитель отдела поставок компании McDonald’s Ukraine Андрей Мугуев. – Поэтому уже через несколько месяцев после проведения тендера возникла необходимость увеличения производственных мощностей поставщиков. Проведенный нами аудит показал, что «Шантиль» имел более высокие резервы расширения производства с учетом требований нашей компании к его организации. Поэтому уже летом 2003 г. весь украинский объем заказа маффинов был размещен на этом предприятии».
Постоянное наращивание производства и следование пожеланиям главного заказчика позволили кондитерскому дому «Шантиль» в 2004 г. выйти на рынки Грузии, Азербайджана и Беларуси. А после введения в эксплуатацию в январе 2006 г. производственного комплекса в Барышевке (1,5 тыс. кв. м) – удовлетворить спрос и российских ресторанов McDonald’s. Сегодня производственные мощности компании полностью обеспечивают потребности в маффинах и тортах ресторанов сети в Украине и упомянутых странах. Годовой объем потребления в Украине составляет около 900 тыс. маффинов: 400 тыс. шоколадных и 500 тыс. с черной смородиной. Объем экспорта в страны СНГ достигает 3,6 млн. кексов в год.
Хотя ассортиментный ряд «Шантиля» насчитывает более 40 наименований продукции, 90% продаж принадлежит четырем позициям (два вида маффинов и два вида тортов), производимым по заказу McDonald’s. С операционной точки зрения сконцентрироваться на производстве нескольких видов продукции легче, чем постоянно обновлять ассортимент. Кроме того, нет необходимости заниматься сбытом, маркетингом, накапливанием на складах – товар производится под заказ. Вместе с тем зависимость от одного покупателя может пагубно сказаться на стабильности бизнеса. Для уменьшения такой зависимости к концу 2006 г. кондитерский дом планирует начать выпуск более 20 наименований хлебобулочных изделий и более 15 видов слоеных изделий. Цель компании на ближайшее будущее – сократить долю McDonald’s в своих поставках до 70%.
Как попасть в семью
Быстрый рост и утверждение «Шантиля» в качестве основного поставщика для ресторанов McDonald’s в пяти странах неслучайны. Кондитерскому дому пришлось поменять и организовывать с нуля многие бизнес-процессы с тем, чтобы соответствовать запросам главного покупателя. Пройдя карьерную лестницу в McDonald’s от менеджера-стажера до директора ресторана, Павел Степанов знал, насколько недопустимы для компании с четкими стандартами обслуживания сбои в поставках. Поэтому изначально ориентировался на длительное партнерство: «Мы старались выпускать и выпускаем продукт высокого качества, безопасный с точки зрения потребления, мы также стремимся не подводить заказчика по срокам поставок».
Пока мощности производства используются на 25%.
McDonald’s весьма тщательно подходит к процессу выбора своих партнеров. Претенденты на эту должность должны понимать, что стать поставщиком корпорации означает в какой-то степени быть ее частью, сохраняя при этом юридическую независимость. Они должны соблюдать кодекс поставщика, который фактически определяет правила поведения в МcFamily. Хотя в семье поставщиков могут произойти и ротации. Чтобы уберечь себя от возможных сбоев с поставками, компания всегда работает с несколькими производителями: главным и запасными. Наличие поставщиков второго эшелона, которые в любое время готовы занять место основного поставщика, стимулирует последнего тщательнее выполнять свои обязательства. Тем более что представители McDonald’s регулярно проводят аудит качества их выполнения. Так компания культивирует у поставщика постоянное желание совершенствоваться и быть лидером в своей отрасли.
Бизнес-процессы, которые кондитерскому дому «Шантиль» пришлось адаптировать к стандартам основного покупателя, относятся к двум сферам: производственной и общественной. В январе 2006 г. на предприятии начался процесс внедрения системы контроля качества и безопасности выпускаемой продукции – НАССР «Анализ рисков и контрольно-критические точки». В НАССР детально описано движение сырья, готовой продукции и персонала на производстве – с момента попадания сырья в процесс переработки до момента упаковки и отправки продукта на хранение. Введение НАССР – для поставщика обязательное условие работы с McDonald’s. Полностью внедрить систему в производство «Шантиль» планирует к началу следующего года.
Кондитерскому дому пришлось изменить и организовать с нуля многие бизнес-процессы с тем, чтобы соответствовать запросам главного покупателя
Также благодаря McDonald’s компания освоила современную технологию хранения готовой продукции – глубокую заморозку. Технология производства маффинов предусматривает глубокую заморозку сразу после выпекания и первичной упаковки. Их размораживают только перед открытием ресторанов, чтобы выпечка попадала потребителю свежей. Технологии, приобретенные в ходе сотрудничества, кондитерский дом использует и в работе с другими клиентами, хотя их требования могут быть не настолько высоки. То же касается и стандартов поставок – компания перенесла их на всех своих покупателей. И это дает ей дополнительное конкурентное преимущество.
Контролем производственного процесса участие основного покупателя в деятельности поставщика не ограничивается. Компания очень трепетно относится к своим ценностям (честности, открытости, социальной ответственности) и старается воспитать своих партнеров активными членами общества. Производители подписывают кодекс поведения поставщика McDonald’s, проходят специальный тренинг по созданию здоровой рабочей атмосферы на предприятии. Впоследствии независимые аудиторские компании проводят аудиты социальной ответственности. Потенциальным партнерам нужно учитывать, что придется идти и на эти дополнительные затраты и хлопоты.
Производитель сладостей Кондитерский дом «Шантиль» существует с 2002 г. и является предприятием со 100%-м частным украинским капиталом. В сентябре 2006 г. «Шантиль» стал основным поставщиком маффинов и тортов для сети ресторанов McDonald’s в Украине и в ряде стран СНГ. В настоящее время компания выпускает две основные группы изделий: хлебобулочные (маффины двух видов) и кондитерские (более 40 наименований). Сегодня 90% продаж кондитерского дома обеспечивает сеть ресторанов McDonald’s. Также в число потребителей продукции «Шантиля» входят сети супермаркетов, рестораны, кафе. Для увеличения объема экспортных поставок, а также обеспечения продукцией розничных сетей летом 2006 г. компанией был приобретен и модернизирован производственный комплекс в пгт Барышевка Киевской области. Штат компании вырос до 60 чел. Комплекс, площадь которого составляет 1500 кв. м, оснащен новейшим итальянским оборудованием. Общие инвестиции в его покупку и модернизацию составили более 2,5 млн. грн. Производственные мощности комплекса рассчитаны на 5 т хлебобулочной и 0,5 т кондитерской продукции в сутки. Сейчас они используются на 25%, что позволяет кондитерскому дому активно наращивать объемы производства. В 2007 г. компания планирует ввести в действие все производственные линии и начать работу по их загрузке. В ближайших планах – увеличение объемов выпуска продукции для McDonald’s (в том числе на экспорт), сотрудничество с этим заказчиком по проекту McCafe, увеличение объемов выпуска продукции для розничной продажи и для сектора КаБаРе в Киеве и других городах Украины.