Урегулирование законодательства и развитие лизинговых компаний способствовало появлению на финансовом рынке продукта, который может потеснить позиции привычного банковского кредита.
Впоисках финансовых ресурсов для развития бизнеса большинство украинских компаний отдают предпочтение банковскому кредиту. Но, как отмечают эксперты, компании с прогрессивным менеджментом постоянно ищут новые способы решения старых задач. Этому способствует как появление новых инструментов, так и повышение привлекательности уже существующих. Одним из таких альтернативных инструментов, к применению которого в последнее время эксперты отмечают рост интереса, является лизинг. Подобная тенденция в первую очередь формируется благодаря активному выходу на этот рынок новых компаний, в основном учрежденных иностранными банками.
Целесообразность применения лизинга или кредита рассмотрим на примере решения распространенной задачи – покупки компанией автотранспорта.
Сравнивать ежемесячные платежи некорректно
При выборе оптимального инструмента в первую очередь внимание обращается на экономическую эффективность операции. На сегодняшний день стоимость банковского кредита для покупки компанией автомобиля составляет приблизительно 11-14,5% (в долларах США). Удорожание объекта лизинга (показатель, позволяющий сравнивать продукты разных лизинговых фирм) в предложениях лизинговых компаний колеблется в пределах 7-14%, где нижняя граница эквивалентна кредиту по ставке 14% годовых в долларах США. «Из-за разницы процентных ставок между банками и лизинговыми компаниями существует предубеждение о дороговизне лизинга по сравнению с кредитом. Поскольку клиенты склонны непосредственно сравнивать месячные платежи по одному и другому инструменту», – отмечает Евгений Стоянов, ведущий менеджер «Украинской лизинговой компании». Но подобный подход некорректен ввиду того, что при кредитовании банк оказывает клиенту единичную услугу – предоставляет кредит (средства для покупки), а остальные обязательные платежи и заботы о купленном объекте ложатся на плечи заемщика. В то время как лизинговая услуга – продукт комплексный. «Сравнение возможно только если к стоимости банковского продукта прибавить все включенные платежи, связанные с объектом покупки (страхование за весь период, оформление залога, проценты за обслуживание, комиссию за открытие счета, перечисление денег поставщику и т. п.)», – констатирует Евгений Стоянов.
Так, согласно данным лидеров банковского сектора Украины, кроме упомянутой выше стоимости самого кредита, юридическое лицо должно понести отдельно такие затраты:
• оформить страховку на автомобиль (4-6% от стоимости авто);
• уплатить госпошлину за оформление залога (0,1%) и нотариальные услуги (300-500 грн.);
• произвести платеж за расчетно-кассовое обслуживание (1-2% единоразово, а в некоторых банках еще и 0,1-0,4% ежемесячно).
Кроме того, клиент должен сделать взнос в Пенсионный фонд (3%) и заплатить за регистрацию авто в органах ГАИ. Также возможно существование платы за рассмотрение кредитной заявки – 100-150 грн.
Стоит отметить, что с целью привлечения клиентов некоторые банки идут на уловки, связанные со снижением номинальной ставки по кредиту. В то же время реальная ставка остается на прежнем уровне за счет взимания денег за дополнительные услуги (комиссии). Но не только банки используют подобные уловки. Согласно рекомендациям Вероники Штельмах, эксперта Международной финансовой корпорации, клиенту, решившему прибегнуть к лизингу, перед оформлением договора необходимо уточнять содержание комиссионного платежа, чтобы потом не пришлось за что-либо доплачивать. Дело в том, что каждая лизинговая компания может включать туда разные составляющие. К тому же даже если суммы лизинговых платежей одинаковы у разных компаний, при сравнении следует учитывать распределение сумм по периодам, момент выплат (в начале или конце периода) и их периодичность. Влияние этих факторов обнаруживается в процессе дисконтирования прогнозных потоков лизинговых платежей. Ведь несмотря на то что итоговая сумма лизинговых платежей одинакова, неравномерное распределение платежей по периодам ведет к изменению реальных затрат (выявляются путем дисконтирования и сравнения полученных значений дисконтированной (приведенной) стоимости денежных потоков).
Выбирая лизинг, предприниматель платит больше за экономию времени и усилий
При покупке автомобиля в кредит платежи по кредиту и другие расходы включаются в валовые затраты. Что же касается лизинга, то существуют некоторые различия в зависимости от использования оперативного или финансового лизинга. «Налоговые последствия при использовании финансового и оперативного лизинга не имеют существенной разницы. При финансовом лизинге – лизинговый платеж состоит из возмещения стоимости автомобиля (не относится на валовые затраты, а относится в форме амортизационных отчислений, поскольку объект лизинга находится на балансе предприятия), комиссии лизинговой компании (полностью относится на валовые затраты), а также НДС (формируется налоговый кредит). При оперативном лизинге лизинговый платеж полностью относится на валовые затраты, а НДС также формирует налоговый кредит», – разъясняет Роман Иваненко, генеральный директор Euro Leasing.
В целом реальные затраты на использование обоих инструментов имеют несущественную разницу. Поэтому для окончательного выбора между ними компании следует проанализировать дополнительные факторы.
Плата за дополнительный сервис
«Основное преимущество лизинговой схемы для клиента перед кредитной – экономия времени и затраченных усилий на выполнение действий, связанных с обслуживанием и содержанием собственного имущества (автопарка, оборудования и др.), обслуживанием банковского кредита и страховки», – констатирует Людмила Золотарева, генеральный директор «VAB Лизинг».
Лизинговая компания на первом этапе сделки полностью берет на себя поиск и резервирование автомобиля, сопровождение и контроль за доставкой, растаможкой и оплатой автомобиля, включая проверку комплектности и качества, а также соответствие всех документов, чтобы купленный автомобиль можно было зарегистрировать надлежащим образом. Параллельно проводит подготовку и согласование всех необходимых для осуществления сделки договоров (купли-продажи, страхования, кредитного, залога, лизинга, гарантийного и сервисного обслуживания). Таким образом, вместо пяти договоров, как в случае с кредитом, клиент подписывает один – договор лизинга. После чего получает готовый к эксплуатации автомобиль. Во время эксплуатации транспортного средства лизинговая компания берет на себя администрирование платежей и оформление бухгалтерской документации, которые клиент при покупке в кредит должен был бы осуществлять самостоятельно (оплата стоимости ежегодного техосмотра, оплата налога с владельцев транспортных средств, перечисление денежных средств на покупку валюты, оплата страховых платежей, ежемесячное перечисление купленной валюты двумя платежами в счет погашения процентов по кредиту и погашения тела кредита и т. д.). «Если компания привлекла кредит в инвалюте, то у нее на балансе отражается валютный кредит. Это требует пересчета курсовых разниц как по остатку кредита, так и при каждом погашении кредита и приобретении валюты. При использовании лизинга клиент платит только лизинговой компании в национальной валюте один платеж в месяц. Это существенно экономит рабочее время сотрудников бухгалтерии предприятия, а также сокращает документооборот, упрощает бухгалтерский учет и контроль за этими видами расходов при финансовом планировании и составлении управленческой отчетности», – уточняет Людмила Золотарева.
«При возникновении проблем (к примеру, ДТП) или изменении потребностей клиента лизингодатель может заменить автомобиль на другой (например, на автомобиль выше/ниже классом, микроавтобус и т. д.) либо поможет продать его по максимальной рыночной цене. При ДТП лизинговая компания выступит посредником между клиентом, страховой компанией и станцией технического обслуживания. Не дожидаясь возмещения ущерба, страховая компания сама оплатит ремонт автомобиля, что значительно сократит сроки восстановления», – рассказывает Людмила Золотарева. «Впрочем, несмотря на столь значительные дополнительные преимущества лизинга в целом, некоторые собственники бизнесов мотивируют выбор кредита по сравнению с лизингом тем, что все равно есть в штате компании сотрудники, занимающиеся подобными вопросами. А значит нет необходимости платить за эти же услуги лизинговой компании», – отмечает Олеся Момотюк, руководитель отдела лизинга «Оптима-лизинг».
Количество сервисов, которые клиент получит вместе с объектом лизинга, варьируется от компании к компании и находит отражение в стоимости ее услуг (проценте удорожания предмета лизинга).
Кому выгоден лизинг
На рынке присутствуют экономические субъекты, которым невыгодно или нереально привлечение кредитных средств для покупки активов. Поэтому единственное решение для них – лизинг. Во-первых, к таковым относятся компании с иностранным капиталом, активно пользующиеся услугами оперативного лизинга автотранспорта. «Таким образом они придерживаются политики отсутствия непрофильных активов на балансе, поскольку считают, что для них это дешевле и проще, нежели содержать собственный автопарк», – рассказывает Роман Иваненко, генеральный директор Euro Leasing. Другая причина использования оперативного лизинга по сравнению с финансовым лизингом и кредитом – необходимость избежать негативного влияния непрофильных активов на структуру баланса. «Их присутствие может негативно отразиться на стоимости компании, акции которой котируются на бирже. Также стоит отметить, что при оперативном лизинге лимит финансирования (максимально возможный объем кредитных средств, которые может привлечь компания) не сокращается, ликвидность баланса не ухудшается. Это особо актуально, когда компания имеет выбор – взять кредит на покупку автомобиля или на развитие профильного бизнеса. «К тому же, при регистрации автомобиля на компанию (при покупке в кредит) требуется открытие автохозяйства, а при оперативном и финансовом лизинге эта необходимость отпадает, что экономит рабочее время сотрудников предприятия и сокращает расходы», – рассказывает Людмила Золотарева.
Во-вторых, только лизингом могут воспользоваться компании, доля государственной или коммунальной собственности в которых больше 25%. Причина в том, что для них существует мораторий на отчуждение основных средств. «Поэтому банки с ними не работают, поскольку в случае невыполнения обязательств со стороны заемщика банк не сможет реализовать залог. Для лизинговой компании эта особенность не имеет значения, так как оборудование, переданное в лизинг, находится в собственности лизинговой компании до момента последнего платежа», – рассказывает Роман Иваненко (право собственности состоит из трех составляющих: право пользования, владения и распоряжения. Когда предмет лизинга передается лизингополучателю, право пользования и право владения получает лизингополучатель. Право распоряжения лизинговая компания оставляет у себя, то есть лизингополучатель не может продать объект лизинга).
Стоимость лизинговых услуг может снизиться Большинство лизинговых компаний работают через банки, привлекая от них финресурсы. Это автоматически приводит к повышению стоимости услуг лизинговой компании, то есть лизинг фактически дороже кредита на этот процент. В последнее время ситуация здесь начала меняться в лучшую сторону. «Появились лизинговые компании, способные предоставлять нормальный уровень услуг по сравнительно приемлемой цене, поскольку научились привлекать деньги, как и банки, на открытом рынке. Например, через размещение облигаций», – уточняет Роман Иваненко. Объединяющие черты баланса
Банки и лизинговые компании практически одинаково подходят к оценке клиента. «На стоимость финансирования влияет срок, на который оно привлекается, платежеспособность предприятия и ликвидность интересующего клиента объекта покупки на вторичном рынке. Кроме того, принимается во внимание профильность приобретаемого актива, цель его использования, рыночная позиция самого заемщика и перспективы развития сектора, в котором он работает. Но поскольку деятельность лизинговых компаний не регулируется НБУ, они имеют возможность предложить более гибкие условия по сравнению с банковским кредитованием», – констатирует Татьяна Саусь, генеральный директор «Ласка Лизинг». Это проявляется в готовности лизинговых компаний работать с гораздо большими видами обеспечения, чем банки (аванс, обратный выкуп, поручительства физических и юридических лиц, залоги, страхование, без обеспечения). Но стоит учитывать, что чем более уникальное оборудование компания хочет купить с помощью лизинга или банковского кредита, тем менее охотно с ней будут работать финансовые компании. Поскольку в случае неплатежеспособности должника реализовать такое оборудование по выгодной цене на вторичном рынке для компенсации затрат не будет возможности ввиду его низкой ликвидности. «Предоставляя кредит, банки выдвигают требования к дополнительному залогу. Но у многих компаний или нет достаточно ликвидных активов, или те, что есть, уже находятся в залоге под другими кредитами. В таком случае банки отказывают в кредитовании. При лизинге (в основном) залог не требуется, поскольку лизинговые компании в отличие от банков не должны выполнять нормативы регулятора», – резюмирует Роман Иваненко.
Уточнение В №46 от 17 ноября 2006 г. на с. 66 по ошибке была помещена не та фотография к комментариям финансового директора компании «САН Интербрю Украина» Оксаны Комарницкой. Аналогичная ошибка была допущена на стр. 34 с размещением фотографии директора компании «АВК» Андрея Дикунова. Редакция приносит свои извинения А. Дикунову, О. Комарницкой и читателям журнала за допущенные ошибки.