Инвестиции
«Тонкий» удар по китайским телефонам
Финская Nokia впервые пополнила свой портфель тонкими мобильными телефонами. Компания анонсировала четыре модели разных ценовых категорий: смартфон-»раскладушку» Nokia 6290 толщиной 13,1 мм (стоимость 325 евро), моноблок Nokia 6300 (250 евро), камерофон-»раскладушку» Nokia 6086 (200 евро) и скромную бюджетную модель Nokia 2626 (75 евро). Выпуск линейки намечен на I квартал 2007 г. Впрочем, осенью Nokia уже представила два аппарата N-серии, стоимость которых была далеко не «бюджетной» (от 400 евро). Новые модели удовлетворят спрос менее состоятельных покупателей.
По мнению экспертов, нынешняя инициатива Nokia означает, что финны решили следовать модной тенденции производства тонких телефонов. Первым сверхпопулярным тонким телефоном стал Motorola Razr V3, появившийся в 2004 г. Когда в мире было продано более 50 млн. этих трубок, о выпуске тонких аппаратов объявила и компания Samsung.
Правда, решение Nokia вряд ли поможет вытеснить Samsung и Motorola из тонкого сегмента. 13 мм для искушенных покупателей – не сюрприз. У конкурентов уже совершенно другой стандарт тонкости: у Samsung – 8 мм, у Motorola – 9 мм. Между тем наличие в линейке бюджетной модели позволит нанести упреждающий удар по наступающим китайским производителям, таких как Huawei и ZTE.
Участники рынка также отмечают, что Nokia не впервые заимствует удачные идеи конкурентов. В 2004 г., когда доля рынка производителя снизилась с 38 до 35%, маркетологи компании пришли к выводу, что продажи улучшит появление в ассортименте телефонов-»раскладушек» (первый такой аппарат StarTac в 1996 г. представила Motorola). Выпустив на рынок сразу шесть моделей нового для себя формата, Nokia уже к 2005 г. восстановила пошатнувшиеся позиции.
Кризис-менеджмент
Ford пошел ва-банк
Новый гендиректор Ford Алан Малалли решил рискнуть по-крупному. Компания, которая за 9 месяцев текущего года зафиксировала убытки в $7,2 млрд., берет заем в $18 млрд. Для этого автопроизводитель готов заложить не только производственные мощности, но и все, чем владеет в США: офисные здания, интеллектуальную собственность и акции своих прибыльных «дочек». Несмотря на уверения руководства в том, что Ford не стоит «перед чертой, за которой следует банкротство», объявленный заем стал первым за 103-летнюю историю концерна, при котором закладываются активы. Ранее успешное ведение дел позволяло ему брать кредиты без залога. Чего, кстати, не скажешь о других автопроизводителях (в том числе General Motors), которые периодически закладывают производственные мощности. Одновременно Ford выставил на продажу известную марку спортивных автомобилей Aston Martin, а также Automobile Protection Corporation.
Часть полученных денег пойдет на замещение старой кредитной линии в $6,3 млрд., не обеспеченной залогом. Остальные – на финансирование масштабной реструктуризации «Путь вперед», которая требует выплат более 30 тыс. увольняемым рабочим и инвестиций в новые модели, более экономичные с точки зрения расхода бензина.
Между тем, как уверяют многие эксперты, в ближайшие годы Ford будет продолжать нести убытки из-за падения продаж автомобилей в США, не выдерживающих конкуренции с азиатскими брендами. По некоторым данным, кризис продлится до 2009 года.
Инвестиции
Wal-Mart прорвалась на рынок с оборотом $200 млрд.
Wal-Mart, крупнейшая розничная сеть в мире, опередила своих конкурентов в борьбе за перспективный рынок Индии. Ритейлер договорился о создании СП на паритетных основах с Bharti Group (владеет крупнейшим индийским мобильным оператором Bharti Airtel). Финансовые условия сделки не раскрываются.
Уже через несколько месяцев в стране откроются сотни магазинов под двумя марками, которые будут принадлежать Bharti и работать по франшизе Wal-Mart. Американской компании необходимо было взять в партнеры местную компанию: индийские законы запрещают иностранным сетям самим открывать здесь магазины. Зарубежные ритейлеры должны быть представлены индийскими компаниями, работающими по франшизе и только в формате cash & carry. Исключение делается лишь для монобрендовых магазинов.
До последнего момента за контракт с Bharti состязались также британская Tesco, французская Carrefour и немецкая Metro. Но победа над конкурентами еще не гарантирует успех Wal-Mart. Пока на розничном рынке Индии (оценивается в $200 млрд. и к 2015 г. должен достичь $330 млрд.) преобладают 12-15 млн. небольших семейных магазинов. На продажи сетей приходится лишь $8 млрд. в год. Соревнование с местными ритейлерами может оказаться для Wal-Mart куда напряженнее, чем с мировыми.