Новшества Налогового кодекса создадут предпосылки для коррупции в налоговых органах – эксперты

Введение Налоговым кодексом внеплановых выездных документальных проверок субъектов хозяйствования, помимо усложнения процесса администрирования налогов и сборов, создаст предпосылки для роста коррупции в налоговых органах, считают эксперты, комментируя агентству "Интерфакс-Украина" отдельные нормы принятого парламентом во втором чтении кодекса относительно администрирования налогов и сборов.

"Результатом новшеств в документе могут быть, в частности, ужесточение прессинга со стороны налоговых служб и, соответственно, возникновение благодатной почвы для усиления коррупции на местном уровне, что будет проявляться в предложениях "договоримся, не отходя от кассы", – сказал аудитор аудиторской компании PSP Audit Наталья Салова.

Она пояснила, что такой эффект может дать, в частности, предусмотренная кодексом контрольная внеплановая выездная проверка, предупреждать о которой налогоплательщика теперь не обязательно.

Юрист юридической фирмы "Ильяшев и Партнеры" Екатерина Вознесенская, в свою очередь, считает неприемлемой норму Налогового кодекса, согласно которой документальная внеплановая выездная проверка осуществляется, в том числе, на основании представления налогоплательщиком в налоговый орган уточняющего расчета по соответствующему налогу за проверяемый период.

"Уточняющий расчет – это отчетный документ, который дает право налогоплательщику самостоятельно исправить ошибку в показателях ранее поданной налоговой декларации. Следовательно, он не может быть дополнительным основанием для документальных внеплановых выездных налоговых проверок", – пояснила Е.Вознесенская.

Юрист Международной юридической группы AstapovLawyers Юлия Яшенкова, комментируя норму Налогового кодекса о праве налоговых органов требовать копии документов без какого-либо уточнения относительно их отношения к финансово-хозяйственным или бухгалтерским, предположила, что при отсутствии утвержденного перечня документов налоговый орган может запросить у налогоплательщика документы, "которых даже не существует в природе". "И в каждом таком случае непредоставление налоговому органу запрашиваемых несуществующих документов чревато начислением финансово-хозяйственных санкций и их последующим оспариванием в суде", – говорит юрист.

Более того, по ее словам, проверяемый субъект хозяйствования теперь должен не только снять копии таких документов, но и заверить их своей подписью и печатью (при наличии). Это может быть значительный объем копий. Кроме того, это достаточно длительный процесс во времени, что замедлит нормальный ход коммерческой деятельности субъекта хозяйствования.

Адвокат, управляющий партнер юридической фирмы "Гвоздий и Оберкович" Валентин Гвоздий отмечает, что исключение из списка контролирующих органов Пенсионного фонда и Фонда общеобязательного государственного социального страхования, с одной стороны, является несомненным позитивом для плательщиков налогов, но с другой, может создать определенные проблемы для последних.

По его словам, внесение таких изменений влечет за собой вопрос, кто наделен полномочиями надзора за уплатой сбора на обязательное государственное пенсионное страхование и взносов на общеобязательное государственное социальное страхование (единого взноса).

"Ввиду изложенного законодателю придется вносить изменения, а предпринимателям до внесения таких изменений – стать заложниками такой неопределенной ситуации", – предполагает В.Гвоздий.

Как сообщалось, контролирующими, согласно Налоговому кодексу, являются органы государственной налоговой службы (в отношении налогов, уплачиваемых в бюджеты и государственные целевые фонды), а также таможенные органы (в отношении соответствующих таможенных пошлин, акцизного налога, налога на добавленную стоимость и других налогов, в частности, при перемещении товаров по таможенной территории Украины).

Кодексом также разрешается проведение внеочередной документальной внеплановой проверки налоговых органов, в частности, в случае, если налогоплательщик не предоставил в установленный срок налоговую декларацию или расчеты, если их подача предусмотрена законом.

Верховная Рада 18 ноября приняла Налоговый кодекс во втором чтении. Введение документа в целом предусмотрено с 1 января 2011 года. В то же время для ряда норм предусмотрен переходный период от трех до шести месяцев.

Кодекс может вступить в силу после подписания его президентом и официальной публикации. В настоящее время он находится в Верховной Раде.

Как заявил президент Виктор Янукович, решение относительно подписания Налогового кодекса он примет после выводов экспертов администрации главы государства.

Полная версия комментариев экспертов доступна в еженедельном выпуске "Обзор законодательства".

Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».

Залишити відповідь