Актриса театра Русской драмы Любовь Титаренко 20 лет назад решилась на поступок: вместо того чтобы вкладывать деньги в бизнес, она начала «выбрасывать их на ветер», то есть на создание спектаклей в собственном театре «Браво». Некоторые в этом увидели не реализацию мечты всей жизни, а что-то вроде «сдвига по фазе». Так ли это было, рассказала сама хозяйка театра.
Меня тогда действительно считали чуть ли не городской сумасшедшей, но мне было все равно. Я почувствовала, что способна полностью изменить свою жизнь. Для этого мне необходимо было создать собственный театр. К тому же я знала, как это сделать. Для создания театра не надо было много денег, как некоторые думали, а больше всего нужны были любовь и понимание. Особенно больших денег в бизнесе я не заработала, зато нашла себе там настоящего друга — Сергея Цюпко (предприниматель, президент Ассоциации ювелиров Украины. — Прим. ред.). Я ему тогда помогла решить его вопросы, а он в свою очередь посодействовал мне в покупке аппаратуры, оплате аренды помещения, а также постановке первых двух спектаклей.
В репертуаре важны пьесы, в которых есть и смех, и слезы. Как в жизни. Я очень ценю свое сотрудничество с Александром Марданем, уже поставила две его пьесы. Это одесский бизнесмен и драматург, причем очень тонко мыслящий. Он всегда находит такие сюжеты, из которых получаются хорошие постановки.
Одержимость театром. Если кто-то обижает или оскорбляет мой театр, я готова их уничтожить, хотя по натуре очень добрый человек. Но нормальные люди понимают, что это только ради театра, и прощают.
Смеяться проще всего. А вот работать и делать что-то стоящее — это действительно сложно. Многие из тех, кто смеялся, потом извинялись и работали в моем театре. Они наблюдали и видели успехи.
Многому пришлось учиться. Я не научилась, наверное, быть злой, раз и навсегда вычеркнуть из своей жизни тех, кто когда-то мне сделал плохо. Этой житейской мудрости меня научила мама: умей сама прощать и тебя простят. Но, конечно, с годами мы идем не к легкости, а к усталости и страданию, потому что начинаешь ярче осознавать: нельзя вернуть и переделать то, что однажды было сделано неправильно. Понимая все это, ощущаешь, что времени осталось немного. Поэтому спешишь.
Проблемы надо решать каждый день. Я от государства не получаю ни копейки. Мне приходится все решать самой: с коммунальными службами, пожарными и налоговой. Будь моя воля, я приняла бы в стране такие законы, чтобы можно было правильно распределить свой бюджет и не носить никому взяток, потому что это очень выбивает из колеи. Мне лично было бы приятно, если бы я могла платить актерам гораздо больше, ведь они этого заслуживают. К сожалению, плачу не так много, но постоянно.
Во время кризиса даже без денег можно ставить спектакли. У меня для этого есть старые декорации, костюмы. Остается только находить минимум, чтобы оплачивать труд актеров. А так — с миру по нитке, я же очень хозяйственная, как Плюшкин, все собираю, все тащу в театр, мне со всего Киева приносят.
Любовь очень нужна, особенно сильным людям. Всегда должен быть рядом близкий человек. Считаю, что чем быть с кем попало, лучше оставаться одной. А любви настоящей, конечно, всегда хочется.
Перед вами — счастливый человек. Мне нравится заниматься организаторскими вопросами, но особое наслаждение я испытываю на репетициях, когда выпускаю новый спектакль. Мне кажется, что я заслужила право говорить и быть услышанной. У меня была мечта создать свой театр, и я это сделала, воплотила в жизнь мудрость царя Соломона: «Человек должен быть счастлив при своем деле».
Очень частное дело
Любовь Титаренко, заслуженный деятель искусств. Сначала увлекалась философией, изучая ее три курса в университете. Потом поняла, что слишком энергична и темпераментна для этой науки, и поступила на актерский факультет. Окончив его, работала в Киевском театре русской драмы им. Леси Украинки, где была даже не на вторых ролях, не говоря уже о главных. Страдала от нереализованности.
Ушла из театра и уехала за границу заниматься бизнесом, зарабатывать деньги. Вернувшись, поработала три месяца в том же театре, но поняла, что работать там уже не сможет. Создала свой частный театр «Браво», который и сегодня является фактически эксклюзивным вариантом, потому что других частных театров в Украине практически нет.