Время тотальной конвергенции

Основа для достижения лидерства на современном телекоммуникационном рынке – расширение спектра услуг в сочетании с умением ориентироваться в многообразии предлагаемых рынком технических инноваций.


Телекоммуникационный мир претерпевает поистине революционные преобразования, устанавливающие конвергентные отношения в мире технологий, услуг и бизнес-моделей. На первое место в процессе предоставления комбинированных фиксированно-мобильных услуг и персонализации обслуживания каждого клиента выходят партнерские отношения и альянсы. И есть все основания полагать, что операторов ждет не только падение доходности базовых услуг, но и рост доходов от предоставления интегрированных услуг на базе разнообразного контента. Но для этого им потребуется перестроить не только свои сетевые инфраструктуры, но и бизнес-модели.


Переход от связи к сервису


Долгое время телекоммуникации представляли собой набор специализированных сетей, предназначенных для передачи конкретной информации – телефонной, телеграфной. Услуга связи – передача сообщений – сама по себе представляла ценность для клиента и потреблялась им как таковая. Услуги эти вследствие дефицита скорее покупались, чем продавались, поэтому операторы могли уделять маркетингу минимум внимания.


Эти факторы привели к появлению операторов-монополистов (типа нашего «Укртелекома»). Если конкуренция возникала, то она сводилась к тому, что операторы соревновались в развитии инфраструктур, то есть географическом покрытии, эффективности эксплуатации (снижении цен и повышении качества).


С появлением цифровой коммуникационной техники появилась возможность на базе телефонных сетей создать первые мультисервисные, например, ISDN (в Украине пионером этой услуги стал оператор «Утел», ныне растворившийся в «Укртелекоме»).


С появлением волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) исчезла проблема пропускной способности.
Важнейший идеологический скачок был совершен в начале 1990-х после того, как появилась концепция интеллектуальных сетей связи (IN, Intellectual Networks), провозгласившей отделение логики формирования услуги от устройств сетевой коммутации. Эта же идея была положена в основу архитектуры Интернета.


Одновременно сетевые ресурсы становились более качественными и удельно дешевыми. Поэтому существенно снизилась необходимость оптимизировать сети под конкретный вид передаваемой информации. Так появились предпосылки уже полноценных мультисервисных сетей.


Появление технологий мобильной радиосвязи ликвидировало привязанность абонентского терминала к розетке, подключенной к сети.


Все большую ценность для потребителя стала приобретать не сама услуга связи как таковая (процесс передачи информации), а сервис, доступ к которому возможен благодаря потреблению услуг связи. В итоге в цепочке создания ценности между операторами и пользователями появилось звено сервис-провайдеров, непосредственно создающих услуги, необходимые конечным потребителям.


Две модели, две судьбы


В результате осуществления вышеназванных процессов на рынке телекоммуникационных услуг сложились две модели ведения бизнеса. Первую обычно называют инфраструктурной: оператор поэтапно создает собственную телекоммуникационную сеть, на основе которой и предоставляет конечные услуги абонентам. Это может быть одна услуга (например, только офисная телефония) или сразу целый комплекс (телефония + доступ в Интернет), но так или иначе в большинстве случаев клиент подключается к линии, принадлежащей непосредственно провайдеру услуги. Он и отвечает за состояние линии и качество ее работы.


Вторая модель – сервисная. Она сформировалась под влиянием повышенного спроса на услуги связи. Работающие на основе этой модели операторы выводят на рынок некий пакет услуг, который обеспечивается при помощи собственного оборудования, но на основе чужой сетевой инфраструктуры. Фактически это телекоммуникационный аутсорсинг, который на заре активного развития рынка связи казался очень перспективным. Операторы – владельцы сетей – не успевали развивать необходимые услуги для удовлетворения спроса, и сервис-провайдеры восполняли недостаток предложения. Положение таких игроков долгое время было действительно выгодным: вложений в развитие или модернизацию инфраструктуры они счастливо избегали.


Однако в последнее время модель инфраструктурного аутсорсинга себя уже не оправдывает. Продажи и сдача в аренду телекоммуникационной инфраструктуры постепенно уходят в прошлое, владельцы инфраструктуры все чаще уже сами не могут извлекать большую прибыль из своих активов.


Меняется бизнес-модель операторской деятельности


Мультисервисность сетей, о которой мы говорили выше, является проявлением процессов отраслевой конвергенции, о которой в последние годы написано и сказано немало. Обсуждается конвергенция телефонных сетей и сетей передачи данных в так называемые сети следующего поколения (NGN, Next Generation Network) и конвергенция сетей фиксированной и мобильной связи (FMC, Fixed Mobile Convergence). При этом изменяется и роль телекоммуникационных компаний.


В настоящее время телефонная сеть, сотовые сети, Интернет, сети вещания существуют практически независимо друг от друга. При этом в телефонии операторы связи обеспечивают полный цикл работ, в сотовых сетях и Интернете вне их контроля находится значительная часть приложений, а в вещательных сетях связисты обеспечивают только транспортную составляющую. Практика последних лет показывает, что сначала конвергентным становится транспортный уровень (сетевая инфраструктура). Приложения постепенно обретают все большую самостоятельность, а роль операторских компаний в этой сфере неуклонно сокращается. Затем начинают объединяться функции управления сеансами связи в различных службах и функции работы с пользователями. Причем отношения с конечными пользователями сосредотачиваются в руках сервис-провайдеров – компаний, имеющих маркетинговую направленность (в отличие от телекоммуникационных операторов, являющихся скорее компаниями технологическими).


В результате меняется бизнес-модель операторской деятельности. Она приближается к модели инфраструктурных компаний, которые заинтересованы в росте рынка в целом, успехе сервисных компаний, которые призваны заполнить сети трафиком. А успех сервисных компаний зависит от того, насколько им удастся интегрировать услуги в интересах конкретных групп пользователей.


Конвергенция и широкополосность


Концепция NGN предполагает поддержку абонентского оборудования «старых» и «новых» типов: аналоговый телефон, факсимильный аппарат, кабельный модем, IP-телефон, цифровая телевизионная приставка, мобильный телефон и др. При этом обеспечивается должное качество обслуживания и безопасность. С точки зрения пользователя идею NGN можно определить как «всеобщую мобильность», понимаемую как возможность доступа к услугам в любое время, в любом месте, с помощью практически любого доступного абонентского устройства.


Когда речь заходит о сетях нового поколения, в последнее время часто упоминается подход triple play, предусматривающий предоставление по единому каналу связи комплекса услуг с передачей трех типов информации – голоса, данных, видео. Такие сети появляются уже не только на Западе, но и в России. В Украине они пока даже не анонсированы.


В концепцию NGN гармонично вписывается архитектура IMS (IP-based Multimedia Subsystem, мультимедийная подсистема на основе IP-протокола). Но если NGN больше относится к сетям фиксированной связи, то IMS – и в этом ее ключевое преимущество – инвариантна к типу сетей доступа. Они могут быть как проводными, так и беспроводными. Поэтому IMS считается сегодня наиболее эффективной архитектурой для конвергенции фиксированной и мобильной связи FMC.


Архитектура IMS, основанная на общераспространенных интернет-протоколах семейства TCP/IP, обеспечивает управление сеансами связи и доставку в рамках этих сеансов любых типов информации: речи, данных, видео, мультимедиа. В сети IMS пользователь может подписаться на пакет услуг, зарегистрировав для их получения несколько терминалов с различными характеристиками, адресами и типами подключений. Это могут быть, например, домашний ПК с интернет-подключением через домовую сеть Ethernet, мобильный телефон с GPRS, ноутбук, выходящий на связь через радиосети Wi-Fi.


Комплексные решения IMS, предлагаемые ведущими производителями телекоммуникационного оборудования, позволяют операторам связи:
• минимизировав капитальные и операционные издержки и обеспечив пользователей современными телекоммуникационными услугами, наиболее экономичным способом строить или модернизировать инфраструктуру связи;
• обеспечивать реальную и понятную для абонента интеграцию различных услуг, расширять спектр предлагаемых услуг за счет включения высокорентабельных мультимедийных сервисов, предоставлять доступ к услугам с широкого спектра абонентских терминалов;
• предоставлять, тарифицировать и контролировать разнообразные услуги на базе единой платформы управления.


Многие эксперты отмечают, что до последнего времени у операторов фиксированной связи не было серьезной мотивации к внедрению широкополосных услуг. Операторское сообщество находилось в состоянии пассивного ожидания появления потребительского спроса на современные услуги связи. А в это время гигантскими шагами двигалась мобильная связь, ставшая самым массовым средством телефонной связи. Это дало повод некоторым ее энтузиастам говорить даже об исчезновении в будущем самого понятия «фиксированная связь».


Но подобные прогнозы вряд ли можно назвать обоснованными: фиксированная связь имеет огромный потенциал развития, связанный с предоставлением таких широкополосных услуг, которые в том же объеме и с тем же качеством еще не скоро будут доступны через сотовые радиотелефоны. Это продвинутые услуги на базе Интернета, видео по запросу, мультимедийные онлайновые игры и многое другое. Уже созданная операторами фиксированной связи (в том числе и в Украине) сетевая инфраструктура позволяет оказывать широкополосные услуги нового поколения. Крайне важно то, что в этих сетях реализованы такие технологии, как MPLS, которая позволяет гибко управлять полосой пропускания и гарантировать качество обслуживания (QoS). Радиосети в этом пока отстают.


Телекоммуникационный мир превращается в инфокоммуникационный


Перечисленные выше объективные тенденции (и другие, неназванные) существенно усложняют жизнь операторов связи. Но они направлены на удовлетворение интересов пользователей и общества в целом, поскольку способствуют появлению современных инфокоммуникационных услуг. Игнорирование данных тенденций снижает конкурентоспособность не только операторов, но и всей страны.


В цепочке создания ценности между операторами и пользователями появилось звено сервис-провайдеров, непосредственно создающих услуги, необходимые конечным потребителям.

К тому же следует учитывать наличие двух взаимосвязанных субъективных факторов. С одной стороны, еще не все специалисты поняли и прочувствовали, насколько быстро и радикально меняется телекоммуникационный мир, превращаясь в инфокоммуникационный. С другой – законодательство, регулирующее отечественные телекоммуникации, фактически в значительной мере все еще строится на традиционной логике, в основе которой лежит традиционная (фиксированная) телефония. Поэтому существующие правовые нормы в незначительной степени способствуют распространению современных технологий и услуг связи, а иногда и сдерживают эти процессы. Но классическая телефонизация – далеко не все, что нужно обществу сегодня. 







Российские «пилоты»


Две «дочки» российской АФК «Система» – МГТС и «МТУ-Интел» – в следующем году планируют запустить совместный проект. Компании хотят предложить абонентам пакет услуг, в который войдут сервисы triple play-телефония, доступ в Интернет и телевидение.


На создание необходимой инфраструктуры МГТС планирует в 2007 г. потратить примерно $120 млн. «Эти услуги уже востребованы нашими абонентами, а пакетирование дает возможность получать их на более выгодных и комфортных условиях», – пояснила пресс-секретарь МГТС.


О том, что у triple play на московском рынке большой потенциал, можно судить по успеху предложения пакетной услуги (Интернет+ТВ) компанией «Акадо». За счет ее введения абонентская база за год выросла более чем в четыре раза: с 9,5 тыс. до 47 тыс. чел.


В следующем году развивать услуги triple play также намерены «Корбина Телеком» и «Центральный Телеграф».


По материалам РБК daily.

Залишити відповідь