Продолжая дело монархов

Создание музея – дело нешуточное. Особенно если это – дело частное.


Cоздание музеев во всем мире всегда являлось инициативой богатых, влиятельных и образованных людей своего времени. Та же Екатерина ІІ, благодаря которой мы имеем Эрмитаж, говорила о себе, что она «монарх по принуждению, коллекционер по призванию». Дрезденская галерея – достояние курфюрстов саксонских, Лувр – французских монархов. Имя Александра ІІІ связано с Русским музеем. Американский миллиардер и коллекционер современной живописи Соломон Гугенхайм создал музеи имени себя самого – два в Нью-Йорке и по одному в Берлине, Лас-Вегасе, Венеции и Бильбао. Галерея предпринимателя Павла Третьякова превратилась в крупнейший музей русского изобразительного искусства в мире. Благодаря знаменитому сахарозаводчику Николаю Терещенко в Киеве фактически была основана «вторая Третьяковка» – Музей русского искусства. Понятно, что мотивом этих людей было не обогащение, а просвещение и благотворительность.


Деньги взял там же, где Терещенко


У создателя частного музея «Духовные сокровища Украины» Игоря Понамарчука нет миллиардного состояния и царских возможностей. Но он не беден и имеет солидный вес в среде коллекционеров и антикваров. Его давняя мечта – создать настоящий крупный частный музей украинских икон – осуществилась год назад. Само здание этого музея впечатляет: это не адаптированное под музей старое помещение, а специально построенное новое пятиэтажное здание с использованием дорогих сложных технологий, обеспечивающих соблюдение температурного режима и влажности в залах, гарантирующих систему безопасности. Архитектурно-интерьерное решение создает максимум удобств для посетителей. Как и в музеях Гугенхайма, здесь можно подняться на скоростном лифте на последний этаж, чтобы осматривать экспозицию, постепенно спускаясь пешком. На трех с половиной тысячах музейных метров можно увидеть 300 старинных украинских икон XV-XXI веков. Эксперты утверждают, что это первый такой музей не только в Украине, но и в Европе.


«Культурные ценности – такое же богатство государства, как его золотой запас, только лучше, потому что в отличие от золота они с каждым годом только дорожают».

Естественно, теперь к меценату пристают с вопросом: «Где деньги взял?». Игорь Понамарчук шутит: «Там же, где Терещенко, – заработал». В детстве он, как и многие, собирал значки и марки, потом всерьез увлекся нумизматикой. В то время монеты дорожали ежедневно, и неожиданно для себя Игорь стал состоятельным человеком. По профессии врач-кардиолог высшей категории, он решил, что всем нужно заниматься профессионально, и, 13 лет назад оставив прежнюю работу, стал одним из самых авторитетных в Украине коллекционеров произведений искусства. «Что касается нашего музея «Духовные сокровища Украины», – говорит директор Ирина Горбачева, – идеей его создания заболел щедрый и небедный человек. Игорь Понамарчук решил именно так поделиться с людьми своим богатством – создать музей украинской иконы. Такой нетипичный шаг для нашей бедной страны. Это настоящая благотворительность: захотел человек – и подарил городу музей, который сейчас посещают около сотни людей в день».


Вот откуда Малевич!


«В детстве я однажды услышал, как моя бабушка перед иконой просила, чтобы Бог меня хранил и дал все хорошее в жизни, – вспоминает Игорь Понамарчук. – Бабушкина простенькая жестяная иконка с образом Николая Чудотворца сейчас стоит у меня дома на самом почетном месте. Антикварной ценности она не имеет, но для меня драгоценна. И что удивительно: мне потом стало попадаться много икон Николая Чудотворца. Среди них уникальная – «Святой Николай с житием» середины XV века».


«Его имя уже можно поставить в один ряд с именами Терещенко и Ханенко, – считает профессор Дмитрий Горбачев. – Преимущество же его коллекции в том, что она – украинская. Нас приучали к мысли, что раз украинское – значит, убогое. А в этом музее люди видят не один-два, а сотни национальных шедевров, и испытывают потрясение. Частное собрание икон Понамарчука больше, чем коллекция икон в Национальном художественном музее Киева. Причем все эти произведения искусства могли погибнуть, если бы он не вытащил их на свет Божий. Мне приходилось в свое время ездить по Украине и собирать иконы для художественного музея – удалось найти всего с десяток. Это тяжкий труд… Украинскую иконопись мы по-настоящему открываем для себя только сейчас. К слову, она повлияла на знаменитых авангардистов XX века. Достаточно взглянуть, например, на одну из икон святого Николая в музее, чтобы в этом убедиться. Мастер XVI века расписал ризу угодника черно-красными крестиками, и этот узор попеременно образует то черный, то красный квадрат. Вот откуда Малевич!».


Вам музей не нужен?


Вспоминается классический анекдот: «Вам дрова нужны?» – «Нет». На утро дров не обнаружили. Подобные мысли проносятся в голове, когда осознаешь, что открытие такого музея в другой стране стало бы национальной сенсацией, а человек, это сделавший, – национальным героем. У нас же все это было замечено с неподобающей в таких случаях скромностью. За свои деньги человек покупал иконы, реставрировал их и построил музей. У государства ни копейки не взял. Белая ворона? «Я не считаю себя белой вороной, – отвечает Игорь Понапарчук. – Во всем цивилизованном мире жертвуют деньги на развитие музеев, библиотек, школ искусств, закупку картин. И ведь многие люди в нашей стране могли бы открыть частный музей или галерею. Но не хотят. У меня до сих пор душа болит, что так и не удалось осуществить мечту: собрать в Украине воедино почти все из существующих сюжетов образа Богородицы. Их насчитывается свыше трехсот, и в мире сегодня нет подобной коллекции. В одиночку я не смог этого сделать. Многие редчайшие иконы разошлись в разные руки, исчезли за границей».




















Еще во времена Третьякова, Терещенко и Ханенко собирание произведений искусства называлось «стяжанием» (просим не путать с нынешним стяжательством). Меценаты стягивали в одну галерею или музей рассеянные по свету шедевры. Так и поступает Игорь Поламарчук. Кстати, в его же музее в постоянной экспозиции собрано 50 лучших произведений знаменитой художницы-примитивистки Марии Примаченко, которые он тоже собирал долгие годы. И это еще одна его реализованная мечта и еще один восторг.  







Что надо знать об иконах


«Икона» в переводе с греческого «эйкон» означает образ, изображение, подражание. Происхождение свое ведет от эллинистической портретной живописи («фаюмские портреты» І-ІІІ век). Обыкновение поклоняться иконам возникло из обычая, распространенного в Римской империи: почитания портретных изображений цезарей и полководцев. Первые иконы на Руси появились лишь с введением христианства и были «греческого письма». В ХІ веке появились иконы киевского живописца Алимпия, однако они, к сожалению, не сохранились.


Считается, что чем более древняя икона, тем она правильнее. Кажется, что древние мастера, которые жили во времена Христа, смогли полностью передать образы Христа, Богоматери, апостолов, отдельных святых еще при жизни. Икона словно помогает вернуться в далекое прошлое, во времена, когда, кажется, на земле было только добро. Художник, писавший икону, никогда ее не подписывал. Впервые надписи на иконах появляются только в XVII веке под влиянием Запада. На иконе обычно все предметы изображаются со всех сторон, именно так, как они существуют в памяти, и во всех их ракурсах, нежели предметы, запечатленные в момент их зрительного восприятия.


«Домосторой» Сильвестра» (середина XVI века) предписывал ставить иконы в каждой комнате. В сознании человека их количество должно было как бы спустить небо в реальный мир. При таком потребительском отношении к иконам спрос на них в России в XVI-XVII веках был чрезвычайно велик. На городских торгах имелись специальные иконные ряды, где каждый мог купить икону определенных святых – помощников и заступников в тех или иных делах. За икону, написанную признанным мастером, дорого платили серебром. Эти иконы передавались по наследству наряду с посудой из драгоценных металлов и ювелирными изделиями.


Сейчас икона является предметом истории культуры и ценится как художественное произведение. Наиболее древние иконы, которые существуют по сей день, относятся к XV веку.
Источник: О. Ю.Тарасов, «Очерки иконного дела в императорской России».

Залишити відповідь