Реорганизация
VW пустит «дочек» в свободное плавание
Новоизбранный председатель совета директоров Volkswagen Мартин Винтеркорн представил новый радикальный план реорганизации немецкого концерна. Две нынешние производственные «дочки» – Volkswagen (VW, Skoda, Bentley, Bugatti) и Audi (Audi, Seat, Lamborghini) – будут расформированы. При этом входящие в них бренды обретут полную самостоятельность в принятии управленческих решений по объемам производства, распределению доходов и стратегии на рынке поглощений. В связи с новой конфигурацией бизнеса в Volkswagen также было введено ряд новых бизнес-единиц: группа продаж, исследования и развития, а также производственная группа. Таким образом, топ-менеджмент концерна отказался от ранее предложенных изменений в конфигурации бизнеса, которые предполагали объединение в одну группу бренды премиум-класса (Audi, Bentley, Bugatti и Lamborghini), а в другую – все остальные марки.
Цель одобренной реорганизации – продолжить наращивание объемов производства и сбыта. Так, за 2006 г. Volkswagen продал 5,73 млн. авто (+9,3% по сравнению с годом ранее). Чистая прибыль концерна за 9 месяцев минувшего года достигла 1,21 млрд. евро (+76,6%), выручка составила 77,03 млрд. евро (+11,8%). Таким финансовым триумфом промышленная группа частично обязана предыдущей волне реорганизации, направленной на снижение издержек. За 2006 г. с заводов Volkswagen было уволено 20 тыс. рабочих, на 20% сократились зарплаты, были введены более длительные рабочие смены.
Власть и бизнес
Игра на добивание
Скандал вокруг крупнейшего южнокорейского автомобилестроительного концерна Hyundai Motor, разразившийся в феврале 2006 г., набирает обороты. Правоохранительные органы страны оштрафовали компанию на $25 млн. Hyundai ставится в вину использование монопольного положения на рынке для давления на торговые сети. «Корпорация ежегодно устанавливала завышенные целевые показатели по продажам машин для дилерских структур, угрожая разрывом контрактов», – полагает следователь.
Прокуратура также потребовала для главы Hyundai Чонг Монг Ку наказания в виде лишения свободы сроком на 6 лет. В числе финансовых преступлений, вменяемых Чонгу, – растрата $74 млн. из бюджета компании. Эти средства якобы шли на личные нужды и лоббирование интересов в правительстве. К тому же Чонг заключил ряд явно невыгодных сделок в интересах своего сына, возглавляющего концерн Kia (второй автомобилестроитель Южной Кореи). Окончательный приговор суд вынесет в феврале.
Хотя некоторые эксперты полагают, что наказания удастся избежать. Чтобы загладить свою вину, Чонг и его сын весной пообещали потратить $1 млрд. на благотворительность. По некоторым предположениям, в обещанную сумму включены щедрые отступные. Подобная практика часто используется в южнокорейском бизнесе, когда компании, приносящие добровольные пожертвования, получают снисхождение властей. Так, год назад Samsung перечислила в общественные фонды $800 млн., замяв тем самым ряд коррупционных скандалов.
Кризис-менеджмент
Главу ВР «попросили» раньше срока
Смена власти в одной из крупнейших нефтегазовых корпораций мира ВР произойдет раньше, чем ожидалось.
58-летний Джон Браун после 12 лет пребывания на посту президента компании уйдет в отставку 31 июля, хотя собирался оставаться там до 2008 г. Одновременно совет директоров назвал имя преемника – им станет Тони Хэйуард, руководитель сектора разведки и добычи нефти и газа группы.
О реальных причинах ускоренной отставки в официальных комментариях не говорится. Но эксперты не сомневаются: катализатором стало подведение неутешительных итогов 2006 г. Впервые за последние 10 лет корпорация показала падение добычи вследствие провала бизнеса в Северной Америке. После крупного разлива нефти в марте прошлого года ВР пришлось законсервировать добычу на нефтяном месторождении Prudhoe Bay (Аляска). В июне американский энергетический регулятор обвинил корпорацию в попытках манипулировать частью пропанового рынка США. Через два месяца к этому добавились подозрения в скрытом воздействии на рынки нефти и бензина. А в октябре совет по химической безопасности заключил, что ВР игнорировала «катастрофические риски», приведшие к взрыву на НПЗ в Техасе (март 2005 г.), когда погибли 15 человек. Совет также пришел к выводу, что руководство компании было в курсе проблем с обеспечением безопасности и на других 34 производствах группы по всему миру. Итог череды этих неурядиц неутешителен: за год корпорация опустилась со 2-го места по капитализации среди энергогигантов на 5-е.
Между тем за время работы Джона Брауна капитализация компании увеличилась в 2,5 раза, был сделан ряд удачных приобретений. А в 2000 г. топ-менеджер лично курировал ребрендинг группы с целью продемонстрировать заботу об экологии. Тогда появился зеленый логотип, а название компании было изменено с British Petroleum на короткое ВР (аббревиатуру предлагалось расшифровывать как Beyond Petroleum – «не только нефть»).