иностранные банки подбирают калибр

Иностранные финучреждения уже прочно закрепились на местном банковском рынке. Потратив этот год на внедрение своих стандартов и продуктов, они во всеоружии будут готовы к борьбе за потребителя любого калибра.


Все иностранные банки (и пришедшие недавно в Украину, и уже осуществляющие реструктуризацию существующих активов) имеют довольно амбициозные перспективные планы. Однако эксперты уверены: на рынке в ближайший год следует ожидать относительного затишья. В это время банки займутся обкаткой своих систем и налаживанием процедур и стандартов, а темпы их развития будут диктоваться скорее ростом рынка в целом, чем применением «домашних заготовок».


Лидерство по инерции


Отечественные банки, купленные иностранцами, пока не показали каких бы то ни было существенных результатов, которые можно было бы приписать исключительно факту их вхождения в западные финансовые структуры. Некоторые из них могут похвастаться своими нынешними результатами в силу «бывших» заслуг, другие же, недавно приобретенные или созданные с чистого листа, по понятным причинам, нет. Так, в рейтинге банков по объемам ипотечного кредитования, составленном Украинской национальной ипотечной ассоциацией, по состоянию на III квартал 2006 г. в пятерке лидеров находятся четыре финучреждения с крупными иностранными инвестициями: «Райффайзен Банк Аваль», «УкрСиббанк», «Укрсоцбанк» и «ОТП Банк». Но все они были приобретены уже «созревшими» иностранцами (за исключением разве что последнего, развившегося австрийским «Райффайзенбанком»).


Пожалуй, единственным банком, чья стратегия была существенно подкорректирована, стал «УкрСиббанк». С вхождением в его капитал BNP Paribas банк занялся активным завоеванием долей рынка практически во всех направлениях, что позволило ему войти в тройку крупнейших отечественных финучреждений. Причем иногда, по словам экспертов, это происходило довольно нехарактерным способом – за счет ценовой конкуренции. Впрочем, эксперты отмечают, что такие меры временные, и большинство иностранных банков не будут заниматься демпингом, а для установления долгосрочных отношений с клиентами сконцентрируются на маркетинге и качестве обслуживания – будут смещать акценты на совершенствование таких критериев, как качество и скорость. Это касается не только розницы, но и корпоративного бизнеса.


Иностранные пятилетки


Большинство иностранных банков еще перед открытием в Украине или покупкой местного финучреждения имели готовые долгосрочные планы своего развития в нашей стране. Примечательно, что их стратегии, как правило, рассчитаны на 3-5 лет. Именно такой отрезок времени понадобится иностранным банкам для того, чтобы, во-первых, провести реструктуризацию своих приобретений или нарастить обороты, и во-вторых, занять подобающие их статусу места в украинской банковской тусовке. Несомненно, что, основываясь на полученных результатах, они смогут занять существенные доли и в небанковских сегментах финансового рынка.


«По нашему мнению, для того чтобы сделать в Украине такой банк, какой мы имеем, например, в Польше, нам нужно еще 4-5 лет, – рассказал «&» Жан-Фредерик де Люсс, глава подразделения международного развития Credit Agricole Group. – Ведь хотя бы для того, чтобы привести в соответствие всем нормам IT, обучить персонал, посетить все отделения, понадобится немало времени. В любом случае для банка, ориентированного на массы, 4-5 лет – не самый показательный период. За такой срок можно сделать вывод, не наделали ли мы глупостей. Но для достижения существенных результатов нужно время и фундаментальная работа».


Новички будут расти на корпоративном бизнесе


Инвесторы, открывшие банки с нуля или купившие местных середнячков, будут стремиться нарастить сети и активы. Наиболее простой и быстрый способ – корпорейт. Именно такие планы озвучивали, например, представители банка ВТБ. Такой подход позволяет банку не только быстро увеличить активы, но и выйти на определенный уровень доходности. «Нам кажется, что бизнес-направление может быть освоено значительно быстрее, поскольку возможен быстрый рост клиентской базы и выход на плановую прибыльность», – размышляет Феделе Ди Маджио, заместитель председателя правления UniCredit Bank. В то же время он признает, что для UniCredit Group стратегическим направлением и основой финансовой мощи бизнес-группы является банковский ритейл. «Однако его развитие требует длительного времени и значительных инвестиций, поэтому, говоря о нем, следует иметь в виду долгосрочную перспективу, – констатирует Феделе Ди Маджио. – У нас есть уникальный международный опыт работы и огромные финансовые ресурсы. На данный момент мы предлагаем нашим клиентам такой набор услуг: потребительское кредитование, ипотеку, различные оплаты, депозитные продукты. Через пару лет планируем расширить данный список, добавив в него инвестиционные продукты».


Следует отметить, что подобной точки зрения придерживаются и другие банки, начавшие работу в Украине с нуля или купившие финучреждения, не входящие в группу лидеров рынка ни по узнаваемости, ни по своим результатам, что, впрочем, естественно. С одной стороны, подобная стратегия может в достаточно сжатые сроки дать определенный результат. Другая сторона медали: иностранцы привыкли работать глобальнее, и их приход в Украину вызван отнюдь не желанием быстро снять сливки. Они нацеливаются на построения конкурентоспособного бизнеса по всем направлениям на долгосрочную перспективу, ведь та же розница является всего лишь одним, пусть даже сегодня и самым быстрорастущим, сегментом их деятельности. Иностранные финансовые группы обладают достаточно широкими возможностями при работе как с крупным, так и с малым и средним бизнесом. Помимо предоставления классических по украинским меркам услуг, они способны предложить бизнесу доселе малознакомые, но уже доказавшие свою эффективность инструменты по экспортно-импортному финансированию, прочие полезные, пока еще не получившие широкого распространения в стране продукты и услуги. К тому же, как подчеркивает Виктор Горбачев, заместитель председателя правления «Райффайзен Банка Аваль», розничный и корпоративный бизнесы тесно взаимосвязаны. «Корпоративный клиент – это не только расчетно-кассовое обслуживание, кредитование. Это еще и зарплатный проект, и розничное кредитование», – уточнил он.


Изобретать велосипед не станут


Существенным преимуществом иностранных банков является возможность использовать опыт материнской структуры и всех входящих в группу учреждений. Большинство иностранных банков, присутствующих в Украине, с легкостью смогут адаптировать наработанные в других странах техники и подходы, причем как для корпоративного бизнеса, так и для розницы. Именно этим и будут они заниматься.


«Материнская структура мыслит более глобально, – отмечает Виктор Горбачев. – У нее имеется огромный опыт работы в других странах Центральной и Восточной Европы. Они видят, что мы имеем в настоящее время, и прогнозируют, как будет развиваться рынок, скажем, через 3-5 лет». Именно поэтому, по его словам, акционеры предлагают внедрять определенные новации, которые сегодня могут быть не особенно востребованы, но при условии формирования соответствующего спроса банк будет готов предложить адекватные продукты или услуги. Например, «ОТП Банк» уже сегодня ведет активную работу по внедрению в Украине системы дистанционного управления счетами, являющуюся коньком венгерской группы.


Виктор Горбачев также отмечает, что каждый банк, входящий в банковский холдинг, может использовать опыт любого другого дочернего финучреждения из какой угодно страны. Причем специалисты сразу проконсультируют, с какими сложностями предстоит столкнуться при решении определенного вопроса, что в итоге получится, каких результатов банк сможет в результате добиться. Подобная возможность существенно экономит время на внедрение новшеств и уменьшает вероятность ошибок.


Денег – куры не клюют?


Одним из главных преимуществ банков с существенным присутствием иностранного капитала, по оценкам некоторых украинских экспертов, является доступ к более длинным и дешевым ресурсам. Действительно, преимущество вроде бы налицо, однако процедура его получения не такое уж легкое дело. Виктор Горбачев отмечает, что даже наличие широких возможностей по размещению пассивов не гарантирует получение фондирования. «Банк должен доказывать материнской структуре необходимость инвестирования определенной суммы на конкретные цели», – объясняет он. Кроме того, г-н Горбачев считает, что материнская структура смотрит на ситуацию «более стратегически» и уже исходя из своего видения дальнейшего развития местного рынка принимает решение о финансировании.


Несколько по-другому все происходит в банках, созданных иностранцами с нуля. Им не приходится сталкиваться с довольно непростым и продолжительным этапом «вливания» в существующий банк, осмысления его работы на практике, дальнейшей реструктуризации, внедрения новых процедур. Банки, созданные с чистого листа, способны в довольно сжатые сроки внедрить, обкатать большинство своих подходов и, не задерживаясь на мелочах, двигаться к группе лидеров. Причем средства под необходимые инвестиции уже, как правило, рассчитаны и внесены в бюджет группы. В то же время, ориентируясь на розницу, банки не могут обходить стороной и местных вкладчиков. «Мы рассчитываем привлечь часть финансовых ресурсов на местном рынке с помощью депозитов. Все дополнительные финансовые расходы будут получены от материнской структуры, в том числе и увеличение капитала», – рассказывает Феделе Ди Маджио. Это вполне оправдано, ведь, кроме дорогих и коротких ресурсов, они дают возможность продвигать другие продукты банка, формируют имидж и репутацию учреждения. «Вместе с тем поддержка материнской структуры капиталом и фондами позволяет нам не ограничивать себя в своем развитии», – объясняет г-н Ди Маджио.


Небанковские планы банковских учреждений


Иностранные финучреждения приносят в Украину не только банковские технологии, но и технологии и техники взаимодействия между разными структурами внутри группы, другими партерами. Подавляющее большинство этих банков уже заявили (а некоторые уже приступили к исполнению) о наличии у них планов по развитию, помимо классических банковских направлений, еще и различных небанковских услуг. Речь идет прежде всего о лизинге и страховании (жизни и рисковом). Следующими по приоритетам в данном списке стоят негосударственное пенсионное обеспечение и доверительное управление. Опыт Польши иллюстрирует, что именно иностранные банковские группы дали один из наиболее существенных толчков развитию прочих финансовых направлений.


Как показывает практика стран с развитой экономикой, хотя финансовые группы более охотно работают со своими структурами, на рынке может найтись место и для неаффилированных структур. Соответственно украинским страховым компаниям, а также прочим участникам в первую очередь финансового рынка либо придется подстраиваться под них, либо уступить место более проворным конкурентам, что, впрочем, требует значительных финансовых и человеческих ресурсов.


Затишье перед… взрывом


Большинство экспертов уверены: 2007 год вряд ли запомнится чем-то неординарным в работе иностранных банков на местном рынке. Учитывая тот факт, что большинство иностранцев пришли в Украину относительно недавно, следует ожидать в текущем и отчасти в следующем году «настройки» их работы. «Иностранные банки скорее всего будут достаточно активны в следующем году, но до 2008 г. мы, вероятно, не увидим больших результатов их работы», – резюмирует Феделе Ди Маджио. Ряд банков получат в партнеры небанковские учреждения – страховые и лизинговые компании. Эксперты также не исключают, что некоторые иностранные банки для активизации развития будут использовать дальнейшие поглощения местных финучреждений. Подобная практика активно применялась ими в соседней Польше, где за один год доля иностранцев в активах выросла приблизительно с 25 до 50%.







Новые продукты как способ удержания клиентов


Игорь Гавриляк, исполнительный директор ОАО «Кредобанк»:
– Поскольку в каждой стране основой экономики является малый и средний бизнес, мы ориентируемся прежде всего на этих клиентов. Польский опыт показывает, что с каждым годом доля данного сегмента в экономике растет, поэтому для таких клиентов мы разработали новую линейку услуг.


В этом году намерены запустить факторинг. Хотим также внедрить лизинг. «Кредобанк» намерен работать над разработкой новых схем финансирования недвижимости. Мы намерены разработать новые продукты, которые объединяли бы интересы корпоративных и розничных клиентов. Это позволит выйти с конкурентным продуктом на рынок недвижимости и жилья.


Начали работать с проектным финансированием. Конечно, это достаточно рисковые проекты, но у нас есть определенная разработанная нами методика, по которой работаем. Опыт в этой сфере мы черпали у нашего главного инвестора – PKO BP. У нас происходило обучение, на котором приводился опыт Польши относительно проведения подобных операций на рынке. Мы идем в этот сегмент. Если его отбросить, то будем терять определенных клиентов на рынке.


Преимущества из области мировоззрения


Феделе Ди Маджио, заместитель председателя правления UniCredit Bank:
– У нас полностью централизованная и стандартизированная модель информационных технологий, система безопасности, что позволяет легче проходить проверки НБУ, ведь их требования уже включены в наши стандарты. Благодаря опыту работы в странах с переходной экономикой мы избегаем многих ошибок. Мы предоставляем своим клиентам полную информацию, необходимую для принятия решения, комфортную среду и качественный продукт. Организации, занимающиеся импортом и экспортом, найдут в нас хорошего партнера. Мы работаем в Европе под известным и уважаемым брендом, имеем филиалы в 20 странах и наработанную клиентскую базу. Все это позволит нашим клиентам получать большие кредиты и быть уверенными в стабильности своего финансового положения. Тот факт, что компания сотрудничает с нами, будет хорошей рекомендацией для зарубежных партнеров.


В числе жестких требований, которые мы предъявляем к своим продуктам, – прозрачность. Кроме того, мы всегда стараемся настроить клиента на длительное партнерство, выстраиваем с ним отношения, даже если речь идет об одноразовой сделке.

Залишити відповідь