Сближение технологий и услуг на телекоммуникационном рынке позволяет бизнесу удовлетворить насущные потребности, выйти на новый уровень, при этом существенно повысив эффективность деятельности.
Проблема конвергенции сетей и продуктов стала как никогда актуальной. По оценкам экспертов, в рамках конвергенции будут предлагаться все больше приложений и услуг, что открывает перед поставщиками и потребителями новые горизонты в их деятельности.
Не зря руководители ведущих телекоммуникационных компаний мира не скрывают своего оптимизма. Как отметил в своем выступлении на Всемирном 3GSM конгрессе Паскаль Дебон, президент департамента «Операторские сети» компании Nortel, «в недалеком будущем три основных мира, окружающих человека, – жилище, транспорт, место работы – будут оснащены всеми видами связи, чтобы возможность получения услуг для пользователя была непрерывной».
Мультисервисный старт
На современном этапе развития технологий конвергенции происходит интеграция всех известных форматов связи, а также телекоммуникационных сервисов на базе IP-протокола. Преобладание концепции интеграции приводит к перевороту в схемах ведения бизнеса операторов рынка. В новых условиях, чтобы не потерять клиента, от них требуется предоставление как можно более широкого спектра услуг. Заложниками комплексности сервисов в первую очередь становятся компании мобильной и фиксированной связи, интернет-провайдеры, другие фирмы, занимающиеся передачей данных.
В то же время эксперты утверждают, что конвергенция в ее первичном понимании остается делом отдаленного будущего. «Изначально задумываясь как объединение мобильных сетей с фиксированными, конвергенция в таком виде сегодня практически нигде не работает. Другое дело мультисервисные сети, переживающие пик своего развития», – считает Александр Данченко, генеральный директор ЗАО «Датагруп». Например, лишь только в 2005 г. филиппинская компания Philippine Long Distance Telephone Company (PLDT) совместно с Nokia запустила лабораторию Next Generation Network для разработки и тестирования «классической» конвергентной технологии Fixed-Mobile Convergence Services (FMC). В результате пользователь получает телефон с одним номером, адресной книгой и базой голосовых сообщений, но сможет в одинаковом режиме использовать проводные телефонные сети и сотовую связь. Одним из немногих примеров реализации FMC стал также общий проект Bluephone от компаний British Telecom и Vodafone, направленный на корпоративный рынок. Его суть в том, чтобы звонки через фиксированную сеть осуществлялись посредством Bluetooth, а за пределами действия Bluetooth – автоматически через сеть GSM.
Намного лучше обстоят дела с мультисервисными сетями. «Крупные провайдеры, в том числе и на соседнем российском рынке, уже начали разворачивать сети следующего поколения (Next Generation Network), которые фактически являются конвергентными. С помощью этих мультисервисных сетей передается и голос, и потоковое видео, могут также быть использованы различные приложения. В Украине этот вид сетей только начинает развиваться», – утверждает Виталий Ковальчук, руководитель IT-департамента холдинга AVentures Group.
Триединые задачи
Волну глобального перехода от концепции «для каждой услуги – своя сеть» к мультисервисной сети сегодня возглавляют мировые лидеры разработок в сфере телекоммуникаций. В результате большинство решений крупных А-вендоров направлены на развитие мультисервисности услуг связи и мультифункциональности устройств. Благодаря этому корпоративный сектор получил вездесущую IP-телефонию, сервисы на базе протокола следующего поколения – SIP (Session Initiation Protocol), сделавшие возможной универсальную почту, мгновенные сообщения, голосовые порталы, а также call-центры. Конечным пунктом пошагового развития в обозримом будущем станет превращение телекоммуникационных систем в гибридные сети, которые будут сочетать различные виды доступа и применение разнообразного оборудования. В данном направлении двигается компания Motorola со своей концепцией «бесшовной мобильности» (Seamless Mobility), позволяющей человеку воспользоваться любым телекоммуникационным приложением, где бы он ни находился. Другие производители также не отстают со своими «концепциями видения мира». Например, компания Avaya продвигает конвергентную коммуникационную платформу IP Office, на базе которой может быть построена интегрированная сетевая среда. В итоге бизнес получает систему, способную одновременно обеспечить доступ в Интернет, удаленный доступ в корпоративную сеть для мобильных сотрудников, IP- и обычную голосовую телефонию. В традиционном офисе все эти функции выполнялись отдельными устройствами различных производителей. Несколько иным путем пошла компания Cisco Systems, сосредоточившись на системах, повышающих безопасность и качество передачи голоса, а также создающих возможности для организации видеоконференций между удаленными офисами компании.
Коммуникация без границ
Применение конвергентных технологий в значительной мере зависит от сферы деятельности компании, количества территориально удаленных офисов, а также наличия в штате мобильных работников. Например, компании, ориентированные на работу с многочисленными клиентами, не в силах обойтись обычным коммутатором АТС и требуют интеллектуальных систем, позволяющих не просто принимать вызовы, но и строить максимально эффективное взаимодействие с клиентской базой. Этим целям служит применение различных contact- и call-центров, IP-телефонии. «Важность call-центров для работы розничных компаний нашего холдинга обусловлена современной, удобной и качественной методикой, которая значительно упрощает процесс общения с клиентами. Благодаря call-центрам повышается эффективность продаж, появляется возможность постоянно совершенствовать качество предоставляемых услуг в каждой отдельной точке, двигаясь навстречу нашим клиентам», – рассказал Павел Троян, руководитель отдела по работе с клиентами группы розничных компаний Unitrade – melofon холдинга AVentures Group.
В результате применения конвергентных технологий при построении современных contact- и call-центров совмещаются преимущества системы, поддерживающей как традиционные средства связи, так и устройства на базе IP-протокола. Поэтому обслуживание клиентов параллельно производится обычным телефонным способом, через веб-серверы компании, а также с помощью ICQ и электронной почты. «Более того, наличие call-центра помогает реализовывать одновременно и CRM-программы наших розничных компаний, а именно: вести учет клиентов, количества совершенных ими покупок, собирать и регистрировать данные об их предпочтениях, готовить информационную рассылку», – отмечает Павел Троян.
По мнению экспертов, наиболее распространенным решением является построение корпоративных частных виртуальных сетей для обеспечения слаженной работы финансовых и других приложений, независимо от количества и удаленности филиалов. Как рассказал «&» Дмитрий Потапов, начальник управления информационной инфраструктуры страховой компании Generali Garant: «У нас функционирует сеть IP-телефонии, которая взаимодействует с традиционными телефонными аппаратами через коммутаторы, которые преобразуют обычный голос в VоIP (Voice over IP). Помимо этого, работаем над системой сочетания средств мобильной связи с системой GPS. Этот конвергентный механизм позволит нам определять место расположения застрахованных нами объектов и их данные».
По мировым прогнозам компании Radicati Group, к 2008 г. доля IP-телефонии в корпоративном сегменте составит 44%, а суммарный доход превысит $5,5 млрд. При этом количество корпоративных линий VoIP вырастет в 14 раз. Также популярность приобретает передача видео через протокол IP как в корпоративной среде, так и в качестве услуги контент-операторов. Согласно прогнозу консалтинговой компании Dittberner Associates, объем продаж услуг IPTV (телевидение через протокол IP) в мире превысит к 2013 г. $12,6 млрд. а число абонентов IPTV достигнет 53 млн. человек.
На практике пока далеко не все украинские компании способны использовать новые технологические возможности в телекоммуникациях. «Корпоративный сегмент имеет свои особенности. В большинстве случаев на предприятиях применяется стандартный набор – телефон и компьютер. Конечно, удобнее и проще всего реализовать данные задачи на базе IP-решений. Однако в большинстве случаев голосовые услуги по-прежнему базируются на использовании традиционной офисной телефонной станции (PBX) с IP-интерфейсом. Такое решение еще нельзя назвать IP-решением в чистом виде», – рассказывает Виктор Чемеровский, ведущий специалист отдела новых технологий компании «Монис».
Персональная мобильность По прогнозам IDC, количество мобильных работников в Европе увеличится с 82 млн. в 2006 г. до 90 млн. в 2010-м. Всего же в мире к 2009 г. будет насчитываться порядка 872,2 млн. мобильных сотрудников. В процессе распространения инновационных технологий украинские компании также начинают рассматривать данный тип персонала в качестве необходимого инструмента для эффективного ведения бизнеса. «У нас есть в проекте схема, когда комиссары работают на выезде, к примеру, осматривают автомобиль клиента. При этом для занесения всех нужных сведений в базу данных достаточно применять мультифункциональные устройства типа КПК», – отмечает Дмитрий Потапов, начальник управления информационной инфраструктуры страховой компании Generali Garant. Эффективность мобильных работников порой толкает лидеров телекоммуникационного рынка к довольно оригинальным идеям совершенствования данного механизма. Так, компания Vanson Bourne провела исследование по заказу Avaya, которое показало, что каждый третий житель Великобритании согласился бы с предложением имплантировать себе в голову телефон, чтобы постоянно находиться на связи. С англичанами солидарны 22% респондентов из США, 21% – из Австралии и 15% – из России.